Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в процессе изучения окружающего мира.
В соответствии с поставленной целью определим задачи работы:
1. Раскрыть сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой как основное направление экологического воспитания младших школьников;
2. Проанализировать литературу по проблеме формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой на уроках окружающего мира;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников ………………..………………..6
1.2 Проблема формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой на уроках окружающего мира….…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………….……………………………………………....16
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников...16
2.2 Проект экспериментальной работы по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников на уроках окружающего мира …………………..…………….…22
Заключение………………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_ekologicheski_gramotnomu.docx

— 89.82 Кб (Скачать файл)

После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес (парк), восстанавливают  в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные  примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в  следующей форме:

1. Напиши, за что лес  мог бы сказать тебе спасибо.

2. Напиши, за что лес  мог бы рассердиться на тебя.

При анализе детских работ  рекомендуется обратить внимание на следующее:

•  Что преобладает  в детских ответах в группе «Лес благодарит» — перечисление норм и правил поведения в лесу (например, «Лес скажет спасибо, если мы не будем рвать листья, ломать ветки, бросать мусора и т. д.) или примеры  практической эколого-ориентированной  деятельности (например, «Лес скажет спасибо  за то, что мы соберем мусор или  будем подкармливать птиц и др.). Второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.

•  Приводят ли дети в  качестве примеров уже проделанную  ими природоохранную работу.

•  Как часто в графе  «Лес сердится» появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, «Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора»  и др.). Эти ответы также говорят  об активной позиции ребенка как  защитника природы. Оказание помощи природе — норма поведения  личности (в отличие от нормы не причинить природе вреда.).

•  Какие экологические  проблемы звучат в ответах детей  как наиболее актуальные.

•  Какие нормы и  правила взаимодействия с природой, а так же какие практические дела дети выдвигают на первый план.

- Методика «Экологический светофор»

С помощью этой методики можно выявить:

- представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;

- умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

- наличие опыта ребенка в экологически ориентированной деятельности.

Оборудование:

- Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.

- Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.

В эксперименте принимало участие 22 учащихся 3 класса, обучающихся по программе А.А. Плешакова «Зелёный дом».

Проведённое нами теоретическое исследование позволило нам выделить критерии и уровни представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой у  младших школьников и дать им качественную характеристику (таблица 1).

Таблица 1.

Критерии и уровни представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой у  младших школьников

Уровни сформированности представлений об экологически грамотном  взаимодействии с природой

Содержание  сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой

 

Высокий уровень

 

- представление детей  о рациональном взаимодействии  человека с природой сформированы. У школьников есть знания о допустимых и недопустимых действиях на природе, о природоохранной деятельности;

- школьники умеют оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

- наличие опыта у детей в экологически ориентированной деятельности.

- отличаются проявлением желания активно участвовать в природоохранной деятельности; требовательностью к себе и к другим в вопросе соблюдения норм поведения в природе; решительной борьбой со случаями жестокого обращения с природными объектами, экологически неадекватного поведения.

Средний уровень

- представление детей  о рациональном взаимодействии  человека с природой сформированы недостаточно. У школьников есть знания о допустимых и недопустимых действиях на природе, о природоохранной деятельности;

- школьники не всегда правильно оценивают результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

- опыт у детей в экологически ориентированной деятельности незначительный.

Низкий уровень

- представление детей  о рациональном взаимодействии  человека с природой не сформированы. У школьников низкий уровень знаний о допустимых и недопустимых действиях на природе, о природоохранной деятельности;

- школьники не оценивают результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

- опыт у детей в экологически ориентированной деятельности отсутствует.

- личность не испытывает потребности новых знаний о мире природы, не интересуется экологической информацией.


 

В своём исследовании  каждый компонент структуры экологически грамотного взаимодействия с природой мы будем рассматривать в соответствии с уровнями: высокого, среднего и низкого.

- Результаты методики «Лес благодарит и сердится»

Анализ детских работ  показал, что:

1. В графе «Природа  благодарит» преобладали такие  ответы: «Природа скажет спасибо,  если мы не будем обижать  животных, рвать листья, ломать ветки,  бросать мусор (перечисление норм  и правил поведения в природе), соберём мусор, посадим деревья,  будем подкармливать птиц (примеры  практической ориентированной деятельности  детей).

 Очевидно, что второй  вариант ответов свидетельствует  о высоком уровне сформированности представлений о грамотном взаимодействии человека с природой, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.

2.  В своих ответах  дети приводили в качестве  примеров уже проделанную ими  природоохранную работу: посадил  дерево, расчистил мусорку, сделал домик для птиц. Это говорит о высоком уровне экологической культуры.

3.    В графе «Природа  сердится» часто встречались  ответы, такие как: «если мы  не кормим птиц», «если не  очищаем её от мусора». Эти  ответы также говорят об активной  позиции ребёнка как защитника  природы. 

Проведенная диагностика  позволила объективно и  обстоятельно определить уровень сформированности представлений об экологически грамотного взаимодействия с природой учащихся.

 

Рис. 2.1. Уровни сформированности представлений  об экологически грамотном взаимодействии с природой

Результаты исследования показали, что 6 учащихся (27%) имеют низкий уровень представлений  об экологически грамотного взаимодействия с природой, со средним уровнем – 12 учащихся (55%), и лишь четыре ученика (18%) имеют высокий уровень представлений  об экологически грамотного взаимодействия с природой (Алина Ам., Паша Щ., Наташа П. и Рома Г).

Обобщив результаты исследования, мы констатировали, что у учащихся преобладает низкий уровень представлений  об экологически грамотного взаимодействия с природой.

 

- результаты методики «Экологический светофор»

Ответы учащихся показывают, что у детей сформированы представления об экологически грамотном взаимодействии с природой. Так, например 20 учащихся (91%) считают, что, собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице. 14 учащихся (63%) считают что нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут, 12 учащихся (55%) на вопрос почему нельзя самостоятельно собирать грибы ответили «Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов». В то же время, мы наблюдаем, что дети несмогли ответить на вопрос «Почему нельзя ловить насекомых?». Лишь четверо школьников – Влад М, Света М., Паша Щ. и Наташа П. дали правильное объяснение - Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.

Ответы детей показывают, что у большинства школьников неправильные представления о грамотном взаимодействии с природой.. Так, например, 10 учащихся (45%) не смогли ответить на вопрос «Почему нельзя рвать цветы?»; не знают какой вред наносят обертки, упаковки и бумажки растениям 8 учащихся (36%); не знают что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки 12 человек (55%).  Не смогли ответить на вопрос «Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?» 14 учащихся (64%).

В ходе исследования мы выявили, что все учащиеся определили  какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично? (100%), на вопрос «Как сохранить родник» правильный ответ дали (18 учащихся – 81%) - не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не вы¬пасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами, праильный ответ на вопрос «Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?» ответили  22 человека – 100% - собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу,  а деревья сохранились бы.

На основании данных исследования нами построена гистограмма.

Рис. 2.2. Уровни сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой младших школьников по методике «Экологический светофор»

Результаты опроса показали, что у 16 учащихся (73%) преобладает низкий уровень экологически грамотное взаимодействие с природой, средний уровень у 4 учащихся (18 %), с высоким уровнем экологически грамотное взаимодействие с природой 2 учащийся (9%) – Света М. и Рома Г.

Таким образом, результаты исследования, полученные нами на констатирующем этапе об уровнях сформированности экологически грамотного взаимодействия с природой, не удовлетворили нас и привели к выводу о необходимости включения в начальное экологическое образование таких методов, средств, которые могут комплексно воздействовать на младшего школьника: повышать познавательную экологическую активность, включать ребёнка в мир природы, содействовать практическому взаимодействию школьника с миром природы, пробуждать в детях желание беречь окружающий мир, помогать ему.

 

 

 

 

2.2 Проект по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой младших  школьников на уроках окружающего мира

При организации работы по формированию экологически грамотного взаимодействия с природой младших школьников на уроках окружающего мира нами учитываются следующие педагогические условия:

• Формирование каждого компонента (когнитивного, эмоционального и деятельностного) экологически грамотного взаимодействия с природой младших  школьников на уроках окружающего мира. 

•  Учет индивидуальных интересов и способностей детей.

•     Варьирование творческих заданий в зависимости от уровня сформированности экологически грамотного взаимодействия с природой младших  школьников младших школьников.

Первое условие - Формирование на уроках окружающего мира каждого компонента (когнитивного, эмоционального и деятельностного) грамотного взаимодействия с природой младших  школьников. 

С учетом данного педагогического условия были сформулированы следующие задачи:

• расширение экологических знаний младших школьников;

• повышение эмоциональной отзывчивости;

• формирование у младших школьников бережного отношения к природе, чувства любви, сочувствия, сопереживания к её объектам;

• формирование субъективного отношения к природе, экологически ориентированной деятельности младших школьников.

В процесс формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой были использованы следующие методы: беседы, наблюдения, творческая деятельность, практическая деятельность.

Так, например, для формирования когнитивного компонента представлений экологически грамотного взаимодействия с природой на уроке «Человек – часть природы» нами используется игра «Экологический светофор»

Цель: актуализация знаний учащихся в области экологии, расширение

представлений о рациональном взаимодействии человека с природой.

Второе условие - Учет индивидуальных интересов  и способностей детей.

На уроке окружающего  мира «Природа. Разнообразие природы» разрабатывается экологический проект «Зелёный друг».

Данный проект выбрали  пять учащихся: Алина Ам., Света М., Катя Ш., Ксюша Т., Алёна Л.

Цели проекта: подружиться  с комнатным растением, узнать об особенностях этого растения, составить  его паспорт, обеспечить систематический  уход за растениями.

Каждый участник проекта  работал над своим проектом индивидуально.

Учащиеся составили план выполнения своего замысла:

1. Нарисую эмблему моего проекта.

2. Выберу себе друга, дам ему имя.

3. Нарисую портрет своего зелёного друга.

4. Узнаю о своём друге, схожу для этого в библиотеку.

5. Узнаю, как правильно ухаживать за растением.

6. Изготовлю паспорт для своего друга.

7. Буду общаться со своим цветком, наблюдать за ним и ухаживать.

Третье условие –    Варьирование творческих заданий в зависимости от уровня сформированности представлений о экологически грамотном взаимодействии с природой у младших школьников.

Ребятами было предложено придумать проект, над которым  можно работать всем классом. Нами были предложены следующие варианты проектов: «Зелёная аллея», «Помоги бездомному животному», «Птичья столовая», «Чистая  поляна» и др.

Алена Л напомнила ребятам  о письме от птиц, которое они  прочитали на празднике Осени. В  письме птицы обратились к ребятам  с просьбой о помощи – подкормке  в зимнее время года.

— Мы летом ходим к  птицам в гости, а они к нам  зимой. (Паша Щ.)

—  Я могу сделать кормушку для птиц (Андрей).

— Мы каждый год делаем кормушки, начинаем кормить птиц, а потом  забываем. (Света.).

Информация о работе Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой