Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель работы – выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в процессе изучения окружающего мира.
В соответствии с поставленной целью определим задачи работы:
1. Раскрыть сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой как основное направление экологического воспитания младших школьников;
2. Проанализировать литературу по проблеме формирования представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой на уроках окружающего мира;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников ………………..………………..6
1.2 Проблема формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой на уроках окружающего мира….…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования у обучающихся представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой…………….……………………………………………....16
2.1 Выявление уровня сформированности представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников...16
2.2 Проект экспериментальной работы по формированию представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой у младших школьников на уроках окружающего мира …………………..…………….…22
Заключение………………………………………………………………….……26
Список использованной литературы…………………………………………..
— А я подкармливаю у себя дома птиц. У меня в огороде на черёмухе висит кормушка, и я уношу туда всякие семена, крошки (Влад М.).
— Я придумала! У нас возле школы много деревьев всяких. Можно повесить на них кормушки и подкармливать птиц. А ещё повесить табличку «столовая» (Алина Ам).
— Или лучше «кафе». У нас же есть всякие рестораны, кафе (Паша Щ.)
После обсуждения общим решением ребята выбрали экологический проект, направленный на оказание помощи птицам, которые зимуют рядом с нами.
Свой проект ребята назвали «Добро пожаловать, наши пернатые друзья!»
Цель проекта: расширить свои знания о птицах, узнать об их особенностях; открыть зимнее кафе для птиц, регулярно подкармливать.
Выводы по главе:
В процессе проведения констатирующего этапа были использованы следующие методы и методики:
- Методика «Экологический светофор»
- Методика «Лес благодарит и сердится»
Как показало экспериментальное исследование, что большинство младших школьников проявляют активность в практической деятельности по охране природы под руководством другого человека, но не всегда осуждают отрицательные поступки (по отношению к природе) других людей, правила поведения в природе выполняют не все, заботятся о животных и других объектах природы нерегулярно.
Таким образом, наиболее эффективными педагогическими условиями формирования экологически грамотного взаимодействия с природой младших школьников являются: воспитание каждого компонента (когнитивного, эмоционального и деятельностного), учет индивидуальных интересов и способностей детей, варьирование творческих заданий в зависимости от уровня сформированности грамотного взаимодействия с природой младших школьников.
Заключение
Эффективность формирования
представлений об экологически грамотном
взаимодействии с природой будет
зависеть от соответствия ее специфике
возрастного этапа в развитии
личности, социально-психологическому
портрету современного младшего школьника
и выявления факторов, как способствующих,
так и препятствующих гармонизации
его взаимоотношений с
Проведённое нами теоретическое исследование позволило нам выделить критерии и уровни представлений об экологически грамотном взаимодействии с природой у младших школьников и дать им качественную характеристику.
В процессе проведения констатирующего этапа были использованы следующие методы и методики:
- Методика «Экологический светофор»
- Методика «Лес благодарит и сердится»
Как показало экспериментальное исследование, что большинство младших школьников проявляют активность в практической деятельности по охране природы под руководством другого человека, но не всегда осуждают отрицательные поступки (по отношению к природе) других людей, правила поведения в природе выполняют не все, заботятся о животных и других объектах природы нерегулярно.
Таким образом, наиболее эффективными педагогическими условиями формирования экологически грамотного взаимодействия с природой младших школьников являются: воспитание каждого компонента (когнитивного, эмоционального и деятельностного), учет индивидуальных интересов и способностей детей, варьирование творческих заданий в зависимости от уровня сформированности грамотного взаимодействия с природой младших школьников.
Список использованной литературы