Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в процессе изучения окружающего мира.
В соответствии с поставленной целью определим задачи работы:
1. Раскрыть сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой как основное направление экологического воспитания младших школьников;
2. Проанализировать литературу по проблеме формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой на уроках окружающего мира;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников ………………..………………..6
1.2 Проблема формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой на уроках окружающего мира….…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………….……………………………………………....16
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников...16
2.2 Проект экспериментальной работы по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников на уроках окружающего мира …………………..…………….…22
Заключение………………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_ekologicheski_gramotnomu.docx

— 89.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………………………………………………………………………..6

1.1 Сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников ………………..………………..6

1.2 Проблема формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой на уроках окружающего мира….…………………………………………………………………………...10

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………….……………………………………………....16

2.1 Выявление уровня сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших  школьников...16

2.2 Проект экспериментальной работы по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших  школьников на уроках окружающего мира …………………..…………….…22

Заключение………………………………………………………………….……26

Список использованной литературы…………………………………………..28

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной нами темы «Формирование у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой»  обусловлена тем, что жизнь и деятельность человека немыслимы вне связи с окружающим миром. Лишь разумно организованное взаимодействие обеспечивает предпосылки для полноценного развития личности, гарантирует возможность нормального существования природы и человеческого общества.

Педагогическая теория и  практика показывают, что усвоение знаний о взаимодействии человека с окружающей средой целенаправленно осуществляется с начала пребывания ребенка в школе. Младший школьный возраст особенно сензитивен для развития представлений личности об окружающем. В то же время их формирование в начальной школе не всегда опирается на принцип целостности. Абсолютизируется роль «основных предметов» и недооценивается «второстепенных». Это приводит к фрагментарному мировосприятию.

Обозначенные проблемы могут  быть решены путем реализации концепций  ознакомления детей с окружающим миром (Н.Ф. Виноградова, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев и др.), нахождения средств, позволяющих учащимся добиться наиболее высоких результатов в постижении связи человека с природой, обществом, собственным «Я».

В последние 20 лет значительно  возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко и других.

«Как прекрасен этот мир!» - эти слова были написаны, когда человечество пребывало в счастливом неведенье в отношении необратимых процессов, происходящих в природе. Необходимо сохранить наш мир, природу для будущего поколения. Но сегодня всё чаще слышны тревожные напоминания о том, что нашему новому и будущему поколению ,возможно, не придется любоваться этой природой, так как предками сделано многое для того, что бы истощить запасы минерального сырья, загрязнить воду и воздух, сократить лесные ресурсы и т.д. Человек стал заложником порожденного им научно-технического прогресса . Сохранение достижений цивилизации перед лицом экологических проблем – задача, которую придется решать людям.

Именно поэтому так  важно заложить у наших школьников знания о бережном и ответственном  отношении к природе и её ресурсам. Экологическое образование школьника  поможет решить проблему грамотного взаимодействия с природой. Необходимо учить детей вести себя в соответствии с законами природы, целенаправленно формировать у школьников представления об экологически грамотном взаимодействии с природой, ведь вредить природе - наносить ущерб себе.

 

Анализ литературы по теме исследования доказывает, что изучаемая  проблема исследована на разных уровнях. Однако проблема формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой в процессе изучения окружающего мира недостаточна разработана.

В ходе исследования выявлены противоречия между:

- все более увеличивающейся  потребностью общества в сохранении  природы и недостаточным научным осмыслением в теории и практике проблемы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой,

- необходимостью повышения  эффективности формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой и недостаточным использованием возможностей предмета «Окружающий мир».

Существующее противоречие определяют актуальность темы нашего исследования.

Объект исследования - представления об экологически грамотном взаимодействии с природой.

Предмет исследования - формирование у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой в процессе изучения окружающего мира.

Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в процессе изучения окружающего мира.

В соответствии с поставленной целью определим задачи работы:

1. Раскрыть сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой как основное направление экологического воспитания младших школьников;

2. Проанализировать литературу по проблеме формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой на уроках окружающего мира;

3. Провести опытно-экспериментальное  изучение формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой в процессе изучения окружающего мира;

4. Разработать проект  по формированию у младших  школьников представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой в процессе изучения окружающего мира.

Исходя из целей и задач  исследования, выдвигаем гипотезу: процесс формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой будет наиболее успешным при соблюдении педагогических условий:

1. организация и проведение активных  методов на уроках окружающего  мира, способствующих эффективному усвоению представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой у младших школьников.

2. использование заданий, способствующих  формированию представлений об  экологически грамотном взаимодействии  с природой у младших школьников.

 

Методы исследования:

- анализ и обобщение  психолого-педагогической литературы  по проблеме исследования;

- экспериментальное исследование  сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой в процессе изучения окружающего мира;

- количественный и качественный анализ данных.

Исследование проводилось  на базе  средней общеобразовательной Климовской школы д.Климовское. В эксперименте приняли участие школьники третьего класса  в количестве 22 человека.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав,  заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

1.1 Сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой младших школьников

Как отмечает Т.А. Ковальчук, окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территорией на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. [13,22] Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.

В Постановлении Правительства  Российской Федерации №1208 «О мерах  по улучшению экологического образования  населения» экологическое образование  и воспитание школьников определяется, как приоритетное направление работы школы. [4,18]

Экологически грамотное  взаимодействие с природой- это комплекс правильно организованных действий, мероприятий по отношению к природе, который выражается во взаимном влиянии человека и природы друг на друга.

Овладевая представлениями  об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, младшим школьникам становится всё более яснее, то что к природе необходимо относится бережно, подходить ответственно к взаимодействию с ней.

Помимо этого, многие  исследователи и специалисты считают правильным строить процесс формирования представлений об грамотном взаимодействии с природой на отрицательном опыте. У детей формируются сначала представления о неправильном поведении в природе, в сознании фиксируется отрицательное отношение к флоре и фауне. Это ни в какой мере не учитывает особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста: эмоциональной восприимчивости, подражательности, непосредственности поведения. Более того, знания негативного поведения не определяют реализации нравственной нормы: если дети знают, как надо поступать, то это не означает, что у них есть представления о правильных нормах поведения в природе.

Существует 3  уровень, характеризующих знания школьников о взаимодействии человека и природы. Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.

Высокий уровень –представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой сформированы.  У школьников есть знания о допустимых и недопустимых действиях на природе, о природоохранной деятельности;

- школьники умеют  оценивать  результаты взаимодействия людей  с природой (взаимодействие приносит  вред природе, безобидно, полезно);

- наличие опыта у детей  в экологически ориентированной  деятельности.

- отличаются проявлением  желания активно участвовать  в природоохранной деятельности; требовательностью к себе и  к другим в вопросе соблюдения  норм поведения в природе; решительной  борьбой со случаями жестокого  обращения с природными объектами,  экологически неадекватного поведения..

Средний уровень- представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой сформированы недостаточно.  У школьников есть знания о допустимых и недопустимых действиях на природе, о природоохранной деятельности;

- школьники не всегда  правильно оценивают  результаты  взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред  природе, безобидно, полезно);

- опыт у детей в экологически ориентированной деятельности незначительный.

 

Низкий уровень – представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой не сформированы.  У школьников низкий уровень знаний о допустимых и недопустимых действиях на природе, о природоохранной деятельности;

- школьники не оценивают   результаты взаимодействия людей  с природой (взаимодействие приносит  вред природе, безобидно, полезно);

- опыт у детей в экологически  ориентированной деятельности отсутствует.

- личность не испытывает  потребности новых знаний о  мире природы, не интересуется  экологической информацией

 

Младший школьный возраст  – этап формирования основ нравственно-экологической  позиции личности, проявления которой  имеют свою специфику и на трёх условно выделенных мною “ступенях  роста” данного возрастного периода.

Базовым в развитии представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте.

Новая ступень развития ребёнка  связывается с приобретением  им экологически ориентированного личного  опыта за счёт:

- наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо);

- выполнения предложенных учителем правил поведения;

- обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;

- эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках;

- ощущения потребности в знаниях экологического содержания;

- бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.;

- наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Показатели сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой на первой ступени начальной школы:

- ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо-плохо»;

- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.);

- старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.;

- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям;

- пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Информация о работе Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой