Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:21, реферат
Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемно-
го ребенка можно представить как сложную динамику образования
новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кри-
зисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью
независимо от формы семейного устройства порождает множество
проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой се-
мейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.
С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни
в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками по-
ведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом
привязанности также вносит свои проблемы в становление и разви-
тие замещающей семьи.
Психолого-педагогическое сопровождение
замещающих семей
Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемно-
го ребенка можно представить как сложную динамику образования
новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кри-
зисы, так как вхождение ребенка-
независимо от формы семейного устройства порождает множество
проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой се-
мейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.
С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни
в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками по-
ведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом
привязанности также вносит свои проблемы в становление и разви-
тие замещающей семьи.
Кроме того, на адаптацию замещающей семьи и приемного ре-
бенка влияет равнодушное, а нередко – и отрицательное отношение
общества к детям-сиротам. Это отношение переносится и на семьи,
которые берут на воспитание детей из сиротских учреждений, что
затрудняет привлечение семей для организации замещающей се-
мейной заботы, снижает возможности и темпы деинституализации.
Важной проблемой является и профессиональная помощь семье на
сложных этапах приучения ребенка к нормальной семейной жиз-
ни.1 Поэтому необходимым условием успешной адаптации ребен-
1 Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной се-
мьи // Дефектология. 2006, № 1.
104
ка-сироты в новой семье является разработка комплексной систе-
мы педагогического, медико-психологического и социального со-
провождения замещающей семьи, которое позволило бы проводить
обучение и подготовку семей к приему детей, специально готовить
ребенка к помещению в семью, профессионально помогать, ведя
семью после помещения в нее ребенка.1 В противном случае, заме-
щающая семья не сможет выполнить своих задач.
Так, например, данные лонгитюдного исследования замещаю-
щих профессиональных семей, проводимого в течение 5 лет в Перм-
ской области, свидетельствуют о том, что осуществление эффек-
тивного приема практически невозможно вне системы социально-
психолого-педагогической помощи. Стихийно созданные, несопро-
вождаемые замещающие профессиональные семьи либо перестают
существовать в качестве замещающих, либо в них приемные дети
живут в ситуации эмоционального отторжения, что противоречит
целям замещения.2
Наиболее приемлемым вариантом выхода из данного круга про-
блем является создание единого социально-образовательного комп-
лекса – системы межведомственного непрерывного психолого-пе-
дагогического сопровождения замещающей семьи.3
Психолого-педагогическое сопровождение замещающей се-
мьи – это система психолого-педагогических мер, направленных
на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление труд-
ностей воспитания в замещающей семье и обеспечивающих такие
психолого-педагогические и социально-психологические условия
жизнедеятельности замещающих родителей и ребенка, которые
способствуют полноценному развитию и социализации личности
приемного ребенка и повышению психолого-педагогической ком-
петентности замещающих родителей.
1 Хрусталькова Н.А. Система комплексного сопровождения профессиональ-
но-замещающей семьи // Педагогика, 2007, № 2; Шайдо Т. Особенности социаль-
ных технологий работы с детьми, лишенными семейной заботы. Организация ра-
боты с замещающей семьей. Из опыта работы ОГОУ «Зырянский детский дом».
2 Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной се-
мьи // Дефектология, 2006, № 1.
3 Хрусталькова Н.А. Система комплексного сопровождения профессиональ-
но-замещающей семьи // Педагогика, 2007, № 2.
105
Процесс психолого-педагогического сопровождения – это
цикличный процесс, он представляет собой механизм следующих
действий:
1) планирование (разработка) индивидуальных программ со-
провождения;
2) реализация этих программ;
3) мониторинг программ;
4) анализ __________достигнутых
грамм с учетом достигнутых результатов и возникших проблем.1
К социально-педагогическим услугам, предоставляемым заме-
щающим семьям, относятся
а) социально-педагогическое консультирование;
б) социально-педагогическая диагностика и обследование лич-
ности;
в) содействие в организации обучения на дому приемных де-
тей-инвалидов и детей, имеющих недостатки в психическом и (или)
физическом развитии;
г) содействие в организации профессиональной ориентации,
профессионального обучения и трудоустройства приемных детей;
д) содействие в проведении мероприятий для приемных детей.2
Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семье
оказывается на экологическом, непосредственно семейном и инди-
видуальном уровнях.
Экологический уровень – это создание общественно-подде-
рживающих механизмов для приемного ребенка. Главное на этом
уровне – сформировать положительное общественное мнение в от-
ношении замещающих семей и привлечения ресурсных семей (в
качестве потенциальных
дующие информационные технологии.
1 Шайдо Т. Особенности социальных технологий работы с детьми, лишен-
ными семейной заботы. Организация работы с замещающей семьей. Из опыта
работы ОГОУ «Зырянский детский дом».
2 Модель семейной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей в Самарской области (приемная семья). – Самара: Минис-
терство по вопросам семьи и демографического развития Самарской области,
ГУСО «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолет-
них», 2008.
106
1) Привлечение средств массовой информации (установление
контактов с заинтересованными представителями СМИ, пригла-
шение СМИ в семьи и на мероприятия с участием семей). Как
показал опыт, на начальном этапе целесообразней привлекать
местные СМИ, так как к ним выше уровень доверия населения,
особенно в сельской местности. Однако при дальнейшем про-
движении семейного устройства на региональный уровень все
большее значение стала приобретать поддержка в региональных
и общероссийских СМИ – она позволяет повысить общественный
статус замещающих семей. Например, в Томской области с при-
влечением областных и федеральных СМИ были реализованы та-
кие PR-кампании, как «Мне нужна мама», «Детство на память»,
спецприложение «Семья», «Автобус для кандидата», «Обыкно-
венное чудо: хочу в семью».
2) Наружные носители (плакаты, объявления, листовки) пре-
имущественно решают задачу информирования населения и рас-
пространения контактной информации.
3) Огромную роль в привлечении кандидатов играют волонтеры
из числа действующих и бывших замещающих родителей, которые
при непосредственном общении со знакомыми, соседями, коллега-
ми и др. делятся своим успешным опытом воспитания приемных
детей. По аналогии с техникой «вирусной» социальной рекламы,
такая информация распространяется среди населения быстрей, бо-
лее адресно и вызывает больше доверия, чем идущая по официаль-
ным информационным каналам.
На экологическом уровне перед специалистами стоит задача по
созданию вокруг приемного ребенка и замещающей семьи обще-
ственно-поддерживающей сети. Такая сеть включает в себя не толь-
ко друзей, коллег, учителей, родственников, (в том числе возмож-
но кровных родственников
странство – территориальную систему учреждений, организаций (в
том числе НКО) и структур, принимающих участие в реабилитации
ребенка и поддержке замещающей семьи.
Непосредственно семейный уровень охватывает работу с се-
мьей на всем протяжении ее существования, включая ее подбор,
107
подготовку и собственно сопровождение. На данном уровне реша-
ют следующие задачи:
а) разработка, внедрение и стандартизация услуг, помогающих
замещающим семьям;
б) изменение приоритетов в
опеки и попечительства – передача 0 и ребенка, оставшегося без попе-
чения родителей на воспитание в замещающие семьи;
в) преодоление межведомственной разобщенности, нескоор-
динированности в деятельности органов государственной власти
и местного самоуправления по защите прав детей.
На индивидуальном уровне акцент делается на актуализации
у приемных детей личностных ресурсов, выход на более высокий
уровень личностного функционирования и успешную социализа-
цию. Здесь институализируется практика отдельных, эксперимен-
тальных школ и курсов по подготовке родителей и детей к замеща-
ющей заботе.1
Особым видом работы по психолого-педагогическому сопро-
вождению замещающей семьи является повышение уровня меди-
ко-психолого-педагогической компетентности родителей детей
с особыми нуждами (психологически неустойчивых детей, детей-
инвалидов). Психическое развитие таких детей, как правило, нару-
шено в связи с вынужденной обособленностью, одиночеством, ог-
раниченностью жизненного пространства, отсутствием вхождения
в среду сверстников.
При этом далеко не у всех детей наблюдаются выраженные нару-
шения развития и поведения, с которыми, по мнению родителей, стоит
обращаться к специалистам. Между тем часто именно такие неявно
выраженные проблемы в развитии служат причиной стойкой неуспе-
ваемости, нарушения поведения, асоциальных поступков.2
1 Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной
семьи // Дефектология. 2006, № 1; Эфтимович Л.Е. Региональная система внед-
рения эффективных технологий профилактики социального сиротства и семей-
ного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Опыт Томской области (1998–2007 гг.).
2 Иовчук Н.М., Морозова Е.И., Щербакова А.М. Школа родителей: Об одной
из моделей службы психолого-медико-
воспитывающихся в семьях // Детский дом. 2004, № 3.
108
Построение модели психолого-педагогической поддержки заме-
щающих семей и ее реализация должны основываться на реальных
проблемах замещающих семей. Результаты исследований опреде-
ляют следующие проблемные зоны семьи и психолого-педагоги-
ческие трудности в воспитании детей:
1) особенности развития кровных детей в условиях замещаю-
щей семьи, их эмоционально-личностное благополучие;
2) психологическую совместимость приемных и кровных детей
и родителей-воспитателей;
3) возникновение у родителей комплекса вины вследствие не-
удовлетворенности результатами своей воспитательной деятель-
ности, повышенный уровень тревоги, депрессивность, выраженная
эмоциональная перегрузка, состояние растерянности;
4) перестройка взаимоотношений, смена социально-психологи-
ческих ролей в семье;
5) физическая перегрузка, усталость, социальное одиночество
родителей (отсутствие родственников, эмоциональной и матери-
альной поддержки);
6) отсутствие взаимопонимания с детьми, недостаточный уро-
вень педагогической компетентности;
7) неадекватные требования к приемному ребенку, завышенные
ожидания от него;
8) осложнение супружеских
ребенка в семью.
Помощь и поддержку в
лучить благодаря комплексному сопровождению специалистов раз-
личного профиля, прежде всего социального педагога и психолога,
а также общению с другими родителями, воспитывающими детей,
оставшихся без попечения
Деятельность специалистов с замещающей семьей включает
три основных составляющих социально-педагогической и психо-
логической поддержки: образовательную, психологическую и пос-
редническую.
109
Таблица 5
Соотношение числа специалистов с количеством обслуживае-
мых ими замещающих семей (на примере Самарской области)1
Специалисты Количество Число обслуживаемых семей
Социальный педагог 1
268 опекающих семей
60 приемных семей
Специалист по социальной
работе 1
Педагог-психолог 2
Специалист по охране прав
детства 1 60 приемных семей
148 приемных __________семей
Специалист по охране прав
детства 2 268 опекающих семей2
Образовательная составляющая поддержки семьи включает
в себя три направления деятельности социального педагога: обуче-
ние родителей (предотвращение возникающих семейных проблем
и формирование педагогической культуры и психолого-педагоги-
ческой компетентности родителей) и помощь в воспитании детей,
а также просветительскую деятельность (лектории, семинары-прак-
тикумы и т. д.).
Психологическая составляющая поддержки семьи включа-
ет в себя два компонента: создание благоприятного микроклимата
в семье в период кратковременного кризиса и коррекцию межлич-
ностных отношений.
В посредническую составляющую поддержки семьи входят
три пункта: а) помощь в организации семейного досуга, б) помощь
в координации (активизация различных ведомств и служб по сов-
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей