Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в процессе изучения окружающего мира.
В соответствии с поставленной целью определим задачи работы:
1. Раскрыть сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой как основное направление экологического воспитания младших школьников;
2. Проанализировать литературу по проблеме формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой на уроках окружающего мира;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников ………………..………………..6
1.2 Проблема формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой на уроках окружающего мира….…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………….……………………………………………....16
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников...16
2.2 Проект экспериментальной работы по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников на уроках окружающего мира …………………..…………….…22
Заключение………………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_ekologicheski_gramotnomu.docx

— 89.82 Кб (Скачать файл)

— А я подкармливаю у  себя дома птиц. У меня в огороде  на черёмухе висит кормушка, и я  уношу туда всякие семена, крошки (Влад М.).

— Я придумала! У нас  возле школы много деревьев всяких. Можно повесить на них кормушки и  подкармливать птиц. А ещё повесить табличку «столовая» (Алина Ам).

— Или лучше «кафе». У  нас же есть всякие рестораны, кафе (Паша Щ.)

После обсуждения общим решением ребята выбрали экологический проект, направленный на оказание помощи птицам, которые зимуют рядом с нами.

Свой проект ребята назвали  «Добро пожаловать, наши пернатые друзья!»

Цель проекта: расширить  свои знания о птицах, узнать об их особенностях; открыть зимнее кафе для птиц, регулярно  подкармливать.

Выводы по главе:

В процессе проведения констатирующего  этапа были использованы следующие  методы и методики:

- Методика «Экологический светофор»

- Методика «Лес благодарит и сердится»

Как показало экспериментальное  исследование, что большинство младших  школьников проявляют активность в практической деятельности по охране природы под руководством другого человека, но не всегда осуждают отрицательные поступки (по отношению к природе) других людей, правила поведения в природе выполняют не все, заботятся о животных и других объектах природы нерегулярно.

Таким образом, наиболее эффективными педагогическими условиями формирования экологически грамотного взаимодействия с природой младших школьников являются: воспитание каждого компонента (когнитивного, эмоционального и деятельностного), учет индивидуальных интересов  и способностей детей, варьирование творческих заданий в зависимости от уровня сформированности грамотного взаимодействия с природой младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Эффективность формирования представлений об экологически грамотном  взаимодействии с природой будет  зависеть от соответствия ее специфике  возрастного этапа  в развитии личности, социально-психологическому портрету современного младшего школьника  и выявления факторов, как способствующих, так и препятствующих гармонизации его взаимоотношений с окружающим. Экспериментальное исследование сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой проведены на базе средней общеобразовательной Климовской школы д.Климовское,  в нем приняло участие 22 учащихся 3 класса, обучающихся по программе А.А. Плешакова,

Проведённое нами теоретическое исследование позволило нам выделить критерии и уровни представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой у  младших школьников и дать им качественную характеристику.

В процессе проведения констатирующего  этапа были использованы следующие  методы и методики:

- Методика «Экологический светофор»

- Методика «Лес благодарит и сердится»

Как показало экспериментальное  исследование, что большинство младших  школьников проявляют активность в практической деятельности по охране природы под руководством другого человека, но не всегда осуждают отрицательные поступки (по отношению к природе) других людей, правила поведения в природе выполняют не все, заботятся о животных и других объектах природы нерегулярно.

Таким образом, наиболее эффективными педагогическими условиями формирования экологически грамотного взаимодействия с природой младших школьников являются: воспитание каждого компонента (когнитивного, эмоционального и деятельностного), учет индивидуальных интересов  и способностей детей, варьирование творческих заданий в зависимости от уровня сформированности грамотного взаимодействия с природой младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Артеменко Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников. -М.: Академия, 2010.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-  М.: Просвещение, 1989.
  3. Битинас Б.П. Процесс воспитания: приобщение к ценностям. М: Академия,  2009.
  4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  5. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Сост. Л.Ф. Мельчаков. – М., 1981.
  6. Григорьева А.А. Педагогические условия проблемного обучения. //Начальная школа. – 2012. - №1. – С.18-20.
  7. Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006.
  8. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников. – Мн.: НМО, 2009.
  9. Каропа Г.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся. -Мн.: Народна Асвета,  2003.
  10. Коленникова Т.Р. Экологическое образование младших школьников: Начальная школа. – 2008. - №4.
  11. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. - 2012. - № 1. - С.18-22.
  12. Минаев В.М. Мы в ответе за природу: Народная асвета. – 1999. - №7.
  13. Михальчук М.В., Ковальчук Т.А. Основы экологического образования младших школьников. – Мн.: Высш. шк., 2006.
  14. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. - 2011. - № 5. - С.2-8.
  15. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова.-  М.: Академия, 2008.
  16. Природоведение. Поурочные планы. 3 класс (по учебнику Плешакова А. А.) / Авт.- сост. Котрунова Н. В. – Волгоград: Учитель, 2011.
  17. Сидельский А.П. Человек и природа. Ставрополь, 1975.
  18. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000.
  19. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-  М.: Инфра  - М, 2010.
  20. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа. – 2004. - №5. – 2000. - №10.
  21. Тимошкина Н.В. Решение познавательных задач на уроках «Окружающего мира».// Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - N 1. - С. 71-76.
  22. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. // Начальная школа. -1986, N8, C.63-64.
  23. Чижевский А.Е. Экология в школе и дома. // Начальная школа. – 1999. - №8.
  24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  25. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. - 1988. - № 8. - C.40-46.
  26. Цветкова И. В. Диагностика экологической культуры младшего школьника // Мир психологии и психология в мире. 1995, № 2(3). С. 34—40.
  27. Ясвин В.А, Дерябо С.Д Методики диагностики и коррекции отношения к природе.-  М.: Академия, 1995.

 

 

 


Информация о работе Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой