Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста через коммуникативное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственности у дошкольников;
2) подобрать методы и приемы для формирования нравственных качеств у детей;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста через коммуникативное общение 7
1.1.Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 7
1.2.Коммуникативное общение и особенности общения дошкольника и взрослого 11
1.3.Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения…….....................................19
1.4. Краткие выводы по главе 1 22
Глава 2. Содержание и методика формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения 24
2.1. Краткая характеристика испытуемых. Анализ констатирующего этапа исследования 24
2.2. Использование этической беседы в целях формирования нравственных качеств 28
2.3. Итоги заключительного этапа исследования 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Таблица № 1. Статистика ответов дошкольников экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

И. Ф.

Кол-во объяснённых  понятий

% от всех  понятий

 

И. Ф.

Кол-во объяснённых понятий

% от всех  понятий

  1. Ира М.

8

67

1.  Настя М.

7

58

  1. Света Х.

7

58

2.  Антон В.

10

83

  1. Денис О.

10

83

3.  Юля Д.

6

50

  1. Вика Л.

9

75

4.  Дима О.

7

58

  1. Саша Ш.

6

50

5.  Яна Е.

8

67

  1. Даша Ю.

11

91

6.  Витя К.

8

67

  1. Сережа Б.

8

67

7.  Маша С.

7

58

  1. Аня С.

7

58

8.  Артём Р.

8

67

  1. Женя Л.

9

75

9.  Рита П.

7

58

  1. Никита В.

6

50

10.Марина О.

8

67

  1. Костя П.

7

58

11. Артур Г.

7

58

  1. Валера

8

67

12.  Катя

10

83

Всего:

96

66

 

93

64


 

Таблица № 2. Распределение ответов дошкольников экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе.

Понятие

Количество  ответов

Экспериментальная гр.

Контрольная гр.

  1. Счастье

12

12

  1. Свобода

12

11

  1. Мудрость

8

5

  1. Мужество

12

12

  1. Умеренность

7

3

  1. Справедливость

8

5

  1. Дружба

12

12

  1. Добро

12

12

  1. Зло

12

12

  1. Милосердие

8

1

  1. Долг

7

2

  1. Вина

10

6


Диаграмма № 1. Сравнительная диаграмма общих процентов объясненных понятий на констатирующем этапе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 2

Список  использованных сказок и рассказов  на формирующем этапе.

  1. «Ладошка»
  2. «Тихоня»
  3. «Нельзя - значит нельзя!»
  4. «Добрый Куф»
  5. «Бесстрашный Ничегонебойся»
  6. «Подарок для дедушки»
  7. «Навестили»

 

Список  тематических бесед на формирующем  этапе.

  1. «Будь всегда вежливым»
  2. «Что хорошо, что плохо и почему»
  3. «Ваши добрые поступки»
  4. «Чем можно порадовать маму»
  5. «Что такое дружба?»
  6. «Кого люди называют смелым»
  7. «Спешите делать добро»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 3

Конспект  беседы «Спешите делать добро»

Цель: формировать у детей стремления совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему.

Задачи:

  1. Учить размышлять над нравственной сутью поступков.
  2. Дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя.
  3. Воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, окружающим, стремление прийти на помощь.
  4. Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Ход занятия

I. Этический  заряд.

- Ребята, я очень  рад видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!

П. Вступительная беседа.

- Наша сегодняшняя встреча посвящена добру, доброте (добрым словам и добрым поступкам), она так и называется “Спешите делать добро”. Доброта… Что означает это слово? (Ответы детей).

- Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, допропорядочный, добросовестный.

Наверное, по –  настоящему добрый человек, обладает всеми этими качествами.

Итак, ребята, вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию, когда  вас, вашего близкого друга (подругу) или  родственника кто-то обидел? (Дети рассказывают).

- Скажите, а какие чувства вас охватили в этот момент? (Дети описывают свое состояние). Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей).

- А сейчас  расскажите, пожалуйста, были ли  в вашей жизни такие случаи, когда вы сами обидели кого-либо? (Ответы детей).

- А сейчас  поставьте себя мысленно на  место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети могут не отвечать, а промолчать).

- Есть одно  очень важное правило: “Поступай  всегда так, как бы ты хотел,  чтобы поступали по отношению  к тебе”.

- Ребята, пусть  эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, заботились о нас, относились к нам с пониманием и уважением.

Человек рождается  и живет на земле для того, чтобы  делать людям добро.

Один известный человек (Ф.П.Гааз) очень давно сказал такие слова: «Спешите делать добро». Пусть эти слова станут правилом, девизом вашей жизни.

- Только к  вежливому, воспитанному, доброму  человеку окружающие люди относятся  всегда по-доброму. Только такого  человека все любят, уважают. И только у такого человека есть верные, надежные друзья.

- Ребята, скажите,  пожалуйста, трудно ли быть внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей).

- Да, я думаю,  что совсем не трудно уступить  место в автобусе пожилому  человеку или женщине с ребенком, первому поздороваться, быть вежливым с родителями и друзьями.

- Давайте сейчас  каждый скажет, какое доброе дело, поступок вы можете сжделать  сегодня в садике или дома, а может по дороге домой. (дети  отвечают)

- Пообещайте  мне, пожалуйста, что вы обязательно сделаете сегодня доброе дело.

Ш. Обобщение.

- Я уверена,  что вы всегда, в любой ситуации  будете говорить вежливые слова,  совершать добрые поступки, делать  добрые дела.

- Помните, что  без добрых дел нет доброго  имени, жизнь дана на добрые дела. На память о нашей сегодняшней встрече я дарю маленькое сердечко – символ частички моего сердца.

IV. Рефлексия.  Звучит песня “Если добрый  ты”.

Детям предлагается встать в круг и рассказать о том, какие чувства возникли у них  сегодня на занятии, что запомнилось  и почему.

 

Конспект  беседы по рассказу «Навестили».

Цель: формировать умение справедливо оценивать поступки своих сверстников.

Задачи: учить размышлять над нравственной сутью поступков.

Экспериментатор выразительно читает рассказ Ю. Ермолаева «Навестили».

- Что вы думаете о мальчиках Алике и Косте? (ответы детей)

- Из добрых ли чувств ребята пришли навестить товарища? (ответы детей)

- Что обидело Толика?(ответы детей)

- Как можно назвать поступок Алика и Кости?

- Почувствовали ребята, что они обидели Толика? (в одном их ответов звучит слово «нечуткие»)

- Вы правильно сказали «нечуткие». А еще как их можно назвать? (Дети затрудняются ответить, экспериментатор старается помочь им, знакомит с синонимом этого слова — «равнодушный».

- Когда человеку безразлично горе другого человека, как о нем говорят? (ответы детей)

- Итак, дети, вы сказали, что Костя и Алик оказались нечуткими, нечестными, трусами. Почему же автор рассказа сравнивает мальчиков с пустыми колосьями среди спелой пшеницы? (Экспериментатор конкретизирует свою мысль, предлагает детям представить поле со спелой пшеницей, колосьями, налитыми зерном, а среди них несколько пустых колосьев.)

- Подумайте, дети, пустые колосья нужны ли людям. (ответы детей)

- Какой вывод вы сделаете в связи с обсуждением прочитанного рассказа? (ответы детей)

Экспериментатор обобщает детские высказывания. Затем детям предлагается вопрос: «Что в дружбе важно, о чем всегда надо помнить?»

Ответы:

— Надо всегда помогать товарищу.

— Надо быть чутким.

— Нельзя быть равнодушным к горю товарища.

— Быть честным  в дружбе и искренним.

— Нельзя хвастаться хорошими поступками.

— Не надо менять друзей.

— Надо быть постоянным в дружбе.

В процессе беседы под руководством экспериментатора дети смогли сделать правильный нравственный вывод из прочитанного рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Таблица № 3. Статистика ответов дошкольников экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

И. Ф.

Кол-во объяснённых  понятий

% от всех  понятий

 

И. Ф.

Кол-во объяснённых  понятий

% от всех  понятий

  1. Ира М.

10

83

1.  Настя М.

7

58

  1. Света Х.

9

75

2.  Антон В.

11

83

  1. Денис О.

11

91

3.  Юля Д.

6

50

  1. Вика Л.

11

91

4.  Дима О.

7

58

  1. Саша Ш.

8

67

5.  Яна Е.

8

67

  1. Даша Ю.

12

100

6.  Витя К.

8

67

  1. Сережа Б.

10

83

7.  Маша С.

7

58

  1. Аня С.

9

75

8.  Артём Р.

8

67

  1. Женя Л.

11

91

9.  Рита П.

7

58

  1. Никита В.

8

67

10.Марина О.

8

67

  1. Костя П.

10

83

11. Артур Г.

7

58

  1. Валера

11

91

12.  Катя

10

83

Всего:

120

83

 

94

65

Информация о работе Психолого-педагогические основы формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста через коммуникативное общение