Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в процессе изучения окружающего мира.
В соответствии с поставленной целью определим задачи работы:
1. Раскрыть сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой как основное направление экологического воспитания младших школьников;
2. Проанализировать литературу по проблеме формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой на уроках окружающего мира;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников ………………..………………..6
1.2 Проблема формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой на уроках окружающего мира….…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………….……………………………………………....16
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников...16
2.2 Проект экспериментальной работы по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников на уроках окружающего мира …………………..…………….…22
Заключение………………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_ekologicheski_gramotnomu.docx

— 89.82 Кб (Скачать файл)

Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии второклассник связывается со следующими приобретениями в личном опыте:

- от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо);

- соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу;

- собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды;

- бережное отношение к предметам быта по собственной воле;

- участие в созидательной деятельности взрослых.

Показатели сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой у младших школьников на втором этапе дополняются:

- интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;

- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;

- выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

На третьем этапе, завершающем  период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется  новым содержанием:

- анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния;

- осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира;

- использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;

- воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

О показателях сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

- ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Проблема формирования представлений об  экологически грамотном взаимодействии с природой на уроках окружающего мира.

В соответствии с Федеральным  государственным образовательным  стандартом начальной школы предметные результаты с учетом специфики предмета Окружающего мира должны отражать: [24]

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического  опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В связи  с актуальностью данной проблемы единого подхода к её реализации нет. Существуют различные программы  и методики преподавания окружающего мира, где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. В «Программно-методических материалах начальной школы» предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс природоведения рассматривается под различными названиями. Проанализируем некоторые из них.

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается  через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка.

Основная идея программы «Окружающий мир» автора А.А. Вахрушева, А.С. Раутеан первого класса– взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён языку географических карт, которые знакомят нас с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир и человек» разработан с экологических позиций. Более полная работа по формированию представлений о правильном, грамотном взаимодействие с  природой проводится в 1 классе. В этот период закладываются основы, нормы и правила грамотного поведения в природной среде. На следующих этапах работа по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой продолжается совместно или параллельно с другими темами.

Учебный курс «Окружающий  мир» («Мир вокруг нас») (автор А.А. Плешаков) преподается в 1—4 классах четырехлетней  начальной школы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет  экологическую направленность, которая  определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель —   воспитание гуманного, творческого, социально активного  человека, уважительно и бережно  относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию  человечества. [18,37]

Приоритетной задачей  курса является формирование в сознании ученика образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость, ответственность.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о  нашей планете, о странах и  народах мира. При этом человек, природа  и общество рассматриваются в  их неразрывном, органичном единстве. [22,43]

         В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с влиянием тех или иных видов деятельности, взаимодействия людей на окружающий мир, экологию.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся  на основе следующих ведущих идей: Идея многообразия мира, Идея экологической целостности мира, Идея уважения к миру.

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый  подход, обеспечивающий реализацию развивающих  задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением  системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы  и общественной жизни, выполняют  практические работы и опыты, в том  числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование  объектов и явлений окружающего  мира.

В соответствии с общей  направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при  реализации программы мы придаем  новым для практики начальной  школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:

1. Распознавание природных  объектов с помощью специально  разработанного для начальной  школы атласа-определителя.

2. Моделирование экологических  связей с помощью графических  и динамических схем (моделей).

3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного  отношения к миру природы и  поведения в нем, оценку поступков  других людей, выработку соответствующих  норм и правил, которая осуществляется  с помощью специально разработанной  книги для чтения по экологической  этике.

По мнению  А.Е. Чижевского,   необходимо у младшего школьника формировать представления о природе, как взаимосвязанной и чувствительной вмешательству человека; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды. [23,40]

На этапе начального обучения преобладающую роль играют задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде  (приспособленность  к среде обитания, пищевые, информационные связи и так далее), природа  и отношения с ней – приоритетный и важный предмет изучения в начальной  школе.

Задания по экологии направлены на систематизацию, обобщение знаний о природных взаимосвязях и взаимодействиях человека с природой, на открытии ребёнком этих связей и зависимостей.

Ближайшее окружение школьника, повседневное общение с окружающей средой дают убедительные примеры для  раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в согласии.

Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить  ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства  в детях, учителя начальных классов  используют различные формы работы в этом направлении.

Один из видов работ  – экскурсии на природу. Вступительная  беседа перед экскурсией, вопросы  учителя во время проведения экскурсии, подведение итогов – все эти этапы  должны привлечь внимание детей к  окружающей природе. Урок любви к природе формирует понимание того, что всё в окружающем мире взаимосвязано.

Получаемые знания должны закрепляться в практических делах. На территории  школы  находятся  клумбы, где ребёнок  своими руками может  посадить и вырастить растение, кроме того, эту задачу помогает решать уход за комнатными растениями.

По мнению Н.В. Тимошкиной, опыт экологически грамотного взаимодействия с окружающим миром, который обеспечивает следующие проявления нравственно-экологической позиции личности: [21,71]

• Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация в значительной их части в привычке ребёнка;

• Наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;

• Потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему;

• Проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное;

• Проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе:

 Начиная с первого  класса, у младшего школьника  продолжают формироваться представления  об экологически грамотном взаимодействии  человека с природой. Формируются они,как по средстам получения знаний,правил взаимодействия  на уроке,внеурочных мероприятиях,так и через практическую деятельность.

Эффективность формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой будет зависеть от соответствия ее специфике возрастного этапа  в развитии личности, социально-психологическому портрету современного младшего школьника  и выявления факторов, как способствующих, так и препятствующих гармонизации его взаимоотношений с окружающим.

О показателях сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой ребёнка начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

- ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней. Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой

2.1 Изучение уровня  сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой у младших  школьников

Цель опытно-экспериментальной  части работы  – выявить уровень  сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой у младших школьников.

    Цель экспериментального  исследования позволила поставить  конкретные задачи:

1. Выбор методики экспериментального исследования.

2. Проведение констатирующего эксперимента.

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

4. Разработка методических рекомендаций по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой к природе у младших школьников.

В процессе проведения констатирующего  этапа были использованы следующие  методы и методики:

- «Лес благодарит и сердится»

Цель методики: Выявить представления детей о правилах, нормах взаимодействия с природой.

Инструкция по проведению методики.

Информация о работе Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой