Психолого-педагогический статус старшего дошкольника
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:17, контрольная работа
Описание работы
Психолого-педагогический статус ребенка представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития ребенка в школьной среде. Рассматривая вопрос о психолого-педагогическом статусе дошкольника, следует отметить, что основой его составления являются критерии готовности ребенка в школе, т.к. от степени подготовленности ребенка к обучению, зависят его дальнейшее развитие и успешность в освоении школьной программы. По мнению И.Ю.Кулагиной, «психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства».
Содержание работы
Введение..................................................................................................... 3 Основные аспекты психологической готовности к школе................. 4 Интеллектуальная готовность................................................................... 4 Личностная готовность............................................................................. 6 Нравственная готовность.......................................................................... 9 Волевая готовность................................................................................. 10 «Фазы кризиса» старшего дошкольного возраста............................. 12 Психодиагностика готовности ребенка к школе................................ 13 Психолого-педагогический статус дошкольника............................... 18 Практическое применение системы психолого-педагогической характеристики дошкольников.......................................................................................... 22 Приложение.............................................................................................. 26 Библиография.......................................................................................... 28
Психологи различают несколько
уровней саморегуляции старших дошкольников.
Первый (высший) уровень. Ребенок принимает
задание полностью, сохраняет все его
компоненты до конца занятия, работает
сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно
в одинаковом темпе на протяжении всего
занятия. Работает в основном точно, если
допускает ошибки, то при проверке замечает
и устраняет их. Не спешит сдать работу,
а еще раз проверяет написанное, делает
все возможное, чтобы работа была выполнена
не только правильно, но и аккуратно.
Второй уровень. Ребенок принимает
задание полностью, удерживает его до
конца занятий, по ходу работы допускает
немногочисленные ошибки на те или иные
правила, но не замечает и самостоятельно
их не устраняет. Не устраняет ошибки и
при специальной проверке в конце занятий,
ограничивается беглым просмотром написанного.
Качество оформления работы его не заботит,
хотя общее стремление получить хороший
результат у него имеется.
Третий уровень. Ребенок принимает
лишь часть задания, до конца занятий не
может ее сохранить во всем объеме. В результате
несохранения инструкции в сознании пишет
заданные системы знаков в беспорядке.
В процессе работы допускает ошибки не
только по невнимательности, но и потому,
что не запомнил какие-то правила или забыл
их. Свои ошибки не замечает, не исправляет
их ни по ходу работы, ни в конце занятия.
Не проявляет желания улучшить качество
работы, к полученному результату равнодушен.
Четвертый уровень. Ребенок
принимает очень небольшую часть инструкции,
но почти сразу же теряет и ее. Пишет палочки
и черточки в случайном порядке, ошибки
не замечает и не исправляет. После сигнала
об окончании сразу же оставляет работу
без внимания. К качеству выполненной
работы равнодушен.
Пятый уровень (самый низкий).
Ребенок совсем не принимает задания по
содержанию, часто он вообще не понимает,
что перед ним поставлена какая-то задача.
В лучшем случае он улавливает из инструкции
только то, что ему надо действовать с
карандашом и бумагой, пытается это делать,
исписывая или разрисовывая лист как получится,
не признавая при этом ни полей, ни строчек
на листе.
«Фазы кризиса»
старшего дошкольного возраста.
Принято выделять несколько
так называемых «фаз кризиса» старшего
дошкольного возраста <3>.
У дошкольников, запаздывающих
с переходом в школу.
1. Докритическая фаза, Игра в
общей структуре деятельности ребенка
постепенно начинает отходить на второй
план. Он пытается модифицировать игру,
тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой
взрослыми деятельности. У ребенка начинает
формироваться субъективное желание стать
школьником.
2. Критическая фаза. Объективно
и субъективно ребенок готов
к переходу к учебной деятельности,
но формальный переход к учению
запаздывает. Он не удовлетворен
своим положением дошкольника, переживает
эмоционально-личностный дискомфорт,
в поведении появляется негативная
симптоматика, направленная в первую
очередь на родителей.
3. Посткритическая фаза. Ребенок
приходит в школу, где постепенно восстанавливается
его внутренний комфорт, исчезает негативная
симптоматика.
У первоклассников, рано пришедших
в школу.
1-я фаза. Ребенок вполне
удовлетворен игрой. В процессе
одинаковой для всех детей
подготовки к школе у ребенка
даже может сформироваться субъективное
стремление к школе, но объективные
предпосылки перехода еще не
сформированы.
2-я фаза. Ребенок приходит
в 1-й класс с несформированными предпосылками
перехода от игровой к учебной деятельности,
получает первые дисциплинарные замечания,
переживает неуспех в учебной деятельности
и по-прежнему тянется к игре. Ребенок
испытывает неудовлетворенность своим
общественным положением, переживает
эмоционально-личностный дискомфорт.
В поведении появляется негативная симптоматика,
направленная на родителей и учителя.
3-я фаза. Ребенок вынужден
осуществлять параллельно обязательную
учебную и желаемую игровую
деятельность на равных условиях.
В этих условиях восстанавливается
эмоционально-личностный комфорт, сглаживается
негативная симптоматика.
Однако отставание, начавшееся
в 1-м классе, может накапливаться, обусловливая
неуспеваемость ребенка в школе.
Для профилактики кризисных
явлений в поведении детей воспитателю
(или родителю) можно рекомендовать наблюдение
за игрой ребенка в группе сверстников,
чтобы своевременно выделить детей, которые
начинают утрачивать интерес к игре, и
тех, которые продолжают играть на примитивном
уровне. Первых следует больше занимать
продуктивными видами деятельности (рисование,
лепка, конструирование), предлагать игры-задачи,
учебные задачи. Вторых следует стимулировать
на игры высокого уровня (театральные
представления, подготовка к таким представлениям
и т.д.). Следует постепенно включать в
игры продуктивные действия (изготовление
аппликаций, игрушек и т. д.), а также стимулировать
общение детей со взрослыми на равных,
обсуждая их мнения, рассказывать о школьной
жизни.
Психодиагностика
готовности ребенка к школе
Поступление ребенка в школу
и весь период его начального обучения
– это одна из самых серьезных ступеней
в развитии человека. В это время формируются
не только базовые академические знания,
но и протекает интенсивное личностное
развитие, ребенок учится учиться, в результате
чего у него создается стойкое отношение
не только к обучению, но и к самому себе.
К сожалению, часто приходится сталкиваться
с разочарованием и нереализованными
желаниями. До школы ребенок активно развивался,
был общительным и любознательным, а к
концу начальной школы ситуация в корне
изменилась. Безусловно, причин может
быть много, и одна из них – это несвоевременное
обучение. Наблюдения специалистов показали,
что некоторые дети, соответствующие возрастному
цензу, в силу развития своих индивидуальных
психофизиологических особенностей трудно
адаптируются к школьным условиям, а порой
и вовсе не справляются с режимом работы
и академической нагрузкой в школе.
Если дошкольник умеет читать,
знает основы элементарного математического
счета и развит интеллектуально по возрасту,
то это не значит, что он готов к обучению
в школе.
Психофизиологической готовностью
можно считать его зрелость в физиологическом
и социальном отношении, он должен достичь
определенного уровня умственного и эмоционально-волевого
развития. Ребенок должен владеть мыслительными
операциями – уметь обобщать и дифференцировать
предметы и явления окружающего мира,
уметь планировать свою деятельность
и осуществлять самоконтроль. Важно развитие
школьной мотивации, способности к саморегуляции
поведения и проявлению волевых усилий
для выполнения поставленных задач. Не
менее важны и навыки речевого общения,
а также развитая мелкая моторика руки
и зрительно-двигательная координация.
Таким образом, «готовность ребенка к
школе» – это комплексное и многогранное
понятие.
Возрастные психологи отмечают,
что развитие человека идет не плавно,
а скачкообразно и перед каждым таким
рывком он испытывает внутренний дискомфорт,
который определяется как кризис развития.
Подобное внутреннее противоречие формируется
к шести-семи годам жизни, когда условия
жизни и развития дошкольника перестают
соответствовать возможностям ребенка
и становятся препятствием для его дальнейшей
самореализации и формирования познавательных
процессов. У ребенка возникает новая
внутренняя жизнь, жизнь внутренних переживаний,
он становится более замкнутым, скрытным,
лучше контролирует свои эмоции. Теперь
ориентация поведения будет осуществляться
внутри этой жизни, на его внутреннем плане.
Кризис требует перехода к новой социальной
ситуации, требует новых социальных отношений.
Внешне это выражается в активном желании
пойти в школу и соответствовать ее требованиям.
Формирование кризисной ситуации, подкрепленное
психофизиологической готовностью и интеллектуальным
развитием, позволяет с поступлением в
школу решить внутренние противоречия
и дает ребенку возможность активного
саморазвития на уже новом, более сложном
этапе. Новые условия жизни он воспринимает
как естественные условия взросления,
а не как тягостные школьные оковы.
Определить, когда ребенок достаточно
развит во всех отношениях и может перейти
на следующую ступень своего развития,
очень сложно, так как требует заключения
целого ряда специалистов. Школьный психолог
обобщает мнение медицинской комиссии,
логопеда, анализирует характеристику
воспитателя детского сада, беседует с
родителями и проводит собственное тестирование,
в результате чего он может дать рекомендации
или посоветовать коррекционную работу
с данным ребенком. В связи с этим целесообразно
проводить консультации о поступлении
дошкольников в первые классы не позднее
марта, чтобы осталось время для необходимой
коррекционной работы и повторного тестирования.
Родителям будущего первоклассника можно
предложить заполнить анкету, которая
поможет в определении готовности ребенка
к школе (см. приложение). Учитывая важность
данной проблемы и влияние своевременности
поступления на дальнейшее обучение, целесообразно
по всем вопросам, которые могут вызвать
сомнение у школьного психолога, порекомендовать
дополнительное обследование ребенка
в специализированных психодиагностических
центрах.
Речевая готовность <1>
В основе обучения лежит познавательный
процесс. Известно, что вершиной познавательных
процессов является мышление и речь. Речь
– это форма мышления. И глухие, и слепые,
и немые мыслят при помощи слов, но это
или письменная речь, или мимика, знаки.
Наша речь – процесс общения, поэтому
готовность или неготовность к обучению
в школе во многом определяется уровнем
его речевого развития. Ведь именно при
помощи речи устной и письменной ребенку
предстоит усвоить всю систему знаний.
Чем лучше у него будет развита речь до
поступления в школу, тем быстрее ученик
овладеет чтением и письмом.
В этой связи родителям очень
важно выявить даже самые незначительные
отклонения в речевом развитии дошкольника.
В первую очередь следует обратить внимание
на:
1) правильность произношения
звуков;
2) умение различать звуки
речи на слух;
3) владение элементарными
навыками звукового анализа слов;
4) словарный запас;
5) связную речь.
Для проверки правильности звукопроизношения
подбираются картинки на наиболее сложные
по артикуляции звуки: с,сь,з,зь,ц,ш,ж,ч,щ,р,рь,л,ль,й.
Каждый из этих звуков должен быть в начале,
середине, конце слов, что позволяет выявить
затруднения ребенка при произношении.
Например (названия картинок):
с Сахар, миска, соус.
сь Сироп, кисель.
з Забор, роза.
зь Зефир, козел.
ц Цветок, блюдце, огурец.
ш Шоколад, шишка, душ.
ж Желудь, ножик.
ч Чашка, ручка, ключ.
щ Щенок, ящик, борщ.
р Ранец, кровать, костер.
рь Редиска, грибы, букварь.
л Лампа, половик, стул.
ль Люстра, малина, соль.
й Яйцо, майка, сарай.
Для проверки парных звонких
и глухих (з – с) коза – коса, (б – п) бочки
– почки,
(р – л) рожки – ложки.
Убедить малыша в важности каждого
звука в слове могут веселые стихи А.Шибаева
«Одна буква». В них есть слова, где вместо
одной буквы стоит другая. Ребенок отгадывает,
какой звук нужно заменить и какое слово
должно получиться.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом).
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый
лук (жук)
- С длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
– Обязательно примите
– Десять цапель (капель) перед
сном.
Жучка будку (булку) не доела:
Неохота. Надоело.
На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.
Забодал меня котел (козел),
На него я очень зол.
Чтение веселых стихов может
служить переходным мостиком к выявлению
умения различать на слух все звуки речи.
Это умение является одной из предпосылок
овладения грамотой.
Запись любого слова предполагает
умение определить каждый звук и обозначить
его соответствующей буквой. Если же ребенок
не может различить звуки, при письме возникают
неизбежные затруднения.
Исследование слуховой дифференциации
также проводится по специально подобранным
картинкам. Например, мышка – мишка, мишка
– миска... Картинки называет теперь взрослый,
а ребенок лишь молча показывает на называемый
предмет. Наиболее часто на слух не различаются
звуки р – л – й.
Примеры:
(з – с) роза – роса
(с – т) санки – танки
(с – ш) мишка – миска
(р – л) рожки – ложки, корка
– колко
(ш – щ) чаша – чаща
(ч – с) чайка – сайка
(рь – ль) Марина – малина
(к – г) корка – горка
(ль – й) лямка – ямка
При неразличении з – ж – ш можно
изображать жужжание жука, писк комара,
шуршание листвы, подбирать слова на трудный
звук, выделять его на фоне слова, определять
место звука в начале, середине, конце.
Родителям необходимо помнить,
что словарный запас старшего дошкольного
возраста должен быть не менее 2000 слов.
В нем должны присутствовать все основные
части речи, обобщающие слова (типа одежда,
обувь, посуда, фрукты, овощи...).
Для исследования словарного
запаса применяются следующие приемы:
1) название предметов, относящихся
к различным группам, например: известные
ему цветы, деревья, виды транспорта...;
2) нахождение общих названий
для группы однородных предметов
(чашка, стакан, блюдце – посуда),
можно показать картинки, ребенок
перечисляет предметы и называет
общее слово;
3) подбор признаков и
название по признакам предмета,
например: кислый, желтый (лимон);
4) подбор действий к
предмету (птица ..., уж ..., собака ...);
кто чем занимается: повар ...,
ученик ...;
5) подбор предметов к
действию: лает ..., мяукает ...;
7) подбор слов противоположного
значения: белый – черный, хороший
– плохой;
8) можно проверить понимание
ребенком переносных значений. Для
этого объясняются значения выражений:
золотое сердце
злой язык
короткая память...
Родителям полезно знать, что
грамматической системой словоизменения
ребенок обычно овладевает к четырем годам
(сад, саду, сады...), а системой словообразования
– к семи годам. При словообразовании
меняется значение слова (сад, садик, садовник,
посадки, посадил, саженцы). Сроки условны.
Важно, чтобы ребенок умел активно
пользоваться словами, строить из них
предложения, ясно выражать мысли. Для
проверки грамматической системы словоизменения
можно предложить следующие задания: