Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в процессе изучения окружающего мира.
В соответствии с поставленной целью определим задачи работы:
1. Раскрыть сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой как основное направление экологического воспитания младших школьников;
2. Проанализировать литературу по проблеме формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой на уроках окружающего мира;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников ………………..………………..6
1.2 Проблема формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой на уроках окружающего мира….…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………….……………………………………………....16
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников...16
2.2 Проект экспериментальной работы по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников на уроках окружающего мира …………………..…………….…22
Заключение………………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогические
основы формирования у обучающихся представлений
об экологически грамотном взаимодействии
человека с природой…………………………………………………………
1.1 Сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников ………………..………………..6
1.2 Проблема формирования у
обучающихся представлений об экологически
грамотном взаимодействии человека с
природой на уроках окружающего мира….………………………………………………………………
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по проблеме формирования у обучающихся
представлений об экологически грамотном
взаимодействии человека с природой…………….…………………………………………
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников...16
2.2 Проект экспериментальной работы по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников на уроках окружающего мира …………………..…………….…22
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..28
Приложение
Введение
Актуальность выбранной нами темы «Формирование у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой» обусловлена тем, что жизнь и деятельность человека немыслимы вне связи с окружающим миром. Лишь разумно организованное взаимодействие обеспечивает предпосылки для полноценного развития личности, гарантирует возможность нормального существования природы и человеческого общества.
Педагогическая теория и практика показывают, что усвоение знаний о взаимодействии человека с окружающей средой целенаправленно осуществляется с начала пребывания ребенка в школе. Младший школьный возраст особенно сензитивен для развития представлений личности об окружающем. В то же время их формирование в начальной школе не всегда опирается на принцип целостности. Абсолютизируется роль «основных предметов» и недооценивается «второстепенных». Это приводит к фрагментарному мировосприятию.
Обозначенные проблемы могут
быть решены путем реализации концепций
ознакомления детей с окружающим
миром (Н.Ф. Виноградова, В.В. Давыдов, А.А.
Леонтьев и др.), нахождения средств,
позволяющих учащимся добиться наиболее
высоких результатов в
В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко и других.
«Как прекрасен этот мир!» - эти слова были написаны, когда человечество пребывало в счастливом неведенье в отношении необратимых процессов, происходящих в природе. Необходимо сохранить наш мир, природу для будущего поколения. Но сегодня всё чаще слышны тревожные напоминания о том, что нашему новому и будущему поколению ,возможно, не придется любоваться этой природой, так как предками сделано многое для того, что бы истощить запасы минерального сырья, загрязнить воду и воздух, сократить лесные ресурсы и т.д. Человек стал заложником порожденного им научно-технического прогресса . Сохранение достижений цивилизации перед лицом экологических проблем – задача, которую придется решать людям.
Именно поэтому так
важно заложить у наших школьников
знания о бережном и ответственном
отношении к природе и её ресурсам.
Экологическое образование
Анализ литературы по теме исследования доказывает, что изучаемая проблема исследована на разных уровнях. Однако проблема формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой в процессе изучения окружающего мира недостаточна разработана.
В ходе исследования выявлены противоречия между:
- все более увеличивающейся
потребностью общества в
- необходимостью повышения эффективности формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой и недостаточным использованием возможностей предмета «Окружающий мир».
Существующее противоречие определяют актуальность темы нашего исследования.
Объект исследования - представления об экологически грамотном взаимодействии с природой.
Предмет исследования - формирование у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой в процессе изучения окружающего мира.
Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в процессе изучения окружающего мира.
В соответствии с поставленной целью определим задачи работы:
1. Раскрыть сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой как основное направление экологического воспитания младших школьников;
2. Проанализировать литературу по проблеме формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой на уроках окружающего мира;
3. Провести опытно-
4. Разработать проект по формированию у младших школьников представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой в процессе изучения окружающего мира.
Исходя из целей и задач исследования, выдвигаем гипотезу: процесс формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой будет наиболее успешным при соблюдении педагогических условий:
1. организация и проведение
2. использование заданий,
Методы исследования:
- анализ и обобщение
психолого-педагогической
- экспериментальное
- количественный и качественный анализ данных.
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной Климовской школы д.Климовское. В эксперименте приняли участие школьники третьего класса в количестве 22 человека.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой
1.1 Сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой младших школьников
Как отмечает Т.А. Ковальчук, окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территорией на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. [13,22] Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.
В Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» экологическое образование и воспитание школьников определяется, как приоритетное направление работы школы. [4,18]
Экологически грамотное взаимодействие с природой- это комплекс правильно организованных действий, мероприятий по отношению к природе, который выражается во взаимном влиянии человека и природы друг на друга.
Овладевая представлениями об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, младшим школьникам становится всё более яснее, то что к природе необходимо относится бережно, подходить ответственно к взаимодействию с ней.
Помимо этого, многие исследователи и специалисты считают правильным строить процесс формирования представлений об грамотном взаимодействии с природой на отрицательном опыте. У детей формируются сначала представления о неправильном поведении в природе, в сознании фиксируется отрицательное отношение к флоре и фауне. Это ни в какой мере не учитывает особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста: эмоциональной восприимчивости, подражательности, непосредственности поведения. Более того, знания негативного поведения не определяют реализации нравственной нормы: если дети знают, как надо поступать, то это не означает, что у них есть представления о правильных нормах поведения в природе.
Существует 3 уровень, характеризующих знания школьников о взаимодействии человека и природы. Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.
Высокий уровень –представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой сформированы. У школьников есть знания о допустимых и недопустимых действиях на природе, о природоохранной деятельности;
- школьники умеют оценивать
результаты взаимодействия
- наличие опыта у детей
в экологически
- отличаются проявлением
желания активно участвовать
в природоохранной
Средний уровень- представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой сформированы недостаточно. У школьников есть знания о допустимых и недопустимых действиях на природе, о природоохранной деятельности;
- школьники не всегда
правильно оценивают
- опыт у детей в экологически ориентированной деятельности незначительный.
Низкий уровень – представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой не сформированы. У школьников низкий уровень знаний о допустимых и недопустимых действиях на природе, о природоохранной деятельности;
- школьники не оценивают
результаты взаимодействия
- опыт у детей в экологически
ориентированной деятельности
- личность не испытывает потребности новых знаний о мире природы, не интересуется экологической информацией
Младший школьный возраст
– этап формирования основ нравственно-
Базовым в развитии представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте.
Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт:
- наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо);
- выполнения предложенных учителем правил поведения;
- обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;
- эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках;
- ощущения потребности в знаниях экологического содержания;
- бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.;
- наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Показатели сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой на первой ступени начальной школы:
- ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо-плохо»;
- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.);
- старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.;
- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям;
- пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.