Психолого-педагогические условия развития внимания у детей с ОНР
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:58, курсовая работа
Описание работы
Недостаточность развития внимания у детей с нарушениями речи отмечали многие авторы в области логопедии (Волосовец Т.В.[4], Филичева Т.Б.[25], Чиркина Г.В.[25] и др.). Авторы отмечают что, для детей с нарушениями речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности переключения, распределения и включения внимания. Это ведет к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости организма и способствует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 1.1. Понятие о внимании, его основные характеристики……………………….………………………………………..6 1.2. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушениями речи……………………………………………………………………………12 1.3. Психолого-педагогические условия развития внимания у детей дошкольного возраста………………………………………………………..……………...19 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа эксперимента…………………………………………………………………..24 2.2 Содержание программы развития внимания у детей 5-6 лет с нарушениями речи…………………………………………………………....35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……..38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Объем – это количество объектов
воспринимаемых одновременно с достаточной
ясностью. Объем взрослого человека составляет
от 4 до 7 объектов, у детей 2-3. Поскольку
определение объема внимания связано
с кратковременным запоминанием, то его
нередко отождествляют с объемом кратковременной
памяти. Психологи отмечают, что объем
внимания зависит от количественного
соотношения фигуры и фона, т.е. объектов,
которые надо выделить вниманием, и объектов,
от которых надо отвлечься. На расширение
объема внимания значительное влияние
оказывает речь, самостоятельность обучения
и разнообразие деятельности. Объем определяет
эффективность любого вида обучения, поскольку
мыслительный акт предполагает одновременно
объединение, совмещение и удержание нескольких
объектов в поле внимания[1].
Устойчивость – его временная характеристика
– это длительность удержания внимания
к одному и тому же предмету или деятельности.
Устойчивость сохраняется и в практической
деятельности с предметами, и в активной
умственной работе. Показателем устойчивости
является высокая продуктивность деятельности
в течение относительно длительного времени,
а сама устойчивость характеризуется
длительностью и степенью концентрации
внимания. Она определяется различными
причинами, которые связаны с индивидуальными
физиологическими особенностями личности
(со свойствами нервной системы); общим
состоянием организма в данный момент;
другие характеризуют психические состояния
(возбуждение, заторможенность); третьи
соотносятся с мотивацией; четвертые –
с внешними обстоятельствами осуществления
деятельности. Характеристика общей устойчивости
внимания определяется сочетанием всех
причин, вместе взятых[1].
Концентрация
– это степень сосредоточения.
Концентрация внимания на одних объектах
предполагает одновременное отвлечение
от всего постороннего. Это необходимое
условие осмысления и запечатления поступающей
в мозг информации. Физиологической основой
сосредоточенного внимания являются оптимальная
интенсивность возбудительных процессов
тех участков коры головного мозга, которые
связаны с данным видом деятельности при
одновременном развитии тормозных процессов
в остальных частях коры[1].
Распределение – это способность человека
удерживать в центре внимания определенное
число объектов одновременно, т.е. это
одновременное внимание к двум или нескольким
объектам при одновременном выполнении
действий сними или наблюдения за ними[1].
Переключаемость
– это сознательное и осмысленное
перемещение внимания с одного объекта
на другой в связи с постановкой новой
задачи. Она означает способность быстро
ориентироваться в сложной ситуации и
сопровождается некоторым нервным напряжением,
которое выражается в волевом усилии[1].
Как отмечает А.А. Люблинская,
выражая психическое состояние личности,
внимание человека – его объем, переключаемость,
концентрация – в значительной мере обусловлено
чертами темперамента и направленностью
человека. Но все эти свойства можно развивать
путем упражнений[15].
Таким образом, внимание – это
направленность и сосредоточенность психической
активности на определенном объекте. Этот
психический процесс является условием
успешного осуществления любой деятельности
как внешней, так и внутренней, а его продуктом
– ее качественное выполнение. Внимание
в своей элементарной форме выступает
как ориентировочный рефлекс «что такое?».
Оно имеет внешние и внутренние проявления
– напряженную позу, сосредоточенный
взгляд, учащение сердцебиения, дыхания.
Традиционные виды внимания разделяют
по наличию цели быть внимательным и применению
волевых усилий для его поддержания. Данная
классификация включает непроизвольное,
произвольное и послепроизвольное внимания.
Об уровне развития внимания говорит сформированность
его свойств: концентрации, устойчивости,
распределения и переключения.
1.2. Особенности
развития внимания у детей дошкольного
возраста, развивающихся в норме и с нарушениями
речи.
Историю развития внимания
пытался проследить Л.С. Выготский в русле
своей культурно-исторической концепции.
Он писал, что история развития внимания
ребенка есть история развития организованности
его поведения, что ключ к генетическому
пониманию внимания следует искать не
внутри, а вне личности ребенка. Произвольное
внимание возникает из того, что окружающие
ребенка люди «начинают при помощи ряда
стимулов и средств направлять внимание
ребенка, руководить его вниманием, подчинять
его своей власти и этим самым дают в руки
ребёнка те средства, с помощью которых
он впоследствии и сам овладевает своим
вниманием». Процесс возрастного развития
внимания по идеям Л.С. Выготского представил
А.И. Леонтьев. Он отмечал, что развитие
внешне опосредствованного внимания идет
гораздо быстрее, чем его развитие в целом.
В школьном возрасте наступает перелом
в развитии, где первоначально внешне
опосредствованное внимание постепенно
превращается во внутренне опосредствованное,
и со временем эта форма внимания занимает
основное место среди всех его видов[13].
Различия в характеристиках
произвольного и непроизвольного
внимания возрастают начиная с дошкольного
возраста и достигают своего максимума
в школьном возрасте. Общая последовательность
культурного развития внимания по Л.С.
Выготскому состоит в следующем: «Сначала
люди действуют по отношению к ребенку,
затем он сам выступает во взаимодействии
с окружающим, наконец, он начинает действовать
на других и только в конце начинает действовать
на себя…. Вначале взрослый направляет
его внимание словами на окружающие его
вещи и вырабатывает, таким образом из
слов могущественные стимулы-указания;
затем ребенок начинает сам активно участвовать
в этом указании и сам начинает пользоваться
словом и звуком как средством указания,
т.е. обращать внимание взрослых на интересующий
его предмет»[5].
Р.С. Немов представил последовательность
основных этапов развития детского внимания
в том виде, как она выглядит по данным
наблюдений и экспериментальных исследований:
1. Первые недели-месяцы
жизни. Проявление ориентировочного
рефлекса как объективного, врожденного
признака непроизвольного внимания
ребенка.
2. Конец первого года
жизни. Возникновение ориентировочно
исследовательской деятельности
как средства будущего развития
произвольного внимания.
3. Начало второго года
жизни. Обнаружение зачатков произвольного
внимания под влиянием речевых
инструкций взрослого, направление
взора на названный взрослым
предмет.
4. Второй-третий год жизни.
Достаточно хорошее развитие
указанной выше первоначальной
формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной,
пять лет. Проявление способности
направлять внимание под влиянием
сложной инструкции взрослого.
6. Пять-шесть лет. Возникновение
элементарной формы произвольного
внимания под влиянием самоинструкции
(с опорой на внешние вспомогательные
средства). Внимание наиболее устойчиво
в активной деятельности, в играх,
манипуляции предметами, при выполнении
различных действий.
7. Семь лет. Дальнейшее
развитие и совершенствование
произвольного внимания, включая
волевое.
8. В старшем дошкольном
возрасте происходят следующие
изменения:
– расширяется объем;
– возрастает устойчивость
внимания;
– формируется произвольное
внимание[18].
А.А. Люблинская исследуя особенности
развития внимания детей в разные периоды
детства, отмечала внимание маленьких
детей:
1. Внимание ребенка младенческого
и преддошкольного возраста кратковременно,
сосредоточенность его слабая. Оно постоянно
колеблется, перемещаясь с одного объекта
на другой без видимой причины.
2. Маленький ребенок не
управляет своим вниманием. Оно
имеет непроизвольный характер
и привлекается ярким, сильным
или новым раздражителем. Нестойкое
и легко отвлекаемое внимание
не отличается подвижностью и
не поддается управлению, т.е. не
может переключаться по его
желанию
3. Узкий объем внимания.
Распределение внимания между
двумя предметами или действиями
маленьким детям недоступно.
4. Чем меньше дети, тем
меньше они могут сосредоточиваться
на словах, обращенных к ним. Только
после 2-х лет можно вызвать внимание
словесным сигналом.
5. Внимание наиболее устойчиво
в активной деятельности[15].
В дошкольном возрасте, как
отмечает А.А. Люблинская, основные изменения,
происходящие в развитии внимания, это:
а) расширение объема внимания; б) рост
устойчивости внимания; в) формирование
произвольного внимания[15].
Развивающаяся речь, большая
самостоятельность, разнообразная деятельность
значительно расширяют объем внимания
детей дошкольного возраста. Но изменения
не ограничиваются лишь увеличением количества
предметов, воспринимаемых одновременно.
Объектом познания становится не только
сам предмет, но и его связи с другими вещами.
Объектом внимания становится речь взрослого.
Дети начинают ориентироваться на слово-
название вещи, слово- оценку поведения,
слово- приказ, требование, побуждение.
Устойчивость внимания возрастает
и показателем этого является более редкие
и короткие отвлечения от работы, чем у
детей младшего возраста. Устойчивость
изменяется в результате упражнений и
зависит от особенностей деятельности
детей. Меньше утомляет детей свободная,
творческая игра, наиболее напряженной
является словесная форма деятельности.
Разные виды занятий предъявляют к активности
детей разные требования, что обнаруживается
в частоте и длительности отвлечений их
внимания. В устойчивости внимания очень
резко проявляются индивидуальные различия
детей. Особенности темперамента значительно
варьируют длительность доступного ребенку
сосредоточения. Как показывают исследования,
устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных
детей в 1,5-2 раза больше, чем у особенно
возбудимых. У детей с холерическим типом
темперамента устойчивость и сосредоточенность
внимания зависят от степени осознания
ими необходимости какой – либо деятельности,
от потребности в ее выполнении. Чем более
заинтересован ребенок в ней, тем более
длительное время его внимание может быть
сосредоточенным и устойчивым. Ребенок
может только в начале деятельности часто
отвлекаться. Если задание неинтересно,
дети отказываются от его выполнения.
С возрастом устойчивость и сосредоточенность
увеличиваются, а время, необходимое на
сосредоточение, сокращается, но зависимость
свойств внимания от степени заинтересованности
в деятельности сохраняется. Устойчивость
и сосредоточенность внимания детей с
сангвиническим типом темперамента зависят
от того, насколько предлагаемая деятельность
им интересна. Но даже при наличии интереса
дети – сангвиники, в отличие от холериков,
не могут длительное время быть сосредоточенными
на чем-то одном – они либо часто отвлекаются,
либо вообще меняют вид деятельности.
Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением,
равномерным и быстрым распределением
внимания. Перед ними как можно чаще следует
ставить новые, по возможности все более
трудные задачи, которые требовали бы
от них максимального сосредоточения.
Дети с флегматическим типом темперамента
сохраняют устойчивость внимания до завершения
любой деятельности, но им необходимо
длительное время для сосредоточения.
Дети испытывают трудности в распределении
внимания и, по сравнению с детьми холерического
и сангвинического типов, медленнее выполняют
задание, где это требуется. Таких детей
нужно вовлекать в активную деятельность,
но нельзя быстро переключать с одной
деятельности на другую. Внимание детей
с меланхолическим типом темперамента
неустойчивое, им трудно сосредоточиться
и распределить внимание. Им сложно выполнять
коллективное задание, больше подходит
монотонная работа или индивидуальное
задание[20].
В.С. Мухина говоря о развитии
произвольного внимания у старших дошкольников,
отмечает, что оно формируется благодаря
тому, что взрослые включают ребенка в
новые виды деятельности и при помощи
определенных средств направляют и организуют
его внимание и тем самым дают ему те средства,
с помощью которых он впоследствии начинает
и сам управлять своим вниманием[17]. Универсальным
средством организации внимания является
– речь. Первоначально взрослые организуют
внимание ребенка при помощи словесных
инструкций. Позднее ребенок сам начинает
обозначать словом те предметы и явления,
на которые необходимо обращать внимание,
чтобы добиться нужного результата. По
мере развития планирующей функции речи
ребенок становится способным заранее
организовать свое внимание на предстоящей
деятельности, сформулировать словесно,
на что он должен ориентироваться.
Таким образом, в дошкольном
возрасте значительно возрастает концентрация,
объем и устойчивость внимания, складываются
элементы произвольности в управлении
вниманием на основе развития речи и познавательных
процессов, внимание становится опосредствованным.
Левина Р. Е считала, что одной
из причин возникновения общего недоразвития
речи является нарушение внимания. Недостатки
внимания отрицательно сказываются на
процессах восприятия[11].
Внимание детей с речевым недоразвитием
характеризуется рядом особенностей:
неустойчивостью, более низким уровнем
показателей произвольного внимания,
трудностями в планировании своих действий.
Дети с трудом сосредотачивают внимание
на анализе условий, поиске различных
способов и средств в решении задач.
Обнаруживаются различия в
проявлении произвольного внимания в
зависимости от модальности раздражителя
(зрительной или слуховой): детям с патологией
речи гораздо труднее сосредоточить внимание
на выполнении задания в условиях словесной
инструкции, чем в условиях зрительной.
В первом случае наблюдается большее количество
ошибок, связанных с нарушением грубых
дифференцировок по цвету, форме, расположению
фигур. Стабильность темпа деятельности
у дошкольников с ОНР имеет тенденцию
к снижению в процессе работы.
Распределение внимания между
речью и практическим действием для детей
с патологией речи оказывается трудной,
практически невыполнимой задачей. При
этом у них преобладают речевые реакции
уточняющего и констатирующего характера,
тогда как у детей с нормальным речевым
развитием наблюдаются сложные реакции
сопровождающего характера и реакции,
не относящиеся к действию, выполняемому
в данный момент.
У детей с ОНР ошибки внимания
присутствуют на протяжении всей работы
и не всегда самостоятельно замечаются
и устраняются ими. Характер ошибок и их
распределение во времени качественно
отличаются от нормы[4].