Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста через коммуникативное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственности у дошкольников;
2) подобрать методы и приемы для формирования нравственных качеств у детей;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста через коммуникативное общение 7
1.1.Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 7
1.2.Коммуникативное общение и особенности общения дошкольника и взрослого 11
1.3.Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения…….....................................19
1.4. Краткие выводы по главе 1 22
Глава 2. Содержание и методика формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения 24
2.1. Краткая характеристика испытуемых. Анализ констатирующего этапа исследования 24
2.2. Использование этической беседы в целях формирования нравственных качеств 28
2.3. Итоги заключительного этапа исследования 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

Потребность во взаимопонимании - отличительная особенность личностной формы общения. Если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый, это может сильно обидеть и ранить, но отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера.

Личность взрослого выступает для дошкольника совсем по-другому, чем для младенца. Старший партнер является для него уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией). Все эти качества очень важны для ребенка. Взрослый для него - это компетентный судья, знающий «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.

Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для  развития личности ребенка. Во-первых, он сознательно усваивает нормы  и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых - воспитателя, врача, учителя - и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.

 

 

 

1.3. Формирование  нравственных качеств у детей  дошкольного возраста посредством  коммуникативного общения.

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств  личности и привычек культурного  поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений13.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных  качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять14.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим15.

Эффективным методом  уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют  у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться  в той или иной ситуации и поступать  в соответствии с правилами нравственного  поведения.

Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей.

Следует помнить: главная цель этических  бесед заключается в том, чтобы  сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках.  И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

Готовясь к такой беседе, педагог  должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его.

Если в этическую беседу воспитатель  считает нужным включить отрывки  из того или иного художественного  произведения, он обязательно должен подчинить их содержания воспитателям функциям.

Если содержание беседы доступно и  интересно детям, то следует заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки: воспитателю приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений16.

Поведение воспитанников  старших групп убедительно свидетельствует  о том, что в этом возрасте (5-6 лет) постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве17.

Влияние нравственного  сознания старшего дошкольника на саморегуляцию  его поведения еще не велико. Но в этом возрасте ребенок еще в  состоянии оценивать поведение  свое на окружающих. Поэтому темы этических  бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия. «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и многие др. Названые темы могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующей по данной теме и т.п. Важно, чтобы содержание перечисленных ведущих тем и тем дополняющих, обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса. Без чего нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также помогают систематизировать и обобщить представления о нравственности, которые приобрели дети, находясь в предыдущих группах18.

Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться  в практике поведения, поступках  детей в различных ситуациях. Что очень важно для закрепления  результатов педагогического воздействия.

 

1.4. Краткие  выводы по главе 1

Дошкольный возраст  является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития   возникают   новообразования   различной   степени выраженности,  характеризующиеся  новыми  свойствами   и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности.  Наряду  с новообразованиями в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы, субъект общения, познания и деятельности  и их основные  компоненты - способности  и склонности.

Таким образом, рассматривая теоретические аспекты нравственного  воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что  проблема нравственного становления  личности существует очень давно  и в этой области сделано немало открытий. Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.

С дошкольным периодом (от 3—4 до 6—7 лет) связаны истоки нравственного  развития детей, когда у них на фоне непосредственно мотивируемой деятельности впервые возникают  ростки произвольного положительного направленного поведения.

В старшем дошкольном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника начинает сменяет теперь выполнение ребенком разнообразных учебных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у среднего дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.

Вместе с  тем даже самым высоким уровнем нравственного развития старшего дошкольника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость старшего дошкольника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию.

Глава 2. Содержание и методика формирования нравственных качеств у детей дошкольного  возраста посредством коммуникативного общения.

 

2.1. Краткая  характеристика испытуемых. Анализ  констатирующего этапа исследования.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что если использовать вид коммуникативного общения - этическую беседу, которая   будет влиять на процесс формирования нравственных качеств, то развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста будет успешным.

Для подтверждения  гипотезы нам было необходимо провести практическое исследование уровня нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста с помощью этических бесед.

На базе группы детского сада № 42, Южно-Сахалинск были сформированы две группы детей 6 лет - экспериментальная и контрольная. Общее количество испытуемых составило 24 ребенка.

На экспериментальной  группе (6 девочек и 6 мальчиков) проверялись эффективность воздействия этической беседы на формирование нравственных качеств в течение эксперимента.

Контрольная группа (6 девочек и 6 мальчиков) на протяжении всего эксперимента обучалась в МДОУ по общепринятым программам.

Программа проведения экспериментальной части нашей  работы предусматривает три главных этапа:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный.

Констатирующий  этап исследования представляет собой  ориентировочное изучение вопроса  о влиянии этической беседы на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Для констатирующего  этапа исследования были определены две группы по десять человек, одна из которых впоследствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.

Для  выявления  уровня развития нравственных качеств у старших дошкольников необходимо было выяснить категориальную структуру нравственности.

Поэтому в самом  начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.

Мы попросили  старших дошкольников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Опрос проводился индивидуально.

Статистика  ответов дошкольников представлена в таблице № 1 (см.приложение № 1), из которой видно, что все понятия объяснить не смог ни один ребенок, но достаточно большое число объяснений (10-11 понятий) дали 4 ребенка, два из экспериментальной группы и два из контрольной. Из всего количества испытуемых (24 ребенка) маленькое количество объяснений дали 11 человек (5 из экспериментальной и 6 из контрольной), что говорит о низком развитии нравственности этих детей.

Из таблицы  № 2 (см.приложение № 1), в которой  отображено распределение ответов  детей обеих групп, можно выделить понятия, которые получили наибольшее и наименьшее количество объяснений.

Итак, дошкольникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «мужество», «счастье» и «свобода», и труднее, «милосердие», «мудрость», «долг», «справедливость» и «умеренность».

Раскрывая смысл  категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании зла  можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана  с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Информация о работе Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста через коммуникативное общение