Психолого-педагогические условия развития внимания у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Недостаточность развития внимания у детей с нарушениями речи отмечали многие авторы в области логопедии (Волосовец Т.В.[4], Филичева Т.Б.[25], Чиркина Г.В.[25] и др.). Авторы отмечают что, для детей с нарушениями речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности переключения, распределения и включения внимания. Это ведет к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости организма и способствует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1. Понятие о внимании, его основные характеристики……………………….………………………………………..6
1.2. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушениями речи……………………………………………………………………………12
1.3. Психолого-педагогические условия развития внимания у детей дошкольного возраста………………………………………………………..……………...19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Цель, задачи, методика и результаты констатирующего этапа эксперимента…………………………………………………………………..24
2.2 Содержание программы развития внимания у детей 5-6 лет с нарушениями речи…………………………………………………………....35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……..38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 99.61 Кб (Скачать файл)

 

 

При выполнении первого задания дети обнаружили различные уровни развития объема внимания, самым характерным для них оказался средний уровень. Высокого уровня развития объема внимания не показал ни один ребенок. Средний уровень развития объема показали 8 детей (80%). Дети воспроизвели 3-4 точки из 8 за 15 секунд. Работали сосредоточенно, старались охватить взглядом все точки и при воспроизведении ставили их решительно и быстро. Низкий уровень развития объема внимания показали 2 детей (20%). Дети при рассматривании смотрели в одну точку, а при воспроизведении суетились. Худший результат, полученный при выполнении первого задания, как мы думаем, связан с низким уровнем развития памяти у детей. Обобщая полученные данные по первой серии эксперимента, опираясь на количественный и качественный анализ результатов деятельности детей, можно констатировать: 20% детей имеют низкий уровень развития объема внимания, 80% детей – средний уровень развития объема внимания.

При выполнении второго задания дети показали результаты несколько выше. Шесть детей (60%) показали средний уровень развития устойчивости внимания. Низкий уровень развития оказался у двоих детей (20%) и очень низкий уровень у двоих детей (20%). Качественный анализ результатов показал то, что одни дети с низким уровнем развития устойчивости внимания ошибки делали при выполнении второй половины задания, что может говорить о кратковременной устойчивости внимания; другие на протяжении всего выполнения задания сбивались очень часто, много раз возвращались назад, забывали линии, которые были уже просмотрены. Перескакивание внимания с одного объекта на другой (с одной линии на другую) нарушало структуру деятельности, что может говорить о слабой концентрации внимания и отсутствии четко выраженной пограничной зоны между тем, на чем необходимо сосредоточиться и от чего следует отвлечься. Обобщив данные выполнения двух заданий, мы отметили: 40% детей имеют низкий уровень развития устойчивости внимания, 60% детей – средний уровень развития устойчивости внимания.

 

Результаты констатирующего эксперимента в группе детей с

нормальным развитием

 

 

Таблица 2

 

 

   «Запомни и расставь точки» (модифицированная методика Керна Йерасека).

 

 

 «Переплетенные линии» (методика Рея).

 

 Имя ребенка

 

Воспр-е точки

 

Кол-во баллов

 

Уровень

 

Кол-во ошибок

 

Время

(в мин.)

 

Уровень

Макар Г.

5

8

      В

-

1,48

С

Артем С.

5

        9

В

-

1,19

В

Саша П.

4

6

С

1

1,47

С

Катя Л.

5

9

В

-

1,45

С

Дима Н.

4

7

С

-

1,50

С

Ульяна П.

4

7

С

1

1,43

С

Оксана Л.

      4

6

С

1

1,51

С

Денис К.

5

8

В

-

1,53

С

Кирилл И.

3

5

Н

2

2

Н

Юля Ч.

5

9

В

      1

1,55

С


 

 

 

Выполняя первое задание, пять детей (50%) показали высокий уровень развития объема внимания. Эти дети воспроизвели 4-5 точек из 8 за 15 секунд. Они слушали инструкцию внимательно, это проявлялось во взгляде, позе детей. При рассматривании старались охватить взглядом всю карточку. Четверо детей (40%) показали средний уровень развития, они воспроизвели 3-4 точки. И один ребенок (10%) не смог воспроизвести более трех точек, при выполнении задания суетился, не мог долго начать. Обобщив результаты выполнения задания, оценив ее и количественно, и качественно мы констатировали: 50% детей имеют высокий уровень развития объема внимания, 40% – средний уровень и 10% – низкий уровень развития объема внимания.

Анализируя выполнение второго задания, мы оценивали устойчивость и продуктивность внимания. Один ребенок (10%) показал высокий уровень развития устойчивости и продуктивности внимания. Он выполнил задание за 70 секунд без ошибок. Восемь детей (80%) показали средний уровень и один ребенок (10%) низкий уровень развития устойчивости и продуктивности внимания. Тест переплетенных линий показал несколько другой результат. Трое детей выполнили задание за 1–1,2 минуты без единой ошибки, что говорит о высоком уровне развития устойчивости внимания. Шесть детей (60%) справились с заданием за 1,3–2 минуты, но сделали 1-2 ошибки, поэтому их уровень развития устойчивости внимания был оценен как средний. И один ребенок не смог справиться с заданием, делал ошибки, постоянно сбивался, не помнил номер линии, которую прослеживал. На основе общего анализа выполнения заданий можно отметить: 10% детей имеют высокий уровень развития, 80% – средний уровень развития, 10% – низкий уровень развития устойчивости внимания.

Сравнительный анализ развития основных свойств внимания у детей с речевыми нарушениями и у детей с нормальным речевым развитием наглядно представлен в рисунке 1(приложении 1) и в таблице 3.

Таблица 3

Уровни

Объем

Устойчивость

N

ОНР

N

ОНР

Высокий

50%

-

10%

-

Средний

40%

80%

80%

60%

Низкий

10%

20%

10%

40%


 

 

На основании данных таблицы 3 можно видеть то, что среди детей, имеющих речевые нарушения, нет детей, показавших высокий уровень развития объема внимания, а у детей с нормальным речевым развитием 50% имеют высокий уровень развития объема внимания. Характерным уровнем развития объема внимания для детей с речевой патологией является средний, он составляет 80%. Низкий уровень развития объема, примерно, одинаков и у детей с речевой патологией, и у детей с нормальным речевым развитием. Он соответственно составляет 20% и 10%. Эти дети показали низкие результаты при выполнении двух заданий.

Процентное соотношение уровней развития устойчивости внимания, оказалось разным. 80% детей, не имеющих речевой патологии, показали результаты, соответствующие среднему уровню развития устойчивости внимания и 10% высокому уровню. В то же время, значительно меньший процент детей с речевыми нарушениями показали такие результаты: 0% – высокий уровень, 60% – средний уровень, 40% – низкий уровень. Дети допустили больше ошибок при выполнении заданий, которые проявились в основном в пропуске нужных элементов. Эти дети потратили больше времени на выполнение заданий. Количество просмотренных знаков, в задании «Корректурная проба», (скорость выполнения задания) у детей с нормальным речевым развитием больше, чем у детей, имеющих речевую патологию. Увеличение числа просмотренных знаков, у детей с речевой патологией, влекло за собой и увеличение количества ошибок, но соотношение это не четкое. В течение выполнения задания многие дети постепенно «втягивались» в работу, наращивая количество просмотренных знаков, а к концу работы снижали показатели. Дети с нормальным речевым развитием наоборот, наращивали количество просмотренных знаков, не снижая его к концу работы. Развитие уровня переключаемости внимания у детей с нормальным речевым развитием и у детей с речевой патологией почти одинаково. В основном это средний и высокий уровень развития.

 

Проведенное нами исследование особенностей основных свойств внимания у детей с речевыми нарушениями показало:

– по сравнению с нормально развивающимися сверстниками у детей с речевой патологией значительно снижен уровень развития устойчивости внимания;

– вниманию детей присуща инертность – трудность привлечения и неустойчивость, необходимо многократное повторение инструкций;

– из наблюдений за детьми мы отмечали, что особенности выполнения заданий, особенности свойств внимания зависят от их темперамента;

– в основе указанных характеристик внимания лежит и низкий уровень произвольной, осознанной самим ребенком регуляции своего поведения, дети не способны организовать в значительной степени свое внимание на деятельности, сформулировать инструкции для выполнения действий из-за особенностей развития речи и ее планирующей функции;

– для многих детей отмечены: трудность запоминаний инструкций; недостаточность сформированности операций сравнения, обобщения; низкий уровень развития общей и мелкой моторики;

– развитие основных свойств внимания необходимо осуществлять в разных видах психической деятельности, поскольку само внимание в той или иной мере включено в психические процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Содержание программы развития внимания у детей 5-6 лет с нарушениями речи.

 

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В ней дети не только получают новые знания, но и реализуют свои впечатления, основные духовные потребности. До недавнего времени основной акцент важности игры в педагогическом процессе делался только на ее вкладе в обучение и воспитание детей. Между тем, активное включение коррекционно-развивающих технологий в деятельность образовательных учреждений позволяет говорить еще об одном аспекте – месте игры в решении вопросов выявления, предупреждения и преодоления неблагоприятных вариантов детского развития – устранения их проявлений и причин. Мы в своей программе  подобрали игры для коррекционно-логопедической работы, которая строилась с учетом особенностей речевого развития и развития внимания детей.

При составлении программы мы учитывали следующие принципы:

1.  Деятельностный принцип коррекции.

2.  Учет эмоциональной  сложности материала.

3.  Принцип учета возрастно-психологических  и индивидуальных особенностей.

4.  Принцип комплексности  методов коррекционного воздействия.

 

Серия игр и упражнений по развитию внимания детей.

 

Этапы

Игры и упражнения

1. Подготовительный

1. Игра "Ку-ку"

Цель: развитие концентрации внимания.

2. Игра "Какой игрушки нет?"

Цель: совершенствование концентрации внимания, его распределения, объема.

3. Игра "Догони и поймай разные буквы"

Цель: развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.

2. Основной

1. Игра "Кто за кем стоит"

Цель: развитие объема внимания, его распределения

2. Упражнение на устойчивость внимания (импровизация)

3. Игра «Кого назвали, тот и лови!»

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

4. Игра «Найди игрушку».

Цель: развитие устойчивости и объема внимания.

5. Игра «Кто внимательнее?»

Цель: развитие объема внимания, наблюдательности.

6. Игра «Найди два одинаковых предмета»                      

     Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины,

наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

7.  Упражнение «Ладошки»

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

3. Заключительный

1. Упражнения на развитие устойчивости  и переключения внимания.

2. Игра «Срисовывание по клеточкам»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.

3. Игра «Корова Маня и ее хозяйка»

Цель: развитие устойчивости внимания.


 

 

Описание игр и упражнений прилагается в приложении 2.

 

 

 

Заключение

С учетом проведенной работы по исследованию основных свойств внимания у детей с речевыми нарушениями нами сделаны следующие выводы:

1. Внимание ребенка возникает  на основе безусловного рефлекса.

2. Внимание детей привлекается  яркими, сильными раздражителями  и сосредоточенным остается до  тех пор, пока сохраняется интерес  к этим раздражителям.

3. Основные характеристики  внимания  детей зависят  от  темперамента и направленности  личности.

4. У детей с речевыми  нарушениями отмечается более  низкий уровень развития основных  характеристик внимания, чем у  их нормально развивающихся сверстников. Плохо развивающаяся речь, меньшая  самостоятельность в поведении  ребенка не позволяет развиваться  объему внимания. Роль слова как  объекта внимания снижена. Устойчивость  внимания низкая, так как умение  направлять внимание на те объекты, которые требуют сосредоточения снижено. Умение это связано непосредственно с речью, так как только в словах может быть выражена цель деятельности.

5. Внимание можно и  нужно тренировать. Поскольку оно  включено в любой психический  процесс, то оно и совершенствоваться  может в разных видах психической  деятельности, разумно организованной  взрослым.

7. Высокий уровень сформированности характеристик внимания очень важен для учебно-воспитательного и коррекционно-логопедического процессов. Так в логопедической работе развитое внимание позволяет в более короткие сроки, с наименьшими затратами преодолеть трудности возникающие у детей с речевой патологией.

Таким образом, поставленная нами цель и задачи были решены, а выдвинутая нами в исследовании теоретическая гипотеза получила подтверждение.

 

Список использованной литературы.

1. Баскакова И.Л. Внимание  дошкольника, методы его изучения  и развития. Изучение внимания  школьников / И.Л. Баскакова. – М.: Издательство

 « Институт практической  психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1995. – 64с.

2. Богданова Т.Г., Корнилова  Т.В. Диагностика познавательной  сферы ребенка / Т.Г. Богданова. - М. 1994.

3.Божович Л.И. Психологические  закономерности формирования личности  в онтогенезе //Вопросы психологии, 1976, № 6

4. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Т.В. Волосовец. –– М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. — 256 с.

5. Выготский Л.С. Развитие  высших психических функций / Л.С. Выготский. -М.; Издательство АПН РСФСР.-1960.

6. Гальперин П.Я. Введение  в психологию: Учебное пособие  для вузов

Информация о работе Психолого-педагогические условия развития внимания у детей с ОНР