Психолого-педагогический статус старшего дошкольника
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:17, контрольная работа
Описание работы
Психолого-педагогический статус ребенка представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития ребенка в школьной среде. Рассматривая вопрос о психолого-педагогическом статусе дошкольника, следует отметить, что основой его составления являются критерии готовности ребенка в школе, т.к. от степени подготовленности ребенка к обучению, зависят его дальнейшее развитие и успешность в освоении школьной программы. По мнению И.Ю.Кулагиной, «психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства».
Содержание работы
Введение..................................................................................................... 3 Основные аспекты психологической готовности к школе................. 4 Интеллектуальная готовность................................................................... 4 Личностная готовность............................................................................. 6 Нравственная готовность.......................................................................... 9 Волевая готовность................................................................................. 10 «Фазы кризиса» старшего дошкольного возраста............................. 12 Психодиагностика готовности ребенка к школе................................ 13 Психолого-педагогический статус дошкольника............................... 18 Практическое применение системы психолого-педагогической характеристики дошкольников.......................................................................................... 22 Приложение.............................................................................................. 26 Библиография.......................................................................................... 28
удерживает цель, намечает план,
но много отвлекается
хаотичен, не дово-дит дело до
конца
18. контроль и темы деятельности
много успевает, видит ошибки
мало успевает, исправляет ошибки
не видит своих ошибок, мало
успевает
19. кратковремен-ная память (зри-тельная,
слуховая)
более 50%
50%
менее 50%
Примечание*: оценивается с помощью
специальных тестовых заданий <1>
Практическое
применение системы психолого-педагогической
характеристики дошкольников
Составление психолого-педагогического
статуса помогает психологу систематизировать
информацию о ребенке, о психологических
характеристиках важнейших видов его
деятельности, поведения и внутренних
психических состояний, оказывающих существенное
влияние на успешность обучения и развития.
Нами было проведено обследование
двух детей: мальчика 6,5 лет и девочки 7
лет с целью определения уровня их готовности
к школе. Для этого использовались следующие
методики:
· «Ориентационный тест школьной
зрелости» Керна-Йирасека
· методика «Домик» Н.И.Гуткиной
· графический диктант Д.Б.Эльконина
· «образец и правило» А.Л.Венгера
· «Общая ориентация детей в
окружающем мире» и «Отношение ребенка
к обучению в школе» <4>
· различные задания из альбома
«Нейропсихология детского возраста»<6>
Результаты исследования
Маша С. Растет в полной семье, родители
прилагают все усилия для того, чтобы дать
ей хорошее образование. С 6 лет занимается
английским языком (с репетитором), посещает
музыкальную школу. Проблемы с артикуляцией
буквы «Р», поэтому занимается с логопедом.
Собирается поступать в первый класс гуманитарно-педагогического
лицея. Родители обратились с просьбой
протестировать ребенка и подготовить
девочку к обучению в школе. Результаты
исследования представлены в виде таблицы:
Также было выявлено, что имеются
проблемы в сфере внимания (отвлекаемость,
трудно сосредоточиться на некоторых
заданиях), кроме того, девочка несколько
ленива, если задание кажется ей трудным,
уклоняется от его выполнения.
После обследования проводились
занятия <5>, способствующие развитию
познавательных процессов и улучшению
результатов.
Упражнения
для развития и коррекции внимания
Упражнение на развитие
концентрации внимания
Для проведения занятий необходимо
подготовить 2 пары картинок, содержащих
по 10-15 различий; несколько неоконченных
рисунков или рисунков с нелепым содержанием;
несколько наполовину раскрашенных картинок.
В первом задании ребенка просят сравнить
картинки в предложенной паре и назвать
все их различия.
Во втором задании ребенку показывают
последовательно неоконченные картинки
и просто назвать, что не дорисовано, или
же подбирают картинки нелепого содержания
и просят найти несоответствия.
В третьем задании нужно раскрасить
вторую половину картинки точно так же,
как раскрашена первая половина.
Упражнение на развитие
устойчивости внимания
Для развития устойчивости внимания
ребенку необходимо дать небольшой текст
(газетный, журнальный) и предложить, просматривая
каждую строчку, зачеркивать какую-либо
букву (например, «а»). Ежедневно нужно
отмечать результаты на графике и анализировать,
как изменяется результативность.
Упражнение на развитие
произвольного внимания
Ребенку дают лист бумаги, цветные
карандаши и просят его нарисовать в ряд
10 треугольников. Когда эта работа завершена,
его предупреждают о необходимости быть
внимательным, так как инструкция произносится
только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй
красным карандашом третий, седьмой и
девятый треугольники». Если ребенок спрашивает,
что делать дальше, - ответить, что пусть
он делает так, как понял. Если малыш справился
с первым заданием, можно продолжить выполнение
заданий, придумывая и постепенно усложняя
условия.
Упражнения
для коррекции и развития восприятия
Упражнение «Определи
звуки»
Предназначено для развития
способностей к фонематическому различению.
Эти способности лежат в основе успешного
обучения чтению, письму, иностранным
языкам. Ребенку предлагают картинки с
изображением различных предметов. Произносится
какое-то слово и ребенка просят показать
тот предмет, название которого начинается
с того же звука. Например, говорят слово
«молоко», и ребенок показывает на рисунок
морковки.
Упражнение на развитие
точности восприятия «Дорисуй фигуры»
Ребенку показывают рисунки,
на которых линиями изображены различные
геометрические фигуры, но они не дорисованы.
Попросите ребенка дорисовать их.
Упражнение на развитие
наблюдательности
Предложите ребенку игру: «Внимательно
осмотри комнату и найди предметы, в которых
есть круг, окружность». Ребенок называет
предметы: часы, выключатель, ваза, столик
и еще многое другое. Проведите эту игру
в соревновательной форме: «Кто больше
назовет таких предметов?»
Упражнения
для коррекции и развития мышления
Упражнение на развитие
мыслительной операции «Сравнение предметов»
Для сравнения предложите ребенку
следующие пары слов:
Муха и бабочка
Дом и избушка и т.д.
Ребенок 6-7 лет должен правильно
производить сравнение: выделять и черты
сходства, и черты различия.
Упражнение на развитие
скорости мышления «Оканчивание слов»
Предложите ребенку поиграть
в такую игру: вы будете начинать слово,
произнося первый слог, а он – его заканчивать.
«Отгадай, что я хочу сказать! По…» - так
вы начинаете игру.
Всего предлагается 10 слогов:
по, на, за, ми, му, до, че, пры, ку, зо. Можно
придумывать по нескольку слов на один
слог.
Упражнение «Четвертый
лишний»
Подберите серию рисунков или
слов. Каждая из которых состоит из четырех
слов или рисунков. 3 из них являются однородными
и могут быть объединены по общему для
них признаку, а 1 отличается и должно быть
исключено.
Храбрый, злой, смелый, отважный
Яблоко, слива, огурец, груша
Час, минута, лето, секунда
Упражнения
для коррекции и развития памяти
Упражнение на развитие
зрительной памяти
Разложите на столе перед ребенком
палочки, из которых сделайте какую-либо
простую фигуру (домик, квадрат, треугольник
и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно
на эту фигуру в течение 2 секунд, затем
закройте эту фигуру и попросите повторить,
сложить такую же.
Упражнение на запоминание
цифр, букв, слов
Покажите ребенку цифровой ряд,
написанный на карточке, и попросите его
повторить в той же последовательности
эти цифры, затем увеличивайте этот ряд
на одну цифру.
Упражнения
для коррекции и развития произвольной
сферы
Упражнение «Раскрась
фигуры»
Ребенку показывают рисунок
с нарисованными геометрическими фигурами
и просят закрасить цветным карандашом
каждую из них. предупредите ребенка, что
он должен делать это очень аккуратно,
время не имеет значения.
Упражнение «Рисование
узоров»
Ребенок должен рисовать узоры,
следуя инструкции.
Асхат З. Очень живой и подвижный ребенок.
В течение года занимался в «Школе дошкольника»,
отношение к обучению нейтральное. Основная
проблема в том, что мальчик практически
не умеет читать. Родители обратились
с просьбой научить его читать и подготовить
к школе. Результаты обследования:
Занятия проводились по различным
пособиям, посвященным обучению чтению
(«Учись читать», «Веселая азбука для малышей»,
«Звукарик» и др.). На первом этапе внимание
было направлено на изучение алфавита,
звуков, соответствующих разным буквам,
и развитию фонематического слуха. Затем
ребенок изучал слоги и способы их составления.
Для этого использовался набор кубиков
с наклейками-буквами и карточки со слогами.
Для развития речи проводились пальчиковые игры, предложенные
Л.Савиной<5>. Все фигуры просты для
выполнения, их регулярное повторение
способствует развитию внимания, мышления,
памяти, оказывает благоприятное влияние
на речь ребенка. Кисти рук становятся
более подвижными и гибкими, что помогает
будущим школьникам успешно овладеть
навыками письма. Упражнения выполняются
в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала
одной, затем другой рукой, а в завершение
– двумя руками вместе. Например, упражнение
«Цветок»:
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок
– пион!
Подушечки пальцев обеих рук
сомкнуть, ладошки немного округлые. Получается
«бутон». Нижние части ладоней прижать
друг к другу, а пальцы широко раздвинуть
по кругу и немного прогнуть. Получается
большой, раскрытый «цветок».
Также использовались примеры
пальчиковых игр, описанных А.Белой <5>,
а именно«Выкладывание букв». Выкладывание
букв из различных материалов – серьезное
занятие. Оно требует от детей усидчивости
и терпения, развивает навык выполнять
действия по заданному образцу. Занятие
можно разбить на несколько этапов. Сначала
взрослый выкладывает или рисует на бумаге
букву-образец и знакомит с ней ребенка.
Затем малыш копирует букву из предложенного
материала. Следующий этап – когда дошкольник
с помощью взрослого простые слова, учится
их читать. Для занятий можно использовать
мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы,
кусочки бумаги, веточки, счетные палочки,
толстые нитки. Иногда ребенку предлагается
самому находить материал для подобных
заданий.
Интересны также различные игры
с пластилином, с бумагой и со счетными
палочками. Особое внимание хотелось бы
уделить играм с карандашом, крупой, бусами
и т.д. ребенку предлагается регулярно
заниматься с крупой: сортировать, угадывать
с закрытыми глазами, катать между большим
и указательным пальцами, придавливать
поочередно пальцами обеих рук, стараясь
при этом делать вращательные движения.
Ребенка также учится перекатывать пальцами
одной руки два грецких ореха или камешка,
пальцами одной руки или между двух ладоней
– шестигранный карандаш. Все это оказывает
прекрасное тонизирующее и оздоравливающее
действие.
Проведенные занятия, по утверждению
родителей Маши и Асхата, были очень полезны
для детей и помогли им при прохождении
школьного собеседования. Таким образом
описанные упражнения могут быть рекомендованы
для подготовки детей к обучению и повышению
их успешности в овладении учебной программой.
Можно предположить, что это также послужит
адаптации ребенка к школьной среде и
облегчит вхождение в новую социальную
роль – роль младшего школьника.
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ЗНАЕТЕ
ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?<1>
Инструкция: Отнеситесь серьезно к заполнению
этой анкеты. Она поможет вам ответить
на вопросы педагога и психолога во время
проведения собеседования при зачислении
ребенка в школу. С ее помощью вы будете
следить за развитием вашего маленького
школьника, в случае необходимости – корректировать
этот процесс. Вы сможете также сравнить
свое представление о ребенке с мнением
его учителя – только тогда ваши совместные
усилия по обучению и воспитанию первоклассника
достигнут цели.
1. Сведения о ребенке
1.1. ФИО ребенка
1.2. Дата рождения
2. Сведения о состоянии
здоровья
2.1. Часто ли болеет?
2.2. Хронические заболевания?
2.3. Особенности:
2.3.1. быстро утомляется;
2.3.2. утомляется после длительной
нагрузки;
2.3.3. неутомим;
2.3.4. быстро переходит от радости
к грусти;
2.3.5. стабилен в проявлении настроения;
2.3.6. преобладает возбуждение;
2.3.7. возбуждение и торможение
уравновешены;
2.3.8. преобладает торможение
3. Личностные качества ребенка
3.1. Направленность интересов:
3.1.1. на учебную деятельность;
3.1.2. на трудовую деятельность;
3.1.3. на художественно-эстетическую
деятельность;
3.1.4. на достижения в спорте;
3.1.5. на отношения между детьми
3.2. Трудолюбие:
3.2.1. любую работу всегда выполняет
охотно;
3.2.2. охотно берется за работу,
старается выполнить ее хорошо;
3.2.3. редко охотно берется за
работу;
3.2.4. чаще всего старается уклониться
от любой работы;
3.2.5. всегда уклоняется от выполнения
любого дела