Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста через коммуникативное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственности у дошкольников;
2) подобрать методы и приемы для формирования нравственных качеств у детей;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста через коммуникативное общение 7
1.1.Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 7
1.2.Коммуникативное общение и особенности общения дошкольника и взрослого 11
1.3.Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения…….....................................19
1.4. Краткие выводы по главе 1 22
Глава 2. Содержание и методика формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения 24
2.1. Краткая характеристика испытуемых. Анализ констатирующего этапа исследования 24
2.2. Использование этической беседы в целях формирования нравственных качеств 28
2.3. Итоги заключительного этапа исследования 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Коммуникативное общение и особенности общения дошкольника и взрослого.

Общение – сложный  процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно  выделить ряд аспектов5: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание  общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения  – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У человека эти цели могут быть весьма разнообразными, а именно: средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения  – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения  от одного существа к другому. Кодирование  информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Во-первых, процесс  общения (коммуникации) состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением. В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

К структуре  общения можно подойти по-разному, мы же охарактеризуем её путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной6. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление  этих терминов условно, иногда употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная7.

Рассмотрим  эти три стороны общения поподробнее.

Интерактивная сторона общения.

Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт8.

Перцептивная сторона общения.

Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Коммуникативная сторона общения.

Во время  акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том  случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации, т.е. «все должны говорить на одном языке»9.

Все три стороны  общения тесно переплетаются  между собой, органически дополняют  друг друга и составляют процесс  общения в целом.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы  стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием10.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов11:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория 

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические  (различные околоречевые добавки,  придающие общению определенную  смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.).

2) Оптико –  кинетические (это то, что человек  «прочитывает» на расстоянии  – жесты, мимика, пантомимика) 

Жест – это  движение рук или кистей рук, они  классифицируются на основе функций, которые  выполняют:

- коммуникативные  (заменяющие речь)

- описательные (их смысл понятен только при словах)

- жесты, выражающие  отношение к людям, состояние  человека.

Мимика –  это движение мышц лица.

Пантомимика –  совокупность жестов, мимики и положения  тела в пространстве.

3) Проксемика (организация  пространства и времени коммуникативного процесса).

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими  доверительными отношениями. Информация  передается тихим и спокойным  голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

- Межличностная  (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями.

- Официально-деловая  или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется  для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

- Публичная  (более 3,7 метров). Характеризуется  выступлением перед аудиторией. При таком общении человек  должен следить за речью, за  правильностью построения фраз.

4) Визуальный  контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд12.

 Общение  выполняет целый ряд функций  в жизни человека:

1. Социальные  функции общения: организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль.

2. Психологические функции общения: функция обеспечения психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения.

Общение как  взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с  другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка  контакта (знакомство). Предполагает  понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка  в ситуации общения, осмысление  происходящего, выдержка паузы. 

3. Обсуждение  интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение  контакта (выход из него).

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослым. Конечно, «взрослый» - это понятие не абстрактное. Взрослый - это всегда конкретный человек - мама, папа, воспитатель, медсестра. Некоторые думают, что налаживать контакты с ребенком, пытаться понять его и формировать его хорошие качества - задача родителей; только мать или отец могут по-настоящему понять своего малыша, дать ему тепло и ласку. Но это не так. Нередки случаи, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель детского сада. Именно он удовлетворял потребность ребенка в общении и давал ему то, что не могли дать родители. Да и для детей, растущих в хороших семьях, отношение воспитателя и характер общения с ним существенно отражаются на их развитии и настроении. Поэтому воспитатель не должен ограничиваться формальным выполнением своих обязанностей. Он должен присматриваться к детям, пытаться понять их и, конечно, общаться с ними.

Проблема общения  дошкольника со взрослым имеет два  аспекта.

Первый аспект - развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Воспитателю необходимо знать, как развивается общение, какие его виды и формы характерны для детей разного возраста, как определить уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.

Второй аспект - влияние общения на развитие личности ребенка. Работая с детьми, важно представлять, как через общение можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание, инициативность и произвольность и т.п.

Со временем внимание дошкольников все больше привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто злой, что хорошо, а что плохо - эти и другие подобные вопросы волнуют средних и старших дошкольников. И ответы тут может дать только взрослый. Конечно, и раньше воспитатель постоянно говорил детям, как нужно себя вести, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте - внеситуативно-личностная форма общения.

Взрослый является для детей источником новых знаний, дети нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои, и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения со взрослыми и с ровесниками.

Это стремление, конечно же, должен поддерживать воспитатель. Для этого нужно чаще разговаривать  с детьми об их поступках и отношениях между ними, давать оценки их действиям. Старших дошкольников уже больше волнует оценка не конкретных умений, а их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его мнения.

Информация о работе Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста через коммуникативное общение