Психолого-педагогический статус старшего дошкольника
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:17, контрольная работа
Описание работы
Психолого-педагогический статус ребенка представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития ребенка в школьной среде. Рассматривая вопрос о психолого-педагогическом статусе дошкольника, следует отметить, что основой его составления являются критерии готовности ребенка в школе, т.к. от степени подготовленности ребенка к обучению, зависят его дальнейшее развитие и успешность в освоении школьной программы. По мнению И.Ю.Кулагиной, «психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства».
Содержание работы
Введение..................................................................................................... 3 Основные аспекты психологической готовности к школе................. 4 Интеллектуальная готовность................................................................... 4 Личностная готовность............................................................................. 6 Нравственная готовность.......................................................................... 9 Волевая готовность................................................................................. 10 «Фазы кризиса» старшего дошкольного возраста............................. 12 Психодиагностика готовности ребенка к школе................................ 13 Психолого-педагогический статус дошкольника............................... 18 Практическое применение системы психолого-педагогической характеристики дошкольников.......................................................................................... 22 Приложение.............................................................................................. 26 Библиография.......................................................................................... 28
К шести годам ребенок становится
значительно более самостоятельным, независимым
от взрослого, расширяются, усложняются
его отношения с окружающими. Активно
развивается в этот период самооценка
– важная форма проявления самосознания.
Самооценка 6-летнего ребенка
в одном виде деятельности может отличаться
от его самооценки в других. В оценке своих
достижений, например в рисовании, он может
оценивать себя правильно, в овладении
грамотой – переоценивать, в пении – недооценивать
себя. Критерии, используемые ребенком
при самооценке, в значительной степени
зависят от педагога.
Обнаружена зависимость осознания
собственных качеств и качеств сверстников
от воспитательной работы. Дети прежде
всего осознают те качества и особенности
поведения, которые чаще всего оцениваются
окружающими и от которых, следовательно,
в большей степени зависит их положение
в группе. Это связано с возрастающим к
концу дошкольного возраста стремлением
ребенка к взаимопониманию, совпадению
своего отношения и оценки окружающего
с оценкой и отношением взрослого.
Дети с высокой самооценкой
чувствуют себя в классе увереннее, смелее,
активнее проявляют свои интересы, способности,
ставят перед собой более высокие цели,
чем те, кто при прочих равных условиях
занижает самооценку. Однако существует
и другая крайность – чрезмерно завышенная
самооценка, которая может привести к
возникновению высокомерия, агрессивности.
Популярность ребенка в группе,
его общая самооценка зависят в первую
очередь от успеха, которого он добивается
в совместной с детьми деятельности. Поэтому,
если обеспечить успех в деятельности
малоактивным шестилеткам, не пользующимся
значительной популярностью среди детей,
это может привести к изменению их позиции
и стать эффективным средством нормализации
их отношений со сверстниками, повысить
их самооценку, уверенность в себе.
Познание себя самого наряду
с познанием окружающего мира – необходимое
условие для развития ребенка. Центральная
регулирующая функция самопознания –
это осознание своего желания и действия
как способа осуществления этого желания,
что связано с формулированием ребенком
цели своего поступка, способностью сохранить
эту цель и практически реализовать ее.
Представление 6-летнего ребенка
о себе уже довольно адекватно отражает
его ценностную сферу. Почти все дети этого
возраста осознают сферу своих предпочтений:
ценностность 1) отношения к себе окружающих;
2) общения; 3) деятельности; 4) нормативного
отношения к действительности; 5) реально-практического
функционирования.
Наиболее низкий уровень осознания
себя проявляют дети с ценностью реально-практического
функционирования (любящие помогать кому-либо,
выполнять поручения, дежурить и т. д.).
Особенности самооценки тесно
связаны с характером представления ребенка
о себе. Дети, выделяющие себя, свое «Я»
через сферу деятельности, резко завышают
свою самооценку. У детей же, выделяющих
себя через сферу отношений, самооценка
оказывается либо заниженной, либо (что
редко) адекватной.
Важно способствовать осознанию
ребенком собственных потребностей, побуждений
и намерений, отучать его от привычного
функционирования, приучать контролировать
соответствие выбранных средств реализуемому
намерению.
По сравнению с дошкольниками
6-летний ребенок лучше осознает свои поступки:
зачем и почему он их совершает, лучше
осознает и свое отношение к окружающему
миру. У него появляются новые мотивы.
Какие же мотивы оказывают существенное
влияние на поведение 6-летнего ребенка?
Это прежде всего мотивы, связанные
с интересом детей к миру взрослых, со
стремлением быть похожим на них. Дети
интересуются новыми для них видами деятельности
– играми, конструированием, трудом и
др. Познавательная потребность – одна
из наиболее значимых, заметных в этом
возрасте. Однако она развивается и проявляется
у шестилеток по-разному: у одних она имеет
ярко выраженную «теоретическую» направленность,
у других – «практическую».
Еще одна важная группа мотивов
– установление и сохранение положительных
взаимоотношений со взрослыми в семье
и школе. Это делает шестилетку особенно
чувствительным к оценкам педагога, родителей,
вызывает желание выполнять их требования,
правила, устанавливаемые ими. Кроме того,
дети стремятся завоевать и благосклонность,
симпатию детей, которые им нравятся, пользуются
авторитетом в группе.
Мотивом деятельности 6-летних
детей нередко выступают и мотивы личных
достижений, самолюбие, самоутверждение.
Они проявляются в притязаниях ребенка
на главные роли в играх, на роль отличника
в школе, в обидах ребенка или его радости
при достижении успеха в нелегком деле,
признании его достоинств, а порой и в
приписывании себе не существующих пока
положительных качеств, в капризах. На
основе стремления к самоутверждению
у детей возникает и соревновательный
мотив – выиграть, победить, быть лучше
других.
В школе притязания на признание
реализуются главным образом через успеваемость.
Поэтому все другие успехи, создающие
статус ребенка в глазах других и его собственных
глазах, уже не имеют такого значения,
как школьная оценка.
У ребенка шести лет непрерывно
возникают самые разные потребности, которые
постоянно сменяют друг друга. Особенность
их в том, что они переживаются как неотложное
хотение. Однако дело этим не ограничивается:
неотложное хотение так сильно, что заставляет
малыша сразу же приступать к его удовлетворению,
действовать, не подумав предварительно
о том, что за этим может последовать.
Актуальные потребности теснейшим
образом переплетаются с импульсивной
активностью, т. е. с переходом к действию
с первого же побуждения, без промедления.
Она побуждает и ассоциативную речь ребенка.
Ребенок не в состоянии сдерживать возникающую
мысль и спешит сказать обо всем, что только
всплывает в его памяти, стремится поделиться
впечатлениями. Утомление, повышающее
эмоциональную возбудимость, усиливает
импульсивную активность шестилеток,
а скудный социально-нравственный опыт
не позволяет им быть сдержанными и уступчивыми,
разумными и волевыми.
Личностная и социально-психологическая
готовность к школе включает и формирование
у детей таких качеств, которые помогли
бы им общаться с одноклассниками, с учителем.
Каждому ребенку необходимо умение войти
в детское общество, действовать совместно
с другими, уступать в одних обстоятельствах
и не уступать в других. Эти качества обеспечивают
адаптацию к новым социальным условиям.
Дети, предпочитающие играть
со взрослым или общаться с ним по поводу
конкретных вещей, не способны долго слушать
учителя, часто отвлекаются на посторонние
раздражители. Они, как правило, не выполняют
задания учителя, а заменяют их своей собственной
задачей. Поэтому успешность решения задач
у таких детей крайне низкая. И напротив,
дети, которые в свободном обращении могут
отвлекаться от конкретной ситуации и
общаться со взрослыми на более или менее
общие темы, более внимательны во время
занятий, с интересом выслушивают задания
взрослого и старательно их выполняют.
Успешность решения задач у таких детей
значительно выше.
Нравственная готовность
Нравственное формирование
дошкольника тесно связано с изменением
характера его взаимоотношений со взрослыми
и рождением у них на этой основе нравственных
представлений и чувств, названных Л.С.Выготским
внутренними этическими инстанциями.
Д.Б.Эльконин связывает возникновение
этических инстанций с изменением взаимоотношений
между взрослыми и детьми. Он пишет, что
у детей дошкольного возраста, в отличие
от раннего детства, складываются отношения
нового типа, что и создает особую, характерную
для данного периода социальную ситуацию
развития.
В раннем детстве деятельность
ребенка осуществляется преимущественно
в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном
возрасте ребенок становится способным
самостоятельно удовлетворять многие
свои потребности и желания. В результате
совместная деятельность его со взрослыми
как бы распадается, вместе с чем ослабевает
и непосредственная слитность его существования
с жизнью и деятельностью взрослых людей.
Однако взрослые продолжают
оставаться постоянным притягательным
центром, вокруг которого строится жизнь
ребенка. Это порождает у детей потребность
участвовать в жизни взрослых, действовать
по их образцу. При этом они хотят не только
воспроизводить отдельные действия взрослого,
но и подражать всем сложным формам его
деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям
с другими людьми, - словом, всему образу
жизни взрослых людей. В условиях повседневного
поведения и общения со взрослыми, а также
в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника
формируется обобщенное знание многих
социальных норм, но это знание еще до
конца неосознаваемо ребенком и непосредственно
спаяно с его положительными и отрицательными
эмоциональными переживаниями. Первые
этические инстанции представляют собой
пока еще относительно простые системные
образования, являющиеся зародышами нравственных
чувств, на основе которых в дальнейшем
формируются уже вполне зрелые нравственные
чувства и убеждения.
Нравственные инстанции порождают
у дошкольников нравственные мотивы поведения,
которые могут быть по своему воздействию
более сильными, чем многие непосредственные,
в том числе и элементарные потребности.
А.Н.Леонтьев на основании многочисленных
исследований, проведенных им и его сотрудниками,
выдвинул положение, что дошкольный возраст
является периодом, в котором впервые
возникает система соподчиненных мотивов,
создающих единство личности, и что именно
поэтому его следует считать, как он выражается
«периодом первоначального, фактического
склада личности». Система соподчиненных
мотивов начинает управлять поведением
ребенка и определять все его развитие.
Это положение дополнено данными последующих
психологических исследований. У детей
дошкольного возраста возникает, во-первых,
не просто соподчинение мотивов, а относительно
устойчивое внеситуативное их соподчинение.
Во главе возникающей иерархической системы
становятся опосредованные по своей структуре
мотивы. У дошкольников они опосредуются
образцами поведения и деятельности взрослых,
их взаимоотношениями, социальными нормами,
фиксированными в соответствующих нравственных
инстанциях.
Возникновение у ребенка к концу
дошкольного возраста относительно устойчивой
иерархической структуры мотивов превращает
его из существа ситуативного, в существо,
обладающее известным внутренним единством
и организованностью, способное руководствоваться
устойчивыми желаниями и стремлениями,
связанными с усвоенными им социальными
нормами жизни. Это характеризует новую
ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву
говорить о дошкольном возрасте как о
периоде «первоначального, фактического,
склада личности».
Волевая готовность
Уже в дошкольном возрасте ребенок
оказывается перед необходимостью преодоления
возникающих трудностей и подчинения
своих действий поставленной цели. Это
приводит к тому, что он начинает сознательно
контролировать себя, управлять своими
внутренними и внешними действиями, своими
познавательными процессами и поведением
в целом. Это дает основание полагать,
что уже в дошкольном возрасте возникает
воля. Конечно, волевые действия дошкольников
имеют свою специфику: они сосуществуют
с действиями непреднамеренными, импульсивными,
возникающими под влиянием ситуативных
чувств и желаний.
Л.С.Выготский считал волевое
поведение социальным, а источник развития
детской воли усматривал во взаимоотношениях
ребенка с окружающим миром. При этом ведущую
роль в социальной обусловленности воли
отводил его речевому общению со взрослыми.
В генетическом плане Л.С.Выготский рассматривал
волю как стадию овладения собственными
процессами поведения. Сначала взрослые
с помощью слова регулируют поведение
ребенка, потом, усваивая практически
содержание требований взрослых, он постепенно
начинает с помощью собственной речи регулировать
свое поведение, делая тем самым существенный
шаг вперед по пути волевого развития.
После овладения речью слово становится
для дошкольников, не только средством
общения, но и средством организации поведения.
Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн
считают, что появление волевого акта
подготавливается предшествующим развитием
произвольного поведения дошкольника.
В современных научных исследованиях
понятие волевого действия трактуется
в разных аспектах. Одни психологи первоначальным
звеном полагают выбор мотива, приводящего
к принятию решения и постановке цели,
другие ограничивают волевое действие
его исполнительской частью.
А.В.Запорожец считает наиболее
существенным для психологии воли превращение
известных социальных и прежде всего,
моральных требований в определенные
моральные мотивы и качества личности,
определяющей ее поступки.
Одним из центральных вопросов
воли является вопрос о мотивационной
обусловленности тех конкретных волевых
действий и поступков, на которые человек
способен в разные периоды своей жизни.
Становится так же вопрос об интеллектуальных
и моральных основах волевой регуляции
дошкольника. На протяжении дошкольного
детства усложняется характер волевой
сферы личности и изменяется ее удельный
вес в общей структуре поведения, что проявляется
главным образом, в возрастающем стремлении
к преодолению трудностей. Развитие воли
в этом возрасте тесно связано с изменением
мотивов поведения, соподчинения им.
Появление определенной волевой
направленности, выдвижение на первый
план группы мотивов, которые становятся
для ребенка наиболее важными, ведет к
тому, что руководствуясь в своем поведении
этими мотивами, ребенок сознательно добивается
поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему
влиянию. Он постепенно овладевает умением
подчинять свои действия мотивам, которые
значительно удалены от цели действия,
в частности, мотивам общественного характера.
У него появляется уровень целенаправленности,
типичный для дошкольника. Вместе с тем,
что хотя в дошкольном возрасте и появляются
волевые действия, но сфера их применения
и их место в поведении ребенка остаются
крайне ограниченными. Исследования показывают,
что только старший дошкольник способен
к длительным волевым усилиям.
К шести годам происходит оформление
основных элементов волевого действия:
ребенок способен поставить цель, принять
решение, наметить план действия, исполнить
его, проявить определенное усилие в случае
преодоления препятствия, оценить результат
своего действия. Но все эти компоненты
волевого действия еще недостаточно развиты.
Выделяемые цели не всегда устойчивы и
осознанны, удержание цели зависит от
трудности задания, длительности его выполнения.
Первостепенное значение в формировании
воли имеет воспитание мотивов достижения
цели. Формирование у детей небоязни трудностей
(принятия их), стремления не пасовать
перед ними, а разрешать их, не отказываться
от намеченной цели при столкновении с
препятствиями поможет ребенку самостоятельно
или при незначительной помощи преодолеть
трудности, которые возникнут у него в
1-м классе.