Психологические проблемы адаптации ребёнка в первом классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является выявление и изучение проблемы адаптации ребенка к школе.
Для достижения цели нам нужно решить следующие задачи:
-выявить психологические проблемы адаптации ребёнка к школе;
-раскрыть понятие "адаптация";
-изучить особенности адаптации ребенка к школе.

Содержание работы

Введение
Глава I. Школьная адаптация как психолого – педагогическая проблема
1.1 Первые дни ребенка в школе
1.2 Возрастные особенности младших школьников
1.3 Сущность школьной адаптации первоклассников
Глава II. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе
2.1 Значение учителей и родителей в адаптации детей к школе
2.2 Психолого-педагогическая работа с первоклассниками
Заключение

Файлы: 1 файл

курсова я ВЕРА МАТВЕЕВА 211 ГРУППА ШО .docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

Как показывает практика, те или иные трудности в процессе школьного обучения возникают у  всех первоклассников. Несмотря на внешнее  сходство, у разных детей затруднения  в учебе и взаимодействии с  одноклассниками и учителем могут  иметь различные причины и  зависят от индивидуальных особенностей психофизиологического, интеллектуального, социального, эмоционально-волевого развития.

За золотую олимпийскую  медаль борются самые опытные, самые  талантливые спортсмены, а получает ее тот, у кого крепче нервы. Цель - воспитать  ребенка и дать ему хорошее  образование требует от родителей  не только материальных затрат, но и немалого психологического труда, терпения, жизненного опыта и знаний.

Родительское терпение и  интуиция, знание возрастных и индивидуальных особенностей, желаний, потребностей своего ребенка, вера в его способности  и учет рекомендаций учителя являются теми необходимыми условиями, которые  помогут маленькому ученику успешно  адаптироваться к новой жизни, будут  способствовать сохранению его здоровья и нормальной учебе. Главное - не сдаваться  и не стоять на месте, а постоянно  искать подход к своему ребенку. Путем  проб, ошибок и побед в его воспитании родители развивают и свои способности, становясь мудрее.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с  его предыдущим опытом, но требующих  максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Трудно все: даже сам  режим учебных занятий с перерывами не "когда хочется", а через долгих 35 минут и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе, да еще так долго.

Но первый год в школе - это и своего рода испытательный  срок для родителей, когда четко  проявляются все их недоработки. Так порой не хватает им терпения снисхождения, спокойствия и доброты... Еще чаще из добрых побуждений они  сами становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего потому, что, находясь за порогом школы, не всегда понимают: приспособление к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по-настоящему!

Опытный учитель и внимательные родители знают и понимают, насколько  важно, чтобы требования, правила  и нормы поведения не зависели от настроения взрослого, небыли "перемежающимися". Учитель с самого начала разъясняет ученикам, что от них требуется, показывает ребенку отличие его новой  позиции, прав, обязанностей оттого, что  было раньше, до школы. Хорошо, если учитель  здесь следует совету известного педагога Ш. Амонашвили: "Дети активные существа... А если это так, то следует создать им организованную среду".

К сожалению, не всегда учителя  поступают именно так. Но даже если вы сомневаетесь в правильности позиции учителя то с ребенком и при нем говорить о сомнениях не стоит ведь учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для первоклассника "самая-самая"; и негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его самоопределение в статусе ученика.

Если ребенок встает ни свет ни заря, потому что он сегодня дежурный, и говорит, что должен прийти раньше всех, нужно отнеситесь к этому так же серьезно, как он. Должность ученика требует от ребенка осознания и его собственной роли, и позиции учителя, и установленной дистанции в отношениях, и правил, по которым строятся эти отношения. А усвоить эти правила сразу не так просто; оттого и встречаются первоклассники, которые могут сказать учителю в ответ на его замечание: "Я не хочу здесь учиться, мне с вами неинтересно". В этих случаях бесполезно приказывать, наказывать, требовать. Можно серьезно, "по-взрослому" объяснить правила поведения; но не при всех, а наедине.

Особого внимания требуют  дети, которые до школы воспитывались  дома и оттого мало общались с посторонними взрослыми. Ребенка окружали любящие  мама и папа, бабушка и дедушка, которые были снисходительны к капризам и желаниям, не всегда могли настоять на своем, потребовать выполнения того, что не очень нравилось малышу. Такой ребенок поначалу и в  школе, так же как и дома, пытается капризничать, настаивать на своем; а  когда встречает отпор, то отказывается учиться вообще. Маленький ученик может в раздражении швырнуть книги и тетради, расплакаться; а  дома будет жаловаться на то, что  учительница не любит его. К сожалению, такие жалобы встречают не только сочувствие родителей (это необходимо), но и осуждение действий учителя. Даже если требования педагога, не совсем справедливы, не стоит обсуждать  эту проблему с ребенком и при  ребенке. Необходимо объективно разобраться  в ситуации, не обвиняя ни одну, ни другую сторону.

Кто-то быстро осваивается  в новом коллективе, работает вместе с товарищами и зорко следит: у  кого лучше, кто первенствует? Но немало и других, для кого постоянное общение  со сверстниками на уроках и на перемене не всегда под силу. Такие дети долго  не сближаются с одноклассниками, чувствуют  себя одиноко, неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стене. А иные, стремясь привлечь к себе внимание, командуют, указывают, могут  унизить одноклассника ("Ты ничего не понимаешь", "Я лучше тебя знаю", "Ты это не умеешь, а я  умею" и т.д.); и тоже не находят  общего языка с товарищами. А получив  отпор, часто ябедничают, жалуются, пытаясь хоть так привлечь к себе внимание взрослого.

Как быть в подобной ситуации? Прежде всего надо запастись большим  терпением (и тактом, и беспристрастностью), иначе не найти трезвого объяснения постоянно возникающим конфликтам. Не стоит винить "плохих детей" и "неумелого учителя"; не надо винить и самого ребенка. Нужно постараться  объяснить ребенку: "Маша не умеет  писать, но она хорошо танцует", "Коля плохо читает, но он добрый и много  знает о животных" и т.д. Хорошо бы найти общее дело для одноклассников. Это позволило бы сплотить их, сдружить, но было бы лучше учить общению со сверстниками еще до школы.

Мы часто забываем, что  дети смотрят друг на друга, глазами  взрослых, а в школе чаще всего - глазами учителя. В первом классе учитель, как правило, не использует в первые месяцы обучения отметки  для оценки успехов ребенка. Стараются  не делать этого потому, что непривычная  отметка может оказаться слишком  сильным и психотравмирующим  средством, затрудняющим адаптацию  ребенка к школе. Но в жизни  учителям трудно отказаться от этого  достаточно простого и наглядного способа  оценки; поэтому вместо традиционных цифр используются рисунки, штампики, звездочки и другие символы, оценивающие успехи так же, как старые пятерки, четверки и тройки. "А мне сегодня поставили штампик - Буратино, он самый красивый, я лучше всех писал. А Сашке ничего не поставили; и вообще у него в тетради ни одного штампика", - рассказывает первоклассник.

В таких случаях и штампики, и звёздочки равнозначны отметкам, ведь все это для ребенка - условные знаки его успехов. Поэтому тревожность, непосредственно связанная с отметкой, все равно сохраняется. Кроме того, с первых дней обучения ребенок понимает зависимость своего положения в классе от отметки ("У нас в классе самый лучший - Алеша, у него уже пять звездочек и одна большая звезда") и превращает ее в предмет желания и стремления.

Но часто объективные  причины (недостаточная готовность к школе слабое здоровье, плохое развитие моторики, дефекты речи) не позволяют достигнуть желаемого  результата. Все это травмирует ребенка, создает комплекс неполноценности.

Родителям надо не концентрировать  внимание ребенка на оценке, а ценить его желание учиться, его старание в работе.

 

 

    1. Психолого-педагогическая работа с первоклассниками

 

В рамках психолого-педагогической работы с первоклассниками осуществляются следующие направления деятельности:

-психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение первого года проводится два раза - на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса;

-развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы;

-консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия;

-методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами, совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса первоклассников;

-психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы, при этом предпочтение в нашей системе отдано именно мини-групповой форме организации;

-организационно-консультативная работа со школьной администрацией, направленная на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации. Все обозначенные выше направления работы в рамках системы психолого-педагогического сопровождения на этапе школьной адаптации наполняются конкретным содержанием в соответствии с тем или иным этапом работы. В целом могут быть выделены следующие основные этапы.

Первый этап - поступление  ребенка в школу. Он начинается в  марте-апреле месяце одновременно с  записью (или отбором) детей в  школу и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа  предполагается:

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение  школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных  частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированное™ некоторых учебных навыков у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй "диагностический тур". Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в конце мая - начале июня.

Проведение групповых  и индивидуальных консультаций родителей  будущих первоклассников. Групповая  консультация в форме родительского  собрания - это способ сообщить родителям некоторую полезную информацию по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации прежде всего проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности в приспособлении к школе.

Групповая консультация педагогов  будущих первоклассников, носящая  на данном этапе общий ознакомительный  характер.

Проведение психолого-педагогического  консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка  и реализация определенного подхода  к комплектованию классов.

Второй этап - первичная  адаптация детей в школе. Без  преувеличения его можно назвать  самым сложным для детей и  самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

Проведение консультативной  и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и  трудностями периода первичной  адаптации, тактикой общения и помощи детям.

Проведение групповых  и индивидуальных консультаций педагогов  по выработке единого подхода  к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны  различных педагогов, работающих с  классом.

Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с  индивидуальными особенностями  и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения

Организация педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится как правило воспитателями, педагогами во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.

Организация групповой развивающей  работы с детьми, направленная на повышение  уровня их школьной готовности, социально-психологическую  адаптацию в новой системе  взаимоотношений. Такая групповая  работа строится как продуманная  система занятий с фиксированной мини-группой школьников (не более 10-ти человек).

Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

Третий этап - психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими  трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление  группы школьников, испытывающих трудности  в школьном обучении, общении с  педагогами и сверстниками, самочувствии.

Информация о работе Психологические проблемы адаптации ребёнка в первом классе