Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в процессе изучения окружающего мира.
В соответствии с поставленной целью определим задачи работы:
1. Раскрыть сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой как основное направление экологического воспитания младших школьников;
2. Проанализировать литературу по проблеме формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой на уроках окружающего мира;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников ………………..………………..6
1.2 Проблема формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой на уроках окружающего мира….…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………….……………………………………………....16
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников...16
2.2 Проект экспериментальной работы по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников на уроках окружающего мира …………………..…………….…22
Заключение………………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………………………..
После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес (парк), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
1. Напиши, за что лес мог бы сказать тебе спасибо.
2. Напиши, за что лес мог бы рассердиться на тебя.
При анализе детских работ рекомендуется обратить внимание на следующее:
• Что преобладает в детских ответах в группе «Лес благодарит» — перечисление норм и правил поведения в лесу (например, «Лес скажет спасибо, если мы не будем рвать листья, ломать ветки, бросать мусора и т. д.) или примеры практической эколого-ориентированной деятельности (например, «Лес скажет спасибо за то, что мы соберем мусор или будем подкармливать птиц и др.). Второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
• Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
• Как часто в графе «Лес сердится» появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, «Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора» и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребенка как защитника природы. Оказание помощи природе — норма поведения личности (в отличие от нормы не причинить природе вреда.).
• Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные.
• Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а так же какие практические дела дети выдвигают на первый план.
- Методика «Экологический светофор»
С помощью этой методики можно выявить:
- представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
- умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
- наличие опыта ребенка в экологически ориентированной деятельности.
Оборудование:
- Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.
- Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.
В эксперименте принимало участие 22 учащихся 3 класса, обучающихся по программе А.А. Плешакова «Зелёный дом».
Проведённое нами теоретическое исследование позволило нам выделить критерии и уровни представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой у младших школьников и дать им качественную характеристику (таблица 1).
Таблица 1.
Критерии и уровни представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой у младших школьников
Уровни сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой |
Содержание сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой |
Высокий уровень |
- представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой сформированы. У школьников есть знания о допустимых и недопустимых действиях на природе, о природоохранной деятельности; - школьники умеют оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно); - наличие опыта у детей в экологически ориентированной деятельности. - отличаются проявлением желания активно участвовать в природоохранной деятельности; требовательностью к себе и к другим в вопросе соблюдения норм поведения в природе; решительной борьбой со случаями жестокого обращения с природными объектами, экологически неадекватного поведения. |
Средний уровень |
- представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой сформированы недостаточно. У школьников есть знания о допустимых и недопустимых действиях на природе, о природоохранной деятельности; - школьники не всегда правильно оценивают результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно); - опыт у детей в экологически ориентированной деятельности незначительный. |
Низкий уровень |
- представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой не сформированы. У школьников низкий уровень знаний о допустимых и недопустимых действиях на природе, о природоохранной деятельности; - школьники не оценивают результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно); - опыт у детей в экологически ориентированной деятельности отсутствует. - личность не испытывает потребности новых знаний о мире природы, не интересуется экологической информацией. |
В своём исследовании каждый компонент структуры экологически грамотного взаимодействия с природой мы будем рассматривать в соответствии с уровнями: высокого, среднего и низкого.
- Результаты методики «Лес благодарит и сердится»
Анализ детских работ показал, что:
1. В графе «Природа
благодарит» преобладали такие
ответы: «Природа скажет спасибо,
если мы не будем обижать
животных, рвать листья, ломать ветки,
бросать мусор (перечисление
Очевидно, что второй
вариант ответов
2. В своих ответах дети приводили в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу: посадил дерево, расчистил мусорку, сделал домик для птиц. Это говорит о высоком уровне экологической культуры.
3. В графе «Природа
сердится» часто встречались
ответы, такие как: «если мы
не кормим птиц», «если не
очищаем её от мусора». Эти
ответы также говорят об
Проведенная диагностика позволила объективно и обстоятельно определить уровень сформированности представлений об экологически грамотного взаимодействия с природой учащихся.
Рис. 2.1. Уровни сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой
Результаты исследования показали, что 6 учащихся (27%) имеют низкий уровень представлений об экологически грамотного взаимодействия с природой, со средним уровнем – 12 учащихся (55%), и лишь четыре ученика (18%) имеют высокий уровень представлений об экологически грамотного взаимодействия с природой (Алина Ам., Паша Щ., Наташа П. и Рома Г).
Обобщив результаты исследования, мы констатировали, что у учащихся преобладает низкий уровень представлений об экологически грамотного взаимодействия с природой.
- результаты методики «Экологический светофор»
Ответы учащихся показывают, что у детей сформированы представления об экологически грамотном взаимодействии с природой. Так, например 20 учащихся (91%) считают, что, собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице. 14 учащихся (63%) считают что нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут, 12 учащихся (55%) на вопрос почему нельзя самостоятельно собирать грибы ответили «Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов». В то же время, мы наблюдаем, что дети несмогли ответить на вопрос «Почему нельзя ловить насекомых?». Лишь четверо школьников – Влад М, Света М., Паша Щ. и Наташа П. дали правильное объяснение - Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.
Ответы детей показывают, что у большинства школьников неправильные представления о грамотном взаимодействии с природой.. Так, например, 10 учащихся (45%) не смогли ответить на вопрос «Почему нельзя рвать цветы?»; не знают какой вред наносят обертки, упаковки и бумажки растениям 8 учащихся (36%); не знают что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки 12 человек (55%). Не смогли ответить на вопрос «Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?» 14 учащихся (64%).
В ходе исследования мы выявили, что все учащиеся определили какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично? (100%), на вопрос «Как сохранить родник» правильный ответ дали (18 учащихся – 81%) - не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не вы¬пасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами, праильный ответ на вопрос «Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?» ответили 22 человека – 100% - собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.
На основании данных исследования нами построена гистограмма.
Рис. 2.2. Уровни сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой младших школьников по методике «Экологический светофор»
Результаты опроса показали, что у 16 учащихся (73%) преобладает низкий уровень экологически грамотное взаимодействие с природой, средний уровень у 4 учащихся (18 %), с высоким уровнем экологически грамотное взаимодействие с природой 2 учащийся (9%) – Света М. и Рома Г.
Таким образом, результаты исследования, полученные нами на констатирующем этапе об уровнях сформированности экологически грамотного взаимодействия с природой, не удовлетворили нас и привели к выводу о необходимости включения в начальное экологическое образование таких методов, средств, которые могут комплексно воздействовать на младшего школьника: повышать познавательную экологическую активность, включать ребёнка в мир природы, содействовать практическому взаимодействию школьника с миром природы, пробуждать в детях желание беречь окружающий мир, помогать ему.
2.2 Проект по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой младших школьников на уроках окружающего мира
При организации работы по формированию экологически грамотного взаимодействия с природой младших школьников на уроках окружающего мира нами учитываются следующие педагогические условия:
• Формирование каждого компонента (когнитивного, эмоционального и деятельностного) экологически грамотного взаимодействия с природой младших школьников на уроках окружающего мира.
• Учет индивидуальных интересов и способностей детей.
• Варьирование творческих заданий в зависимости от уровня сформированности экологически грамотного взаимодействия с природой младших школьников младших школьников.
Первое условие - Формирование на уроках окружающего мира каждого компонента (когнитивного, эмоционального и деятельностного) грамотного взаимодействия с природой младших школьников.
С учетом данного педагогического условия были сформулированы следующие задачи:
• расширение экологических знаний младших школьников;
• повышение эмоциональной отзывчивости;
• формирование у младших школьников бережного отношения к природе, чувства любви, сочувствия, сопереживания к её объектам;
• формирование субъективного отношения к природе, экологически ориентированной деятельности младших школьников.
В процесс формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой были использованы следующие методы: беседы, наблюдения, творческая деятельность, практическая деятельность.
Так, например, для формирования когнитивного компонента представлений экологически грамотного взаимодействия с природой на уроке «Человек – часть природы» нами используется игра «Экологический светофор»
Цель: актуализация знаний учащихся в области экологии, расширение
представлений о рациональном взаимодействии человека с природой.
Второе условие - Учет индивидуальных интересов и способностей детей.
На уроке окружающего мира «Природа. Разнообразие природы» разрабатывается экологический проект «Зелёный друг».
Данный проект выбрали пять учащихся: Алина Ам., Света М., Катя Ш., Ксюша Т., Алёна Л.
Цели проекта: подружиться с комнатным растением, узнать об особенностях этого растения, составить его паспорт, обеспечить систематический уход за растениями.
Каждый участник проекта работал над своим проектом индивидуально.
Учащиеся составили план выполнения своего замысла:
1. Нарисую эмблему моего проекта.
2. Выберу себе друга, дам ему имя.
3. Нарисую портрет своего зелёного друга.
4. Узнаю о своём друге, схожу для этого в библиотеку.
5. Узнаю, как правильно ухаживать за растением.
6. Изготовлю паспорт для своего друга.
7. Буду общаться со своим цветком, наблюдать за ним и ухаживать.
Третье условие – Варьирование творческих заданий в зависимости от уровня сформированности представлений о экологически грамотном взаимодействии с природой у младших школьников.
Ребятами было предложено придумать проект, над которым можно работать всем классом. Нами были предложены следующие варианты проектов: «Зелёная аллея», «Помоги бездомному животному», «Птичья столовая», «Чистая поляна» и др.
Алена Л напомнила ребятам о письме от птиц, которое они прочитали на празднике Осени. В письме птицы обратились к ребятам с просьбой о помощи – подкормке в зимнее время года.
— Мы летом ходим к птицам в гости, а они к нам зимой. (Паша Щ.)
— Я могу сделать кормушку для птиц (Андрей).
— Мы каждый год делаем кормушки, начинаем кормить птиц, а потом забываем. (Света.).