Психологические проблемы адаптации ребёнка в первом классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является выявление и изучение проблемы адаптации ребенка к школе.
Для достижения цели нам нужно решить следующие задачи:
-выявить психологические проблемы адаптации ребёнка к школе;
-раскрыть понятие "адаптация";
-изучить особенности адаптации ребенка к школе.

Содержание работы

Введение
Глава I. Школьная адаптация как психолого – педагогическая проблема
1.1 Первые дни ребенка в школе
1.2 Возрастные особенности младших школьников
1.3 Сущность школьной адаптации первоклассников
Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
2.1 Значение учителей и родителей в адаптации детей к школе
2.2 Психолого-педагогическая работа с первоклассниками
Заключение

Файлы: 1 файл

курсова я ВЕРА МАТВЕЕВА 211 ГРУППА ШО .docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

Индивидуальное и групповое  консультирование и просвещение  родителей по результатам диагностики.

Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и  общения с отдельными школьниками  и детьми данного возраста в целом.

Организация педагогической помощи детям испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же - методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа - выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной  в течение полугодия и года в целом работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Начало обучения в школе  – один из наиболее сложных и  ответственных моментов в жизни  детей, как в психологическом, так  и в физическом плане. Поступив в  школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

Этот момент является новым  возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

На основе этой деятельности развиваются психологические новообразования: в центр сознания выдвигается  мышление, происходит переход к стадии формальных операций, развивается память. В этот период восприятие становится более анализирующим, принимает  характер организованного обучения, эмоциональное состояние начинает влиять на отношения с товарищами. Младший школьник становится импульсивным, появляется склонность незамедлительно  действовать, общая недостаточность  воли.

К окончанию начальной  школы у ребенка формируется  трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность, изменяется отношение  к учебной деятельности, формируется  интерес к результатам своего труда, произвольность.

Приступая к какой –  либо деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает  к ним. В этом ему помогает накопленный  опыт, который с возрастом расширяется  и обогащается.

Адаптация к школе –  перестройка познавательной, мотивационной  и эмоционально-волевой сфер ребенка  при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Для достижения эффективности в  обучении необходимо формировать положительное  эмоциональное отношение к занятиям.

Оптимальный адаптационный  период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к  новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Адаптация  ребенка к школе – процесс  не односторонний: не только новые условия  воздействуют на малыша, но и сам  он пытается изменить социально –  психологическую ситуацию.

Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного  психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения  у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Целью социально – педагогической деятельности является создание педагогических условий, позволяющих ребенку функционировать  и развиваться в школьной системе  отношений. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников  к школе осуществляется работой  психолога, социального педагога, классного  руководителя, а также работой  с семьей. В обеспечении комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса.

Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений  в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и  родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих  в нем субъектов. Это позволяет  сделать период адаптации первоклассников  недолгим, а результаты его –  высоким.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002
  2. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера / М. 1988.
  3. Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М., 1991.
  4. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.

 

 


Информация о работе Психологические проблемы адаптации ребёнка в первом классе