Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в процессе изучения окружающего мира.
В соответствии с поставленной целью определим задачи работы:
1. Раскрыть сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой как основное направление экологического воспитания младших школьников;
2. Проанализировать литературу по проблеме формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой на уроках окружающего мира;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников ………………..………………..6
1.2 Проблема формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой на уроках окружающего мира….…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………….……………………………………………....16
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников...16
2.2 Проект экспериментальной работы по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников на уроках окружающего мира …………………..…………….…22
Заключение………………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………………………..
Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии второклассник связывается со следующими приобретениями в личном опыте:
- от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо);
- соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу;
- собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды;
- бережное отношение к предметам быта по собственной воле;
- участие в созидательной деятельности взрослых.
Показатели сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой у младших школьников на втором этапе дополняются:
- интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;
- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
- выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.
На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием:
- анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния;
- осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира;
- использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;
- воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
О показателях сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:
- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
- ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
1.2 Проблема формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой на уроках окружающего мира.
В соответствии с Федеральным
государственным
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Начальное естественнонаучное
образование, имеющее в российской
школе глубокие и прочные традиции
и богатый арсенал
Приоритетной целью
Основная идея программы «Окружающий мир» автора А.А. Вахрушева, А.С. Раутеан первого класса– взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён языку географических карт, которые знакомят нас с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир и человек» разработан с экологических позиций. Более полная работа по формированию представлений о правильном, грамотном взаимодействие с природой проводится в 1 классе. В этот период закладываются основы, нормы и правила грамотного поведения в природной среде. На следующих этапах работа по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой продолжается совместно или параллельно с другими темами.
Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») (автор А.А. Плешаков) преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы.
Курс «Мир вокруг нас» имеет
экологическую направленность, которая
определена особой актуальностью экологического
образования в современных
Учебный курс «Мир вокруг нас»
носит личностно-развивающий
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. [22,43]
В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с влиянием тех или иных видов деятельности, взаимодействия людей на окружающий мир, экологию.
Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей: Идея многообразия мира, Идея экологической целостности мира, Идея уважения к миру.
В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
В соответствии с общей
направленностью курса и
1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя.
2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей).
3. Эколого-этическая
По мнению А.Е. Чижевского, необходимо у младшего школьника формировать представления о природе, как взаимосвязанной и чувствительной вмешательству человека; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды. [23,40]
На этапе начального обучения
преобладающую роль играют задания,
отражающие экологические взаимодействия
в природной среде (приспособленность
к среде обитания, пищевые, информационные
связи и так далее), природа
и отношения с ней –
Задания по экологии направлены на систематизацию, обобщение знаний о природных взаимосвязях и взаимодействиях человека с природой, на открытии ребёнком этих связей и зависимостей.
Ближайшее окружение школьника, повседневное общение с окружающей средой дают убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в согласии.
Сама природа не воспитывает,
воспитывает только активное взаимодействие
с ней. Чтобы ребёнок научился
понимать природу, чувствовать её красоту,
беречь её богатства, нужно привить
ему чувства с раннего
Один из видов работ – экскурсии на природу. Вступительная беседа перед экскурсией, вопросы учителя во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы должны привлечь внимание детей к окружающей природе. Урок любви к природе формирует понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано.
Получаемые знания должны закрепляться в практических делах. На территории школы находятся клумбы, где ребёнок своими руками может посадить и вырастить растение, кроме того, эту задачу помогает решать уход за комнатными растениями.
По мнению Н.В. Тимошкиной, опыт экологически грамотного взаимодействия с окружающим миром, который обеспечивает следующие проявления нравственно-экологической позиции личности: [21,71]
• Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация в значительной их части в привычке ребёнка;
• Наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
• Потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему;
• Проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное;
• Проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Выводы по главе:
Начиная с первого
класса, у младшего школьника
продолжают формироваться
Эффективность формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой будет зависеть от соответствия ее специфике возрастного этапа в развитии личности, социально-психологическому портрету современного младшего школьника и выявления факторов, как способствующих, так и препятствующих гармонизации его взаимоотношений с окружающим.
О показателях сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой ребёнка начальной школы можно судить по следующим проявлениям:
- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
- ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней. Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой
2.1 Изучение уровня сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой у младших школьников
Цель опытно-экспериментальной части работы – выявить уровень сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой у младших школьников.
Цель экспериментального
исследования позволила
1. Выбор методики экспериментального исследования.
2. Проведение констатирующего эксперимента.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Разработка методических рекомендаций по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой к природе у младших школьников.
В процессе проведения констатирующего этапа были использованы следующие методы и методики:
- «Лес благодарит и сердится»
Цель методики: Выявить представления детей о правилах, нормах взаимодействия с природой.
Инструкция по проведению методики.