Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:10, реферат
Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственности у дошкольников;
2) подобрать методы и приемы для формирования нравственных качеств у детей;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста через коммуникативное общение 7
1.1.Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 7
1.2.Коммуникативное общение и особенности общения дошкольника и взрослого 11
1.3.Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения…….....................................19
1.4. Краткие выводы по главе 1 22
Глава 2. Содержание и методика формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения 24
2.1. Краткая характеристика испытуемых. Анализ констатирующего этапа исследования 24
2.2. Использование этической беседы в целях формирования нравственных качеств 28
2.3. Итоги заключительного этапа исследования 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение № 1
Таблица № 1. Статистика ответов дошкольников экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
И. Ф. |
Кол-во объяснённых понятий |
% от всех понятий |
И. Ф. |
Кол-во объяснённых понятий |
% от всех понятий |
|
8 |
67 |
1. Настя М. |
7 |
58 |
|
7 |
58 |
2. Антон В. |
10 |
83 |
|
10 |
83 |
3. Юля Д. |
6 |
50 |
|
9 |
75 |
4. Дима О. |
7 |
58 |
|
6 |
50 |
5. Яна Е. |
8 |
67 |
|
11 |
91 |
6. Витя К. |
8 |
67 |
|
8 |
67 |
7. Маша С. |
7 |
58 |
|
7 |
58 |
8. Артём Р. |
8 |
67 |
|
9 |
75 |
9. Рита П. |
7 |
58 |
|
6 |
50 |
10.Марина О. |
8 |
67 |
|
7 |
58 |
11. Артур Г. |
7 |
58 |
|
8 |
67 |
12. Катя |
10 |
83 |
Всего: |
96 |
66 |
93 |
64 |
Таблица № 2. Распределение ответов дошкольников экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе.
Понятие |
Количество ответов | |
Экспериментальная гр. |
Контрольная гр. | |
|
12 |
12 |
|
12 |
11 |
|
8 |
5 |
|
12 |
12 |
|
7 |
3 |
|
8 |
5 |
|
12 |
12 |
|
12 |
12 |
|
12 |
12 |
|
8 |
1 |
|
7 |
2 |
|
10 |
6 |
Диаграмма № 1. Сравнительная диаграмма общих процентов объясненных понятий на констатирующем этапе
Приложение № 2
Список использованных сказок и рассказов на формирующем этапе.
Список тематических бесед на формирующем этапе.
Приложение № 3
Конспект беседы «Спешите делать добро»
Цель: формировать у детей стремления совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему.
Задачи:
Ход занятия
I. Этический заряд.
- Ребята, я очень рад видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!
П. Вступительная беседа.
- Наша сегодняшняя встреча посвящена добру, доброте (добрым словам и добрым поступкам), она так и называется “Спешите делать добро”. Доброта… Что означает это слово? (Ответы детей).
- Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, допропорядочный, добросовестный.
Наверное, по – настоящему добрый человек, обладает всеми этими качествами.
Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда вас, вашего близкого друга (подругу) или родственника кто-то обидел? (Дети рассказывают).
- Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое состояние). Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей).
- А сейчас
расскажите, пожалуйста, были ли
в вашей жизни такие случаи,
когда вы сами обидели кого-
- А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать).
- Есть одно
очень важное правило: “
- Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.
Один известный человек (Ф.П.Гааз) очень давно сказал такие слова: «Спешите делать добро». Пусть эти слова станут правилом, девизом вашей жизни.
- Только к
вежливому, воспитанному, доброму
человеку окружающие люди
- Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей).
- Да, я думаю, что совсем не трудно уступить место в автобусе пожилому человеку или женщине с ребенком, первому поздороваться, быть вежливым с родителями и друзьями.
- Давайте сейчас каждый скажет, какое доброе дело, поступок вы можете сжделать сегодня в садике или дома, а может по дороге домой. (дети отвечают)
- Пообещайте мне, пожалуйста, что вы обязательно сделаете сегодня доброе дело.
Ш. Обобщение.
- Я уверена,
что вы всегда, в любой ситуации
будете говорить вежливые
- Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. На память о нашей сегодняшней встрече я дарю маленькое сердечко – символ частички моего сердца.
IV. Рефлексия. Звучит песня “Если добрый ты”.
Детям предлагается встать в круг и рассказать о том, какие чувства возникли у них сегодня на занятии, что запомнилось и почему.
Конспект беседы по рассказу «Навестили».
Цель: формировать умение справедливо оценивать поступки своих сверстников.
Задачи: учить размышлять над нравственной сутью поступков.
Экспериментатор выразительно читает рассказ Ю. Ермолаева «Навестили».
- Что вы думаете о мальчиках Алике и Косте? (ответы детей)
- Из добрых ли чувств ребята пришли навестить товарища? (ответы детей)
- Что обидело Толика?(ответы детей)
- Как можно назвать поступок Алика и Кости?
- Почувствовали ребята, что они обидели Толика? (в одном их ответов звучит слово «нечуткие»)
- Вы правильно сказали «нечуткие». А еще как их можно назвать? (Дети затрудняются ответить, экспериментатор старается помочь им, знакомит с синонимом этого слова — «равнодушный».
- Когда человеку безразлично горе другого человека, как о нем говорят? (ответы детей)
- Итак, дети, вы сказали, что Костя и Алик оказались нечуткими, нечестными, трусами. Почему же автор рассказа сравнивает мальчиков с пустыми колосьями среди спелой пшеницы? (Экспериментатор конкретизирует свою мысль, предлагает детям представить поле со спелой пшеницей, колосьями, налитыми зерном, а среди них несколько пустых колосьев.)
- Подумайте, дети, пустые колосья нужны ли людям. (ответы детей)
- Какой вывод вы сделаете в связи с обсуждением прочитанного рассказа? (ответы детей)
Экспериментатор обобщает детские высказывания. Затем детям предлагается вопрос: «Что в дружбе важно, о чем всегда надо помнить?»
Ответы:
— Надо всегда помогать товарищу.
— Надо быть чутким.
— Нельзя быть равнодушным к горю товарища.
— Быть честным в дружбе и искренним.
— Нельзя хвастаться хорошими поступками.
— Не надо менять друзей.
— Надо быть постоянным в дружбе.
В процессе беседы под руководством экспериментатора дети смогли сделать правильный нравственный вывод из прочитанного рассказа.
Приложение № 4
Таблица № 3. Статистика ответов дошкольников экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе.
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
И. Ф. |
Кол-во объяснённых понятий |
% от всех понятий |
И. Ф. |
Кол-во объяснённых понятий |
% от всех понятий |
|
10 |
83 |
1. Настя М. |
7 |
58 |
|
9 |
75 |
2. Антон В. |
11 |
83 |
|
11 |
91 |
3. Юля Д. |
6 |
50 |
|
11 |
91 |
4. Дима О. |
7 |
58 |
|
8 |
67 |
5. Яна Е. |
8 |
67 |
|
12 |
100 |
6. Витя К. |
8 |
67 |
|
10 |
83 |
7. Маша С. |
7 |
58 |
|
9 |
75 |
8. Артём Р. |
8 |
67 |
|
11 |
91 |
9. Рита П. |
7 |
58 |
|
8 |
67 |
10.Марина О. |
8 |
67 |
|
10 |
83 |
11. Артур Г. |
7 |
58 |
|
11 |
91 |
12. Катя |
10 |
83 |
Всего: |
120 |
83 |
94 |
65 |