Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:21, реферат

Описание работы

Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемно-
го ребенка можно представить как сложную динамику образования
новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кри-
зисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью
независимо от формы семейного устройства порождает множество
проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой се-
мейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.
С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни
в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками по-
ведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом
привязанности также вносит свои проблемы в становление и разви-
тие замещающей семьи.

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическое сопровождение Word (2).docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

Психолого-педагогическое сопровождение

замещающих семей

Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемно-

го ребенка можно представить  как сложную динамику образования

новой семейной системы, в которой  выделяются свои этапы и кри-

зисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью

независимо от формы семейного  устройства порождает множество

проблем. Они обусловлены, с одной  стороны, состоянием самой се-

мейной системы, ее ресурсностью и  готовностью к приему детей.

С другой стороны, ребенок со сформированными  в условиях жизни

в семье «группы риска» и сиротском  учреждении установками по-

ведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом

привязанности также вносит свои проблемы в становление и разви-

тие замещающей семьи.

Кроме того, на адаптацию замещающей семьи и приемного ре-

бенка влияет равнодушное, а нередко  – и отрицательное отношение

общества к детям-сиротам. Это  отношение переносится и на семьи,

которые берут на воспитание детей  из сиротских учреждений, что

затрудняет привлечение семей  для организации замещающей се-

мейной заботы, снижает возможности  и темпы деинституализации.

Важной проблемой является и  профессиональная помощь семье на

сложных этапах приучения ребенка  к нормальной семейной жиз-

ни.1 Поэтому необходимым условием успешной адаптации ребен-

1 Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной се-

мьи // Дефектология. 2006, № 1.

104

ка-сироты в новой семье является разработка комплексной систе-

мы педагогического, медико-психологического и социального со-

провождения замещающей семьи, которое  позволило бы проводить

обучение и подготовку семей  к приему детей, специально готовить

ребенка к помещению в семью, профессионально помогать, ведя

семью после помещения в нее  ребенка.1 В противном случае, заме-

щающая семья не сможет выполнить  своих задач.

Так, например, данные лонгитюдного исследования замещаю-

щих профессиональных семей, проводимого  в течение 5 лет в Перм-

ской области, свидетельствуют  о том, что осуществление эффек-

тивного приема практически невозможно вне системы социально-

психолого-педагогической помощи. Стихийно созданные, несопро-

вождаемые замещающие профессиональные семьи либо перестают

существовать в качестве замещающих, либо в них приемные дети

живут в ситуации эмоционального отторжения, что противоречит

целям замещения.2

Наиболее приемлемым вариантом  выхода из данного круга про-

блем является создание единого  социально-образовательного комп-

лекса – системы межведомственного  непрерывного психолого-пе-

дагогического сопровождения замещающей семьи.3

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей се-

мьи – это система психолого-педагогических мер, направленных

на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление труд-

ностей воспитания в замещающей семье и обеспечивающих такие

психолого-педагогические и социально-психологические  условия

жизнедеятельности замещающих родителей  и ребенка, которые

способствуют полноценному развитию и социализации личности

приемного ребенка и повышению  психолого-педагогической ком-

петентности замещающих родителей.

1 Хрусталькова Н.А. Система комплексного сопровождения профессиональ-

но-замещающей семьи // Педагогика, 2007, № 2; Шайдо Т. Особенности социаль-

ных технологий работы с детьми, лишенными семейной заботы. Организация  ра-

боты с замещающей семьей. Из опыта работы ОГОУ «Зырянский детский  дом».

2 Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной се-

мьи // Дефектология, 2006, № 1.

3 Хрусталькова Н.А. Система комплексного сопровождения профессиональ-

но-замещающей семьи // Педагогика, 2007, № 2.

105

Процесс психолого-педагогического  сопровождения – это

цикличный процесс, он представляет собой  механизм следующих

действий:

1) планирование (разработка) индивидуальных  программ со-

провождения;

2) реализация этих программ;

3) мониторинг программ;

4) анализ __________достигнутых результатов  и снова планирование про-

грамм с учетом достигнутых результатов  и возникших проблем.1

К социально-педагогическим услугам, предоставляемым заме-

щающим семьям, относятся

а) социально-педагогическое консультирование;

б) социально-педагогическая диагностика  и обследование лич-

ности;

в) содействие в организации обучения на дому приемных де-

тей-инвалидов и детей, имеющих  недостатки в психическом и (или)

физическом развитии;

г) содействие в организации профессиональной ориентации,

профессионального обучения и трудоустройства  приемных детей;

д) содействие в проведении мероприятий  для приемных детей.2

Психолого-педагогическое сопровождение  замещающей семье

оказывается на экологическом, непосредственно  семейном и инди-

видуальном уровнях.

Экологический уровень – это создание общественно-подде-

рживающих механизмов для приемного  ребенка. Главное на этом

уровне – сформировать положительное  общественное мнение в от-

ношении замещающих семей и привлечения  ресурсных семей (в

качестве потенциальных кандидатов). При этом используются сле-

дующие информационные технологии.

1 Шайдо Т. Особенности социальных технологий работы с детьми, лишен-

ными семейной заботы. Организация  работы с замещающей семьей. Из опыта

работы ОГОУ «Зырянский детский  дом».

2 Модель семейной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей в  Самарской области (приемная семья). – Самара: Минис-

терство по вопросам семьи  и демографического развития Самарской  области,

ГУСО «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолет-

них», 2008.

106

1) Привлечение средств массовой  информации (установление

контактов с заинтересованными  представителями СМИ, пригла-

шение СМИ в семьи и на мероприятия  с участием семей). Как

показал опыт, на начальном этапе  целесообразней привлекать

местные СМИ, так как к ним  выше уровень доверия населения,

особенно в сельской местности. Однако при дальнейшем про-

движении семейного устройства на региональный уровень все

большее значение стала приобретать  поддержка в региональных

и общероссийских СМИ – она позволяет  повысить общественный

статус замещающих семей. Например, в Томской области с при-

влечением областных и федеральных  СМИ были реализованы та-

кие PR-кампании, как «Мне нужна мама», «Детство на память»,

спецприложение «Семья», «Автобус для кандидата», «Обыкно-

венное чудо: хочу в семью».

2) Наружные носители (плакаты, объявления, листовки) пре-

имущественно решают задачу информирования населения и рас-

пространения контактной информации.

3) Огромную роль в привлечении  кандидатов играют волонтеры

из числа действующих и бывших замещающих родителей, которые

при непосредственном общении со знакомыми, соседями, коллега-

ми и др. делятся своим успешным опытом воспитания приемных

детей. По аналогии с техникой «вирусной» социальной рекламы,

такая информация распространяется среди  населения быстрей, бо-

лее адресно и вызывает больше доверия, чем идущая по официаль-

ным информационным каналам.

На экологическом уровне перед  специалистами стоит задача по

созданию вокруг приемного ребенка  и замещающей семьи обще-

ственно-поддерживающей сети. Такая  сеть включает в себя не толь-

ко друзей, коллег, учителей, родственников, (в том числе возмож-

но кровных родственников ребенка), но и реабилитационное про-

странство – территориальную систему  учреждений, организаций (в

том числе НКО) и структур, принимающих  участие в реабилитации

ребенка и поддержке замещающей семьи.

Непосредственно семейный уровень охватывает работу с се-

мьей на всем протяжении ее существования, включая ее подбор,

107

подготовку и собственно сопровождение. На данном уровне реша-

ют следующие задачи:

а) разработка, внедрение и стандартизация услуг, помогающих

замещающим семьям;

б) изменение приоритетов в способах реагирования органов

опеки и попечительства – передача 0 и ребенка, оставшегося без попе-

чения родителей на воспитание в  замещающие семьи;

в) преодоление межведомственной разобщенности, нескоор-

динированности в деятельности органов государственной власти

и местного самоуправления по защите прав детей.

На индивидуальном уровне акцент делается на актуализации

у приемных детей личностных ресурсов, выход на более высокий

уровень личностного функционирования и успешную социализа-

цию. Здесь институализируется практика отдельных, эксперимен-

тальных школ и курсов по подготовке родителей и детей к замеща-

ющей заботе.1

Особым видом работы по психолого-педагогическому  сопро-

вождению замещающей семьи является повышение уровня меди-

ко-психолого-педагогической компетентности родителей детей

с особыми нуждами (психологически неустойчивых детей, детей-

инвалидов). Психическое развитие таких детей, как правило, нару-

шено в связи с вынужденной  обособленностью, одиночеством, ог-

раниченностью жизненного пространства, отсутствием вхождения

в среду сверстников.

При этом далеко не у всех детей  наблюдаются выраженные нару-

шения развития и поведения, с которыми, по мнению родителей, стоит

обращаться к специалистам. Между  тем часто именно такие неявно

выраженные проблемы в развитии служат причиной стойкой неуспе-

ваемости, нарушения поведения, асоциальных  поступков.2

1 Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной

семьи // Дефектология. 2006, № 1; Эфтимович Л.Е. Региональная система внед-

рения эффективных технологий профилактики социального сиротства  и семей-

ного жизнеустройства  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опыт Томской области (1998–2007 гг.).

2 Иовчук Н.М., Морозова Е.И., Щербакова А.М. Школа родителей: Об одной

из моделей службы психолого-медико-педагогической поддержки детей-сирот,

воспитывающихся в семьях // Детский дом. 2004, № 3.

108

Построение модели психолого-педагогической поддержки заме-

щающих семей и ее реализация должны основываться на реальных

проблемах замещающих семей. Результаты исследований опреде-

ляют следующие проблемные зоны семьи и психолого-педагоги-

ческие трудности в воспитании детей:

1) особенности развития кровных  детей в условиях замещаю-

щей семьи, их эмоционально-личностное благополучие;

2) психологическую совместимость  приемных и кровных детей

и родителей-воспитателей;

3) возникновение у родителей  комплекса вины вследствие не-

удовлетворенности результатами своей  воспитательной деятель-

ности, повышенный уровень тревоги, депрессивность, выраженная

эмоциональная перегрузка, состояние  растерянности;

4) перестройка взаимоотношений,  смена социально-психологи-

ческих ролей в семье;

5) физическая перегрузка, усталость,  социальное одиночество

родителей (отсутствие родственников, эмоциональной и матери-

альной поддержки);

6) отсутствие взаимопонимания с  детьми, недостаточный уро-

вень педагогической компетентности;

7) неадекватные требования к  приемному ребенку, завышенные

ожидания от него;

8) осложнение супружеских взаимоотношений  после принятия

ребенка в семью.

Помощь и поддержку в воспитании детей родители могут по-

лучить благодаря комплексному сопровождению специалистов раз-

личного профиля, прежде всего социального  педагога и психолога,

а также общению с другими  родителями, воспитывающими детей,

оставшихся без попечения родителей.

Деятельность специалистов с замещающей семьей включает

три основных составляющих социально-педагогической и психо-

логической поддержки: образовательную, психологическую и пос-

редническую.

109

Таблица 5

Соотношение числа специалистов с количеством обслуживае-

мых ими замещающих семей (на примере Самарской области)1

Специалисты Количество Число обслуживаемых семей

Социальный педагог 1

268 опекающих семей

60 приемных семей

Специалист по социальной

работе 1

Педагог-психолог 2

Специалист по охране прав

детства 1 60 приемных семей

148 приемных __________семей

Специалист по охране прав

детства 2 268 опекающих семей2

Образовательная составляющая поддержки семьи включает

в себя три направления деятельности социального педагога: обуче-

ние родителей (предотвращение возникающих  семейных проблем

и формирование педагогической культуры и психолого-педагоги-

ческой компетентности родителей) и помощь в воспитании детей,

а также просветительскую деятельность (лектории, семинары-прак-

тикумы и т. д.).

Психологическая составляющая поддержки семьи включа-

ет в себя два компонента: создание благоприятного микроклимата

в семье в период кратковременного кризиса и коррекцию межлич-

ностных отношений.

В посредническую составляющую поддержки семьи входят

три пункта: а) помощь в организации  семейного досуга, б) помощь

в координации (активизация различных  ведомств и служб по сов-

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей