Психолого-педагогические условия развития внимания у детей с ОНР
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:58, курсовая работа
Описание работы
Недостаточность развития внимания у детей с нарушениями речи отмечали многие авторы в области логопедии (Волосовец Т.В.[4], Филичева Т.Б.[25], Чиркина Г.В.[25] и др.). Авторы отмечают что, для детей с нарушениями речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности переключения, распределения и включения внимания. Это ведет к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости организма и способствует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 1.1. Понятие о внимании, его основные характеристики……………………….………………………………………..6 1.2. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушениями речи……………………………………………………………………………12 1.3. Психолого-педагогические условия развития внимания у детей дошкольного возраста………………………………………………………..……………...19 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа эксперимента…………………………………………………………………..24 2.2 Содержание программы развития внимания у детей 5-6 лет с нарушениями речи…………………………………………………………....35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……..38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Все виды контроля за деятельностью
(упреждающий, текущий и последующий) часто
являются несформированными или значительно
нарушенными, причем наиболее страдает
упреждающий, связанный с анализом условий
задания, и текущий (в процессе выполнения
задания) виды контроля. Последующий контроль
(контроль по результату), его отдельные
элементы проявляются в основном при дополнительной
помощи педагога: требуется повтор инструкции,
показ образца, конкретные указания и
т.д.
Особенности произвольного
внимания у детей с недоразвитием речи
ярко проявляются в характере отвлечений.
Так, если для детей с нормой речевого
развития в процессе деятельности характерна
тенденция к отвлечению "на экспериментатора"
(дети смотрят на экспериментатора, пытаются
определить по его реакции, правильно
или нет они выполняют то или иное задание),
то для детей с патологией речи преимущественными
видами отвлечения являются следующие:
"посмотрел в окно (по сторонам)",
"осуществляет действия, не связанные
с выполнением задания". Низкий уровень
произвольного внимания у детей с тяжелыми
нарушениями речи приводит к несформированности
или значительному нарушению у них структуры
деятельности[4].
Произвольное внимание формируется
постепенно. Его развитие зависит от многих
факторов: от состояния здоровья, от соблюдения
режима дня, от требовательности ребёнка
со стороны взрослого, от уровня развития
интересов ребёнка, от его психической
активности, от индивидуальных особенностей.
Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются,
чем спокойные и здоровые.
Возникновение произвольного
внимания к концу дошкольного периода
- важное психическое новообразование.
Ребёнок ещё не может заставить себя быть
внимательным, поэтому ему необходима
помощь взрослого.
Внимание ребёнка формируется
в практической деятельности. Игра и есть
та деятельность, которая обеспечивает
всестороннее развитие ребёнка, является
одним из могучих средств обучения и воспитания,
в которой ребёнок осваивает эмоционально,
а затем интеллектуально всю систему человеческих
отношений. Она позволяет развивать внимание,
мышление и другие психические процессы[26].
1.3 . Психолого-педагогические
условия развития внимания у детей дошкольного
возраста.
Развитие внимания непосредственно
зависит от позиции взрослого в общении
с малышом, а также от того, как он организует
деятельность ребенка. В.А.Сухомлинский
писал: «Внимание маленького ребенка -
это капризное «существо». Оно кажется
мне пугливой птичкой, которая улетает
подальше от гнезда, как только стремишься
приблизиться к нему. Когда же удалось,
наконец, поймать птичку, то удержать ее
можно только в руках или в клетке. Не ожидай
от птички песен, если она чувствует себя
узником. Так и внимание маленького ребенка:
если ты держишь его как птичку, то она
плохой твой помощник». В младенчестве
присутствие взрослого, совместные действия
с ним могут поддержать внимание малыша
на предмете, к которому он потерял интерес[24].
Важное значение для развития
внимания ребенка имеет режим дня. Он создает
опорные точки в жизни детей, служит внешним
средством ее организации, облегчает переключение,
распределение, концентрацию внимания.
Большую роль в поддержании
внимания в раннем детстве имеет показ
ребенку предметов и новых способов действия
с ними. Например, ребенок играл с куклой
и готов был уже ее бросить. Воспитатель
предлагает ему: «Построй для куклы домик».
И тогда деятельность приобретает иной
смысл и содержание, а внимание снова становится
устойчивым.
На всем протяжении дошкольного
детства малыша притягивает эмоционально
насыщенный материал. Взрослый, помня
об этом, создает зону положительных переживаний,
тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное
внимание ребенка. Подчеркнем, что в развитии
этого вида внимания главную роль играет
именно взрослый. Например, он использует
особенности раздражителя для его организации,
когда проводит такую игру с детьми раннего
возраста: по очереди накрывает одного
из них прозрачным платочком и, обращаясь
к остальным, задает вопрос «Где Лена (Аня)?»
А потом снимает платочек: «Вот Лена (Аня)».
В чем смысл этой игры? Поскольку педагог
обеспечил прерывистость воздействия
раздражителя, внимание ребенка привлекается
к другим детям, возникает интерес к ним.
Игры и упражнения, включающие
умственную и двигательную активность,
требуют от ребенка переключения, распределения
и сосредоточенности внимания.
Воспитатель направляет движение
малыша с помощью слова или указательного
жеста: «Посмотри, послушай, потрогай».
Он учит ребенка использовать для управления
вниманием внешние опоры. Например, помещает
перед ним серию картинок, которые отражают
последовательность одевания. Ребенок,
переходя от одной картинки к другой, выполняет
соответствующие действия и проверяет
себя. Так облегчается переключение, возрастает
устойчивость внимания, которое превращается
в произвольный опосредованный процесс.
Развитие произвольного внимания - важнейшая
задача дошкольного воспитания. В дальнейшем
оно обеспечит успешность обучения ребенка
в школе, поможет ему выполнять указания
учителя и контролировать себя.
Важным принципом развития
внимания является требование к организации
деятельности ребенка. Внимание поддерживается,
когда дошкольник активен в отношении
предмета, обследует его, открывая в нем
все новое и новое содержание. В то же время
взрослый требует довести начатое дело
до конца, создает у ребят установку на
получение качественного результата.
Помня о трудностях переключения внимания,
педагог готовит малыша к смене деятельности,
заранее предупреждая его об этом: «Поиграйте
еще немного. Скоро будем мыть руки и ужинать».
Использование игровых ситуаций,
установление связей между разными видами
деятельности облегчает переход от одной
деятельности к другой. Например, дети
увлеченно играют в моряков. Близится
время ужина. Воспитатель берет на себя
роль радиста и передает сообщение: «Кораблю
зайти в порт. Здесь команду ожидает вкусный
ужин и отдых».
При правильно организованной
работе воспитатель использует непроизвольное,
и произвольное внимание старших дошкольников.
Если он стремится воспитывать только
произвольное внимание, процесс обучения
будет связан с большим постоянным напряжением
ученика и станет тяжелым, неинтересным
трудом, лишенным всяких радостей. Такой
труд может вызвать к себе отвращение.
Но если воспитатель в психолого-педагогическом
процессе по развитию внимания, своей
целью поставит не только занимательность,
привлечение непроизвольного внимания,
а также построит свою работу таким образом,
чтобы привлекать оба вида внимания, по
возможности чередуя их, и вызывать послепроизвольное
внимание, то подобный условия успешно
подготавливают детей к формированию
развития внимания.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Цель, задачи, методика и результаты
констатирующего этапа эксперимента.
Экспериментальная работа проводилась
на базе МБДОУ №83 и MБДОУ № 74
г. Чебоксары. В эксперименте принимали
участие 20 детей старшего дошкольного
возраста.
Целью данного эксперимента
являлось сравнительное изучение особенностей
развития внимания у детей 5-6 лет с нарушениями
речи и их нормально развивающихся сверстников.
В связи с этим ставились следующие задачи
исследования:
-определение уровня развития
внимания у детей 5-6 лет с нарушением
речи и их
нормально развивающихся сверстников.
-изучение особенностей
развития внимания у детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи.
Для изучения особенностей
внимания у дошкольников с речевыми нарушениями
мы использовали модифицированный вариант
методик, представленный в пособии Осиповой
А.А.. Занятия были индивидуальными, что
позволило полно и точно зафиксировать
характерные для каждого ребенка особенности
развития свойств внимания. Для получения
достоверных результатов был установлен
эмоциональный контакт и взаимопонимание
между нами и детьми. Обследование проводилось
в знакомой обстановке при которой дети
не испытывали отрицательных эмоций (страх,
неуверенность). Работу начинали с игры,
постепенно включая детей в требуемые
методикой задания. Создали благоприятную
подходящую обстановку (убрали яркие предметы,
которые могли бы отвлечь внимание детей
от предложенных заданий).
Изучение объема
внимания.
«Запомни
и расставь точки» (модифицированная методика
Керна Йерасека).
Цель: определение объема внимания.
Описание: ребенок работает по инструкции
с восьмью малыми квадратами, на которых
изображены точки. Квадраты сложены стопкой
в порядке возрастания количества точек
(от 2 до 9). Ребенку последовательно показываются
(на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек
с точками. И после каждой демонстрации
предлагается воспроизвести по памяти
увиденные точки – нанести их на пустую
карточку за 15 секунд.
Оборудование: набор карточек из восьми малых
квадратов, сложенных в стопку в порядке
возрастания количества точек, пустые
карточки для заполнения, часы с секундной
стрелкой, простой карандаш.
Инструкция: « Сейчас мы поиграем с тобой
в игру на внимание. Я буду тебе показывать
одну за другой карточки, на которые нанесены
точки, а потом ты сам будешь ставить точки
в пустые клеточки в тех местах, где ты
видел эти точки на карточках».
Фиксируемые параметры: t – время выполнения; N –количество
правильно воспроизведенных точек. Объем
внимания оценивается по 10-бальной системе:
Изучение устойчивости
внимания
«Переплетенные
линии» (методика Рея).
Цель: определение уровня развития
устойчивости внимания.
Описание: ребенку предлагается рисунок
с переплетенными линиями. Начало каждой
линии имеет номер слева, а концы линий
пронумерованы справа. Номера начала и
конца одной и той же линии не совпадают.
Ребенку следует проследить все линии
глазами по порядку, без помощи рук, и найти
конец каждой линии. При этом вслух называть
номер начала линии и ее конца. Необходимо
фиксировать время, затраченное на весь
тест, а также остановки, ошибки. На все
задание отводится не более четырех минут.
Оборудование: лист с переплетенными линиями,
часы с секундной стрелкой.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем.
Будь внимателен. На этом рисунке изображены
линии, которые переплетены между собой.
Надо проследить только глазами от начала
до конца каждую линию: найти ее начало
и конец. Приступай к работе».
Фиксируемые параметры: время выполнения, затраченное
на весь тест, остановки, ошибки.
Нормативы:
– высокая устойчивость внимания
– равномерный темп выполнения, 8 секунд
на каждую линию, отсутствие ошибок (время
1м 20 сек);
– средняя устойчивость – без
ошибок, время в пределах 1,5-2 минут (или
1-2 ошибки, но быстрее темп);
– низкая устойчивость – 3 и
более ошибки за то же время;
– очень низкая устойчивость
– большее число ошибок.
В результате проведенного
исследования были получены результаты,
которые отражены в таблице 1 и 2.
Результаты
констатирующего эксперимента в группе
детей с нарушенным развитием.
Таблица 1
«Запомни
и расставь точки» (модифицированная методика
Керна Йерасека).