Психолого-педагогический статус старшего дошкольника
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:17, контрольная работа
Описание работы
Психолого-педагогический статус ребенка представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития ребенка в школьной среде. Рассматривая вопрос о психолого-педагогическом статусе дошкольника, следует отметить, что основой его составления являются критерии готовности ребенка в школе, т.к. от степени подготовленности ребенка к обучению, зависят его дальнейшее развитие и успешность в освоении школьной программы. По мнению И.Ю.Кулагиной, «психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства».
Содержание работы
Введение..................................................................................................... 3 Основные аспекты психологической готовности к школе................. 4 Интеллектуальная готовность................................................................... 4 Личностная готовность............................................................................. 6 Нравственная готовность.......................................................................... 9 Волевая готовность................................................................................. 10 «Фазы кризиса» старшего дошкольного возраста............................. 12 Психодиагностика готовности ребенка к школе................................ 13 Психолого-педагогический статус дошкольника............................... 18 Практическое применение системы психолого-педагогической характеристики дошкольников.......................................................................................... 22 Приложение.............................................................................................. 26 Библиография.......................................................................................... 28
Для проверки грамматической
системы словообразования предлагаются
следующие задания:
а) Подбери подходящее по смыслу
слово: большой сад, а маленький ...,
маленькая куколка, а большая
...
б) Закончи предложения:
Весной картошку сажают, а осенью
...
Воду наливают, а соль ...
в) Назови детишек: у медведицы
–
у коровы –
у слонихи –
у кошки –
у собаки –
г) Образуй прилагательные:
кораблик из бумаги
шуба из меха
у лисы хвост лисий
у зайца хвост ...
С целью проверки состояния
связной речи можно попросить ребенка
рассказать, что он видит на картинке.
Для овладения связной речью следует научить
ребенка давать полный ответ на вопрос,
вызывать у ребенка желание о чем-то рассказывать,
расспрашивать о важных для него событиях,
слушать внимательно и направлять сбивчивый
рассказ путем вопросов по содержанию.
Прослеживанию последовательности
событий очень помогает составление ребенком
рассказов по серии сюжетных картин, сам
порядок расположения которых является
планом рассказа и не дает уклониться
в сторону.
Для упражнений в рассказывании
используют пересказ сказки или рассказа,
прочитанного взрослым, пересказ фильма,
мультфильма, продолжение рассказа по
началу, составление рассказа по концу.
Все приведенные здесь способы
проверки речи доступны для неспециалиста,
но они помогут избежать многих проблем
при обучении грамотности.
Математическая готовность<1>
Одна из важнейших задач родителей
и педагогов – выявить имеющиеся у ребенка
элементарные математические знания и
подготовить его к изучению математики.
Дошкольники должны:
1) считать в пределах 10;
2) правильно пользоваться
количественными и порядковыми
числительными;
3) сравнивать числа в
пределах 10, называть наименьшее, наибольшее,
уравнивать число предметов;
4) сравнивать по длине,
высоте, ширине;
5) размещать предметы в
порядке возрастания, убывания; ~ 6) различать
форму предметов;
7) ориентироваться на листе
бумаги;
8) различать геометрические
фигуры.
Предлагаются некоторые задания
и игры, позволяющие расширить кругозор
ребенка в области математики.
1) Ориентировка в пространстве:
а) Где ты живешь?
б) Твой дом маленький или большой?
в) Сколько этажей в твоем доме?
(Можно нарисовать.)
г) Сколько этажей над (под) твоей
квартирой?
д) Какой транспорт останавливается
рядом с твоим домом?
е) Магазин находится далеко
или близко от дома?
ж) Магазин выше или ниже твоего
дома?
2) Соревнование: как быстрее
и лучше дойти до аптеки, до
магазина?
3) Ориентирование по словесному
описанию. Накрываем стол. Положи
справа, слева, в центре...
4) Во время прогулки
найти определенное дерево, цветок.
(Пройди прямо 10 шагов, повернись: направо,
налево, назад...)
5) Умение сравнивать: большой
– маленький, короткий – длинный,
высокий – низкий, широкий –
узкий.
Необходимо проследить, чтобы
одно понятие не заменялось другим (вместо
«высокий» иногда говорят «длинный», вместо
«тонкий» – «узкий»...).
Знания о признаках закрепляются
во время прогулок.
6) Различие по тяжести.
Сравнить, что тяжелее: 1 кг песка
или вес пустого ведра и 1 кг пуха.
7) Развитие количественных
представлений начинайте с уточнения
понятий: много, мало, несколько.
8) Вводите в активный
словарь (иллюстрируя) слова: было, взяли,
осталось, стало, всего, вместо, столько
же, поровну, одинаково.
9) Для развития навыка
счета нужно считать предметы
в группе, называть цифру, обозначающую
их количество.
10) Счет от 1 до 10, от заданного
числа до заданного.
11) Нужно научить ребенка
сравнивать числа. Игры в «классы»,
«лестницу», когда на ступеньку
кладут цифру, помогают освоить
счет от 1 до 10 и обратно. Используйте
любую бытовую ситуацию для
счета: поставь 2 чашки, посчитай, сколько
нас, сколько еще нужно поставить...
можно прыгать и считать, хлопать
и считать.
Для проверки представлений
детей о числах могут быть предложены
следующие задания:
1. Счет предметов в группе.
2. Счет однородных предметов,
расположенных в ряд или в
случайном порядке.
3. Счет от 1 и далее, сколько
ребенок сможет.
4. Счет от заданного
числа до заданного.
Замечание:
При счете названия числительных
должны совпадать с показом предметов.
Исподволь обратить внимание на изменение
порядковых числительных по родам:
После того как дети усвоили,
как образуются числа, можно познакомить
их с цифрами.
Цифры можно обводить, вылепить
из теста на пирожках, выложить из камешков,
написать на снегу, песке.
Полезно выучить стихотворение
С. Я. Маршака «Давайте познакомимся».
Можно, играя, раскрашивая, познакомить
дошкольника с геометрическим материалом.
При этом дети отвечают на вопросы: сколько
нарисовано кружков, квадратиков, треугольников,
прямоугольников; на сколько каких фигур
больше, меньше, каких поровну?
С ребенком можно выучить веселые
стихи о геометрических фигурах:
Узнаешь сразу ты, кто я,
На нас ты посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
Мы треугольников семья.
Узнал теперь, кто я?
Каждый угол в нем прямой,
Он давно знакомый мой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Начертить его я рад.
Получается квадрат.
Задачи для ребенка придумываются
в любой обстановке – дома, на прогулке,
в транспорте.
На предметах, в рисунках он
может показать, как решал задачу.
Например:
Нарисуй столько кружков, сколько
машин было в гараже...
Положи к двум карандашам столько
же. Посчитай, сколько стало.
Отними один карандаш, посмотри,
сколько осталось.
При проведении подобных занятий
речь идет не об освоении школьной программы,
а о закладке фундамента, который обеспечит
успешную учебную деятельность.
Психолого-педагогический
статус дошкольника
Прежде всего необходимо помнить
о психологических особенностях детей
шести-семи лет, о том общем и особенном,
что отличает дошкольника от школьника<1>.
Итак, психолого-педагогический статус
дошкольника.
Дошкольник
Младший школьник
Общее:
Восприимчивость, внушаемость,
податливость, отзывчивость, способность
к сопереживанию, общительность, большая
подражаемость, легкая возбудимость, эмоциональность,
любознательность и запечатлеваемость,
устойчивое бодрое и радостное настроение,
пластичность высшей нервной системы,
подвижность, непоседливость, импульсивность
поведения, общая недостаточность воли,
неустойчивость, непроизвольность внимания.
Особенное:
Первоначальное формирование
личности на основе соподчинения мотивов,
связанное с их борьбой.
Формирование первых этических
инстанций, определяющих отношение к другим
людям.
Образование «детского общества»
Наибольшая значимость первого
(семейного) круга общения.
Первоначальное формирование
характера, неустойчивость характерологических
свойств.
Формирование новых потребностей,
позволяющих действовать, руководствуясь
целями, нравственными требованиями, чувствами.
Образование детского коллектива,
формирование общественной направленности.
Наибольшая значимость и ориентация
на мнение учителя.
Внутренняя позиция школьника.
Формирование произвольности.
Глобальность интересов.
Дифференциация способностей.
Хорошая работоспособность.
Приятие норм и требований поведения.
Преобладание познавательной
активности над игровой.
Готовность детей к школе может
определяться по таким параметрам, как
планирование, контроль, мотивация, уровень
развития интеллекта.
Параметры
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1. Планирование (умение организовы-вать
свою деятель-ность в соответствии с ее
целью)
Полностью соответствует
Частично соответствует
Не соответствует цели
2. Контроль (умение сопоставить
резуль-таты своих действий с поставленной
целью)
Может самостоятель-но сопоставить
результаты своей деятельности с целью
Частичное соответствие
Полное несоответ-ствие, сам
ребенок этого не видит
3. Мотивация учения (стремление
находить скрытые свойства предметов,
законо-мерности)
Стремится к анализу и общению,
хочет учиться
Стремится ориенти-роваться
на некото-рые свойства и использовать
их, нет ярко выраженного желания учиться
Ориентируется на те свойства,
которые доступны только органам чувств,
учиться не хочет
4. Уровень развития интеллекта
Может слушать другого человека,
выполняет логические операции в форме
словесных понятий
Неумение слушать другого человека,
сравнение и обоб-щение в форме сло-весных
операций вы-полняет, а абстрак-цию, конкретизацию,
анализ и синтез – допускает ошибки.
Не выполняет логические операции
в форме словесных понятий.
Краткая характеристика
готовности к обучению в школе
Не готов
Готов
Не умеет планировать и контролировать
свои действия, низкая мобилизация учения
(ориентация только на органы чувств),
не умеет слушать другого человека и выполнять
логические операции в форме понятий.
Умеет планировать и контролировать
свои действия (стремится к этому), ориентируется
на скрытые свойства предметов, на закономерности
окружающего мира, умеет слушать другого
человека и умеет (или стремится) выполнять
логические операции в форме словесных
понятий.
Диагностируя готовность ребенка
к обучению в школе, надо прежде всего
обратить внимание, как он играет, подчиняется
ли правилам игры, берет ли на себя роли
и долго ли их удерживает, какая у него
моторика, как проявляется его отношение
к другим участникам игры. Для усвоения
научных понятий важно, чтобы ребенок
понимал, что его точка зрения не единственна,
он должен видеть в предмете его различные
стороны, параметры, которые и составляют
содержание того или иного предмета науки.
Карта-характеристика
готовности к обучению в школе (психолого-педагогический
статус старшего дошкольника)
Параметры
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Психологическая
и социальная готовность (произвольная
беседа с ребенком)
1. желание учиться в
школе
да
не знает
нет
2. учебная мотивация
осознает важность и необходимость
учения
привлекает внеш-няя сторона
учения
цели учения не осознаются
3. умение вести себя
адекватно
легко вступает в контакт, правильно
воспринимает си-туацию, ведет себя адекватно
контакт и общение затруднены
плохо вступает в контакт, плохо
по-нимает ситуацию
4. отношения со взрослым
может обратиться с просьбой
к взрос-лому, прислушива-ется к замечаниям,
старается их выпол-нить
контакт со взрос-лыми затруднен
трудности в обще-нии со взрослыми,
не реагирует на замечания
5. конфликтность
не провоцирует конфликты, не
бьет первым
провоцирует конфликты
очень конфликтен
6. самоконтроль
поддерживает оп-рятный внешний
вид, контролирует движения тела, свои
эмоции
трудности с самоконтролем
не соблюдает принятые в группе
правила поведения и общения
Параметры
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
7. организованность поведения
да
недостаточно
нет
Развитие школьно-значимых
психофизиологических функций*
8. фонематический слух
говорит без оши-бок, понимает
сложные речевые конструкции
есть нарушения в звукопроизношении
(обследование лого-педа)