Психологические проблемы адаптации ребёнка в первом классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является выявление и изучение проблемы адаптации ребенка к школе.
Для достижения цели нам нужно решить следующие задачи:
-выявить психологические проблемы адаптации ребёнка к школе;
-раскрыть понятие "адаптация";
-изучить особенности адаптации ребенка к школе.

Содержание работы

Введение
Глава I. Школьная адаптация как психолого – педагогическая проблема
1.1 Первые дни ребенка в школе
1.2 Возрастные особенности младших школьников
1.3 Сущность школьной адаптации первоклассников
Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
2.1 Значение учителей и родителей в адаптации детей к школе
2.2 Психолого-педагогическая работа с первоклассниками
Заключение

Файлы: 1 файл

курсова я ВЕРА МАТВЕЕВА 211 ГРУППА ШО .docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

В большинстве работ констатируется, что слабоуспевающих учащихся характеризуют  следующие личностные свойства:

-неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности;

-инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления.

Готовность ребенка к  школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях.

Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими – либо патологическими факторами.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут  быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать.

Конечно, не у всех детей  адаптация к школе протекает  с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс  сильно затягивается. Такие дети часто  и подолгу болеют, причем болезни  носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу.

Анализируя процесс адаптации  первоклассников к школе, целесообразно  выделить те его формы, знание которых  позволит реализовать идеи преемственности  в работе воспитателя дошкольного  учреждения и учителя общеобразовательной  школы.

1. Адаптация организма  к новым условиям жизни и  деятельности, к физическим и  интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.

2. Адаптация к новым  социальным отношениям и связям  относится в большей степени  к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для  хранения школьных принадлежностей,  школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах  со старшими братьями, сестрами, признание его "взрослости", предоставление самостоятельности  и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и  взрослыми, отношение к школе,  к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности  и общения ребенка (отношение  к ребенку в семье, стиль  поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка  и др.).

3. Адаптация к новым  условиям познавательной деятельности  зависит от актуальности образовательного  уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении  или в домашних условиях; интеллектуального  развития; от обучаемости как  способности овладеть умениями  и навыками учебной деятельности, любознательности как основы  познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).

Создание благоприятных  условий адаптации ребенка к  школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения  преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс  адаптации, во многом зависит психофизическое  состояние будущего ученика. Сроки  адаптации первоклассников могут  быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость  к школе отмечается в первом полугодии  обучения. Однако установлено, что у 20 - 30% шестилетних детей этот процесс  не завершается в течение первого  года обучения.

Оптимальный адаптационный  период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к  новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Психологами  доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так  называемой "острой" адаптации. В  это время не следует повышать нагрузку, темп работы.

Активный период обучения должен начинаться после "острого" периода адаптации.

Если физиологическая  адаптация протекает как бы автоматически, то с социально-психологической  адаптацией дело обстоит иначе: она  представляет собой процесс активного  приспособления. Адаптация ребенка  к школе процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально-психологическую ситуацию, не только "встроиться в нее", но и ее "пристроить к себе". Да ведь и учителю необходимо адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми для него учениками.

Процесс "притирки" друг к другу продолжается достаточно долго, но учителю легче - и не только потому, что он взрослее и мудрее, но и потому, что он имеет существенное влияние на процесс адаптации.

Именно в первом полугодии  первого года обучения процесс адаптации  ребенка проявляется в напряжении всех функциональных систем его организма. В этот период наиболее яркими признаками сложно протекающей адаптации, которые  легко заметить и учителю и  родителям, являются двигательное возбуждение  или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Перечисленные  признаки, а также снижение массы  тела свидетельствуют о неблагоприятных  изменениях в здоровье первоклассника, вызванных неуклонно нарастающим  утомлением и переутомлением.

По результатам наблюдений Б.И. Кочубей и Е.В. Новиковой, уже  к концу первой четверти масса  тела снижается у 60% детей. Одновременно с этим ухудшаются показатели работоспособности, появляются жалобы на усталость, сонливость, головные боли. Утомление приводит также к значительному снижению артериального давления у первоклассников, а переутомление может обернуться повышением давления, появлением шумов в сердце, нарушениями нервно-психического здоровья.

Ухудшение нервно-психического состояния детей также наиболее выражено в первом полугодии. Специальные  исследования показывают, что именно в этот период число учащихся, имеющих  нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14–16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается  примерно на 20%. Наиболее тяжелы для  ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как  время "острой адаптации". Но и  спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные  трудности.

Какие же причины лежат  в основе школьной дезадаптации?

Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей  требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие "школьной зрелости".

В числе других причин можно  назвать недостаточный уровень  интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья.

Все это - комплекс внутренних причин, так называемые "проблемы ребенка".

Однако существуют и внешние  причины школьной дезадаптации - "проблемы учителя": несоответствующие возможностям ребенка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п.

Чаще всего эти факторы  существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определенным трудностям обучения.

В результате социально-психологической  дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану.

Письмо такого ученика  выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность  графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор - вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил.

Вызваны они несоответствием  темпов деятельности ребенка и всего  класса, отсутствием концентрации внимания.

Эти же причины определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз ("спотыкающийся" ритм), быстрый  темп чтения, но плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения.

При обучении математике трудности  выражаются в неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном  восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие.

Главная роль в создании благоприятного психологического климата  в классе, несомненно, принадлежит  учителю. Ему необходимо постоянно  работать над повышением уровня учебной  мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении  с одноклассниками.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного  психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

На основании изученной  литературы по теме исследования можно  сделать следующий вывод: для  достижения эффективности в обучении детей 6 – 7 лет необходимо формировать  положительное, эмоциональное отношение  к занятиям. Руководство деятельности детей первого года обучения в  школе следует осуществлять широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания, с частичным применением школьных методов. Необходимо соблюдать преемственность дошкольных и школьных методов работы при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения, организовывать деятельность младших школьников, т.к положительно складывается на психологической адаптации детей к новым условиям, формировать способность к ролевому и личностному общению.

Необходимо учитывать  индивидуальные возрастные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости в темпе усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности и др., т.к они могут привести к дезадаптации.

 

 

 

 

Глава II. Социально  – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе

 

    1. Значение учителей и родителей в адаптации детей к школе

О том, что начало обучения в школе - один из самых серьезных  моментов в жизни ребенка, знают  все родители. Но что это значит?

Вот типичные ответы: "Новый  коллектив", "Новые занятия", "Учительница", "Новые обязанности", "Много новых впечатлений". И лишь некоторые говорят: "Большие  нагрузки". Как видите, большая  часть родителей считает, что  главное при начале обучения в  школе - перемены, так сказать, социально-психологические: новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль - ученика - со своими плюсами и  минусами. Все это, конечно, существенно; но все же правильнее других оценила  начало обучения та мама, которая написала: "Большие нагрузки".

Часто родители думают, что  если у ребенка в детском саду на занятиях все получалось хорошо и воспитатель его хвалил, то и в школе у него также все будет хорошо получаться и учитель будет его хвалить.

Может быть, все так и  будет. Однако надо понимать, что с  переходом из детского сада в школу  меняется коллектив сверстников, на фоне которых ребенок может выглядеть  менее или, наоборот, более способным; меняется педагог, а следовательно, меняются требования к детям, да и характер отношений между учителем и учеником принципиально иной; меняется, наконец, вид деятельности: на первое место выходит учеба, где ребенку важно проявить свои умственные способности, а не личностные качества. Именно этими изменениями и обусловлена проблема адаптации ребенка к школе, и понять, насколько комфортно ему там будет по сравнению с детским садом и являются ли его учебные успехи случайными или закономерными, можно будет как минимум через полгода.

Информация о работе Психологические проблемы адаптации ребёнка в первом классе