/ П.Я. Гальперин -- М.: Книжный
дом «Университет», 1999. - 332 с.
7. Григорьева Л.П. Психофизиология
развития внимания у детей
в норме и со сложными сенсорными
нарушениями // Дефектология. 2000. №2. С.3-13.
8. Детская психология / Под
ред. Урунтаевой Г.А.-- М.: Академия. 1999.-
ЗЗ6с.
9. Диагностика и коррекция
психического развития дошкольников
/ Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько.-
Минск, 1997
10. Зеньковский В.В. Психология
детства / В.В. Зеньковский.-- М.: Академия,
1996. - 346 с.
11. Левина Р.Е. Педагогические
вопросы патологии речи у детей
// Специальная школа, 1967,
вып. 2 (122).
12. Левченко И.Ю. Патопсихология:
Теория и практика: Учеб, пособие
для студ. высш. пед. учеб. Заведений
/И.Ю. Левченко. - М.: издательский центр
«Академия», 2000.- 232с.
13. Леонтьев А.Н., Запорожец
А.В. Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста: Сб. ст. /Под
ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В.
--М.: Международный Образовательный и
Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил.
14. Лурия А.Р. Внимание и память
/ А.Р. Лурия .- М.,1975.
15. Люблинская, А.А. Детская психология
/ А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971.
16. Мамайчук И.И. Психологическая
помощь детям с проблемами в развитии
/ И.И. Мамайчук. -СПб.: Речь.- 2001.- 22с.
17. Мухина В.С. Возрастная
психология / В.С. Мухина.- М.: Апрель-Пресс,
ЭКСМО-Пресс. 1999.- 352с.
18. Немов Р.С. Психология: Учебник
для студ. высш. пед. учеб. заведений: В
З кн.- 4 изд. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2000.- кн. 1: Общие основы психологии.-
688с.
19. Осипова А.А. Малашинская
Л.И. Диагностика и коррекция внимания:
Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова.
- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.
20. Психокоррекционная и развивающая
работа с детьми / Под ред.
И.В. Дубровиной. – М.: Академия.
– 1998. – 160с.
21. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В.
Школа внимания. Методика развития и коррекции
внимания у детей 5-7 лет. Методическое
пособие / Н.М. Пылаева.- М.: ИНТОР, 1997.
22. Рубинштейн С. Л. Основы
общей психологии / С. Л. Рубинштейн.
- СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил
23. Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Проблемные дети. Основы диагностической
и коррекционной работы психолога
/ Н.Я. Семаго. – М.: 2000. Академия. – 232с.
24. Сухомлинский В.А. Как
воспитать настоящего человека:
(Этика коммунистического воспитания).
Педагогическое наследие / Сост. О.В.
Сухомлинская. —— М.: Педагогика 1990. —
288 с. — (Б-ка учителя)
25. Урунтаева Г.А., Афонькина
Ю.А. Практикум по дошкольной психологии:
Пособие для студентов высших и средних
педагогических учебных заведений / Г.А.
Урунтаева.– М.: Академия. – 1998. – 304с.
26. Филичева Т.Б. и др. Основы
логопедии: Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. « Педагогика и психология
(дошк.)» / Т.Б. Филичева,
Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. –
М.: Просвещение, – 1989. – 223 с.
27. Черемошкина Л.В. Развитие
внимания у детей: Популярное пособие
для родителей и педагогов / Л.В. Черемошкина.--
Ярославль. – 1997. – С.21.
28. Эльконин Д.Б. Психология
игры / Д.Б. Эльконин. –– М.: Владос, 1999 г.
- 360 с. (Серия "Сам себе психолог")
Приложение 1
Рисунок 1. Сравнительный анализ развития
основных свойств внимания у детей с речевыми
нарушениями и у детей с нормальным речевым
развитием.
Приложение 2
Игра "Ку-ку"
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: кукла (мишка, зайка, собака, кошка и
др.), ширма.
Содержание. Из-за ширмы в одном и том же месте многократно
появляется кукла и приветствует детей.
Затем могут быть использованы и другие
игрушки. Дети постепенно все более целенаправленно
ждут появление игрушки, эмоционально
приветствуют ее. Результат такой игры
- у детей развивается способность к более
концентрированному вниманию к объекту.
Игра "Какой игрушки
нет?"
Цель: совершенствование концентрации внимания,
его распределения, объема.
Оборудование: две машины, куклы, матрешка, юлы, собаки,
кошки; два мишки, зайки, самолета и др.
Содержание. Перед детьми выставляются три игрушки.
Такие же игрушки ставятся на другом столе,
которой находится на близком расстоянии
от детей. Используется указательный жест
для привлечения внимания детей к каждой
игрушке. Затем за экраном одна игрушка
убирается, после чего убирается экран
и внимание детей привлекается к оставшимся
игрушкам. Взрослый своим поведением выражает
удивление по поводу исчезнувшей игрушки,
обращает внимание на игрушки на втором
столе и предлагает выбрать ту игрушку,
которая была ранее непосредственно перед
детьми. Игра повторяется несколько раз
с разными вариантами набора игрушек и
с их увеличением до четырех.
Игра "Догони
и поймай разные буквы"
Цель - развитие устойчивости, распределения
и переключения внимания.
Оборудование: таблицы с небольшим текстом, написанным
крупными буквами (текст состоит из нескольких
строк).
Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть текст,
а затем зачеркнуть в тексте карандашом
определенную букву (например, букву "М").
В следующий раз может быть другая буква
или другой вариант задания (например,
подчеркнуть определенную букву или обвести
кружочком и т.д.); вместо букв могут быть
цифры, геометрические формы, одна и та
же геометрическая форма, но разных цветов.
Игра "Кто за
кем стоит"
Цель: развитие объема внимания, его распределения
Содержание. Четверо детей выстраиваются в шеренгу.
Пятому ребенку, водящему, предлагается
рассмотреть и запомнить, кто за кем стоит,
а затем повернуться спиной к шеренге.
Взрослый переставляет кого-либо из детей
в шеренге. Затем водящему предлагается
повернуться лицом к шеренге и сказать
или показать, что изменилось. Игра повторяется
несколько раз. В ходе игры меняются и
водящие.
Упражнение на устойчивость
внимания (импровизация).
Дети идут цепочкой в разных направлениях.
На неожиданный акцент в музыке ведущий
цепочки опускается на одно колено. Остальные
продолжают движение. На следующий акцент
идущий впереди встает на одно колено.
Так продолжается до тех пор, пока все
дети не опустятся на одно колено. На следующий
акцент первый встает и ходит между детьми,
постепенно (на акценты в музыке) собирая
их в цепочку.
Игра
«Кого назвали, тот и лови!»
Цель: формирование внимания, развитие
скорости реакции.
Оборудование: большой мяч.
Описание: Каждый ребенок, свободно передвигаясь
по площадке и услышав свое имя, должен
подбежать, поймать мяч, бросить его вверх,
назвав при этом имя кого-нибудь из играющих.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру
«Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках
большой красивый мяч. Пока я его держу
в руках, можно бегать, прыгать, ходить
по площадке. Как только я подброшу мяч
вверх и назову имя кого-нибудь из вас,
тот, чье имя я назову, как можно быстрее
должен подбежать к мячу, поймать его и
снова подбросить вверх, назвав при этом
имя другого игрока. Так игра продолжается
долгое время. Начинаем играть».
Игра «Найди
игрушку».
Цель: развитие устойчивости и объема
внимания.
Оборудование: игрушки или предметы, заранее
расставленные по комнате.
Описание. Взрослый описывает какую-либо
игрушку, находящуюся в комнате, не называя
ее. Дети могут задавать уточняющие вопросы.
Затем их просят найти предмет, о котором
шла речь.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру
«Найди игрушку». Будьте внимательны.
Я буду описывать какой-нибудь предмет.
Можно задавать мне уточняющие вопросы
о внешнем виде предмета, о его местоположении,
о его качествах, о его значении. Например,
я говорю: «Этот предмет круглой формы,
красного цвета, лежит на полочке». Петя
задает вопрос: «Он большой или маленький?»
Я отвечаю: «Он маленький». Лена задает
вопрос: «Его можно есть?» Я отвечаю: «Он
несъедобный, но им можно играть». Оля
отвечает: «Мяч». Я говорю: «Правильно».
Начинаем играть».
Примечание. Примеры описаний:
1. Эта игрушка стоит
на средней полке возле предмета
большого размера. Она состоит
из шести частей: одна часть
круглой формы, четыре части удлиненной
формы, а самая большая часть
из всех остальных — тоже
удлиненной формы.
Ребенок: «Игрушка большая?»
Взрослый: «Да, большая».
Ребенок: «Одежда на ней есть?»
Взрослый: «На ней цветной наряд».
Ребенок: «Кукла?»
Взрослый: «Правильно!»
2. Эта игрушка находится
возле маленького предмета на
второй полке. Она серого цвета.
Ребенок: «Она большого размера?»
Взрослый: «Нет, она среднего
размера».
Ребенок: «Она мягкая?»
Взрослый: «Да, мягкая и пушистая».
Ребенок: «Кошка!»
Взрослый: «Правильно, кошка!»
Последний выбывает.
Игра «Кто
внимательнее?»
Цель: развитие объема внимания,
наблюдательности.
Оборудование: картинки с изображением разного
количества звезд.
Описание. Ребенку предлагают на несколько
секунд рассмотреть картинку с нарисованными
звездами (лист 44) и ответить (не считая),
где самое большее (меньшее) количество
предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки.
Здесь нарисованы звезды. На какой картинке
расположено самое меньшее (большее) количество
предметов? Объясни свой выбор. Начинай
играть».
Игра «Найди
два одинаковых предмета»
Цель: развитие
мышления, объема внимания, восприятия
формы, величины,
наблюдательности, формирование
умения сравнивать, анализировать.
Оборудование:
рисунок с изображением пяти предметов
и более, из которых
два предмета одинаковые; остро
заточенные простые карандаши.
Описание. Ребенку предлагается:
а) рисунок с изображением пяти
предметов, среди которых два одинаковых;
требуется их найти, показать
и объяснить, в чем схожесть этих двух
предметов (листы 9-10);
б) картинка (карточка) с изображением
предметов и образца; необходимо найти
предмет, подобный образцу, показать его
и объяснить, в чем схожесть;
в) рисунок (карточка) с изображением
более пяти предметов (листы 11-12); из изображенных
предметов надо образовать одинаковые
пары, показать их или соединить линиями,
проведенными простым карандашом, и объяснить,
в чем схожесть каждой пары.
Инструкция:
а) «Посмотри внимательно на
эту карточку и найди среди всех нарисованных
предметов два одинаковых. Покажи эти
предметы и объясни, в чем их схожесть.
Приступай к работе».
б) «Посмотри, на этом рисунке
изображены предметы. Каждому из них можно
найти пару. Соедини линиями каждую полученную
пару (два одинаковых предмета) и объясни,
в чем их схожесть. Приступай к выполнению
задания».
Упражнение
«Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости
внимания.
Участники садятся
в круг и кладут ладони на
колени соседей: правую ладонь
на левое колено соседа справа,
а левую ладонь на правое
колено соседа слева. Смысл игры
заключается в том, чтобы ладошки
поднимались поочередно, т.е. пробегала
"волна" из поднимающихся ладошек.
После предварительной тренировки
ладошки поднятые не вовремя или не поднятые
в нужный момент выбывают из игры.
Упражнения
на развитие устойчивости и переключения
внимания. Можно поиграть и так. Называйте
ребенку различные слова: стол, кровать,
чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш
внимательно слушает и хлопает в ладоши
тогда, когда встретится слово, обозначающее,
например, животное. Если малыш сбивается,
повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы
ребенок вставал каждый раз, когда услышит
слово, обозначающее растение. Затем объедините
первое и второе задания, т.е. малыш хлопает
в ладоши, когда слышит слова, обозначающие
животных, и встает при произнесении слов,
обозначающих какое-либо растение. Такие
и подобные им упражнения развивают внимательность,
быстроту распределения и переключения
внимания, а, кроме того, расширяют кругозор
и познавательную активность ребенка.
Хорошо проводить такие игры с несколькими
детьми, желание, азарт и приз победителю
сделают их еще более увлекательными.
Игра «Срисовывание
по клеточкам»
Цель: развитие концентрации и объема
внимания, формирование умения
следовать образцу, развитие
мелкой моторики руки.
Оборудование:
чистый лист бумаги в крупную клетку (1х1)
см); образец для рисования; остро отточенные
карандаши.
Описание. Ребенку предлагают нарисовать
согласно образцу фигуру на чистом листе
в клетку простым карандашом. Задание
представляет собой два уровня сложности:
1-й уровень сложности
- образец состоит из разомкнутых
фигур (лист 25);
2-й уровень сложности
- образец состоит из замкнутых
фигур (лист 26).
Инструкция:
«Посмотри внимательно на рисунок. На
нем изображена фигура, состоящая из линий.
Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам
на чистом листе. Будь внимателен!»
Примечание. Использовать для
рисования ручку или фломастер не рекомендуется.
По желанию ребенок может заштриховать
замкнутую фигуру
цветным карандашом.
Игра «Корова
Маня и ее хозяйка»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок с изображением лабиринта,
простой карандаш.
Описание. В предлагаемом лабиринте ребенок
должен пройти извилистую линию, проводя
по ней пальцем или оборотной стороной
карандаша, найти, короткий путь, по которому
могла бы двигаться хозяйка к своей корове
Мане.
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот
рисунок. На нем изображен лабиринт, по
которому необходимо найти короткий путь.
Однажды корова Маня заблудилась — забрела
в глухой лес и не знала, как вернуться
домой. Она проголодалась и начала искать
сочную и вкусную травку. По какой тропинке
должна двигаться хозяйка, чтобы как можно
быстрее встретить корову?».