Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:21, реферат

Описание работы

Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемно-
го ребенка можно представить как сложную динамику образования
новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кри-
зисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью
независимо от формы семейного устройства порождает множество
проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой се-
мейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.
С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни
в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками по-
ведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом
привязанности также вносит свои проблемы в становление и разви-
тие замещающей семьи.

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическое сопровождение Word (2).docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

местному разрешению проблемы конкретной семьи и положения

конкретного ребенка) и в) информирование (обеспечение семьи ин-

формацией по вопросам социальной защиты).

В основе модели большинства замещающих семей лежат теоре-

тические и практические основы педагогической поддержки детей

в образовании, психологической помощи семье, социально-педаго-

1 Материалы Министерства по вопросам семьи и демографического разви-

тия Самарской области.

2 Организация работы с приемными семьями на территории г. о. Чапаевск. //

Материалы Министерства по вопросам семьи и демографического развития Са-

марской области.

110

гического патронажа семьи. Принципами организации психолого-

педагогического сопровождения замещающих семей обозначены:

индивидуально-дифференцированный подход к семье (общий куль-

турный и исторический контекст, в котором развивается семейная

система: культурные традиции, нормы  и т. д., ориентация на инди-

видуальные особенности семьи), сотрудничество субъектов подде-

ржки, объединение действий специалистов, обеспечивающих про-

цесс сопровождения, согласие родителей  на помощь и поддержку,

ее конфиденциальность; опора на ресурсы семьи.

Целью психолого-педагогического  сопровождения замещаю-

щих семей является создание психолого-педагогических условий,

предотвращающих семейное неблагополучие, помощь в преодоле-

нии трудностей воспитания в замещающей семье. Результаты пси-

холого-педагогической сопровождения  замещающих семей должны

проявиться в гармонизации внутрисемейных отношений и внутрен-

него мира замещающих родителей, что  обеспечивает возможность

эффективно выполнять свою родительскую роль, воспитательную

функцию; повышение психолого-педагогической компетентности

родителей, овладение техниками  эффективного взаимодействия

с ребенком; повышение уровня психического и личностного разви-

тия детей; укрепление социальных связей семьи.

Психолого-педагогическое сопровождение  замещающих семей

включает в себя следующие направления:

а) психолого-педагогическое просвещение как совокупность

практико-ориентированных знаний, комплекс умений и навыков

обеспечения выживания ребенка  в новых условиях, его общего раз-

вития, защиты его интересов;

б) гармонизация детско-родительских отношений;

в) гармонизация супружеских отношений;

г) гармонизация внутреннего мира замещающих родителей,

обеспечивающая им возможность  выполнять свою родительскую

роль, воспитательную функцию.

По первому направлению (психолого-педагогическому про-

свещению) акцент делается на ознакомление замещающих роди-

телей с процессом социализации ребенка, на формирование у них

представлений о потенциальных  возможностях неродных детей,

111

о том, что направленность личности и «Я-концепция», а также пер-

воначальная образовательная среда  создаются семьей.

Наиболее удачными формами реализации данного направления,

как показывает наш опыт, являются: организация родительского

обучения, индивидуальных встреч и  групповых занятий, работа те-

лефона доверия, создание родительского  клуба, проведение в его

рамках неформальных встреч родителей, детей и консультантов,

издание памяток. Хорошо зарекомендовали  себя также групповые

дискуссии.1

Кроме того, в ходе консультативной  работы была выявлена не-

обходимость психолого-психиатрического консультирования заме-

щающих родителей. Наиболее распространенными  оказались про-

блемы родителей-усыновителей, а также  родителей «проблемных»

детей, связанные с их личностными  особенностями, педагогичес-

кими установками и социальной ситуацией:

1) эмоциональные проблемы (повышенный  уровень тревоги,

депрессивность, астеничность, выраженная эмоциональная пере-

грузка, состояние растерянности);

2) физическая перегрузка, усталость;  социальное одиночество

родителей (отсутствие родственников, эмоциональной и матери-

альной поддержки);

3) отсутствие взаимопонимания с  детьми;

4) недостаточный уровень педагогической  компетентности;

5) неадекватные требования к  ребенку, завышенные ожидания,

не соответствующие индивидуальным психическим особенностям

ребенка и его способности к  обучению;

6) психическое нездоровье родителей  (как пограничные пси-

хические расстройства, так и  серьезные психические заболевания,

нуждающиеся в применении психотропного  лечения).2

Второе направление – гармонизация детско-родительских от-

ношений – ориентировано на установление положительных кон-

тактов, их своевременное корректирование, предупреждение и пре-

1 Захарова Ж.А. Помощь и поддержка замещающих семей // Детский дом.

2007, № 1.

2 Иовчук Н.М., Морозова Е.И., Щербакова А.М. Школа родителей: Об одной

из моделей службы психолого-медико-педагогической поддержки детей-сирот,

воспитывающихся в семьях // Детский дом. 2004, № 3.

112

одоление непродуктивных конфликтов, развитие взаимодействия

взрослых и детей по мере взросления последних.

Главными аспектами содержания гармонизации детско-роди-

тельских отношений должно быть:

1) познание своего приемного  ребенка, происходящих в нем  из-

менений и на их основе формирование четких представлений у при-

емных родителей о стратегии  своей воспитательной деятельности;

2) укрепление веры в свои возможности  как воспитателя, фор-

мирование родительской позиции;

3) понимание сущности конфликтов  между взрослыми и де-

тьми, освоение способов их разрешения и правил бесконфликтного

поведения.

Третье направление – гармонизация супружеских отношений

– призвано обеспечить благоприятный  социально-психологический

климат семьи, так как с принятием  в нее ребенка не только супруги

вынуждены изменять свой образ жизни, но и в развитии семьи на-

блюдаются перемены. Особенностью семьи  теперь следует считать

переплетение разных этапов ее жизнедеятельности  в одном, так как

появление ребенка переводит ее в разряд молодых семей, а сфор-

мированный стереотип межличностных  отношений задерживает ее

в фазе бездетности. В этой ситуации каждый член семьи стремится

к утверждению по-разному. В результате этого наблюдается наруше-

ние устойчивости, возникают противоречия, неудовлетворенность

друг другом. Следовательно, необходимо включение взрослых чле-

нов семьи в деятельность по осмыслению происходящих изменений

и осознанию путей, приемов, обеспечивающих подчинение жизнеде-

ятельности семьи особым требованиям  новой ситуации.

Решить названные выше задачи позволяют  прежде всего консульти-

рование, диагностика, обучение приемам  согласования, использование

психотерапевтических методик, тренингов  типа «Шаг навстречу».

Четвертое направление – гармонизация внутреннего состоя-

ния родителей – стремится помочь замещающим папам и мамам

снять напряжение, определить пути самосовершенствования, фор-

мировать адекватные представления  о проявлениях негативных

последствий принятия ребенка в  семью, возможных вариантах пра-

вильного поведения, порядке своих  действий, предостерегает их от

113

ошибок, объясняет им необходимость  соблюдения ряда условий.

Здесь еu1090 также эффективны индивидуальное консультирование, се-

мейные тренинги, формы групповой  работы по показаниям.1

Этапами реализации психолого-педагогического  сопровожде-

ния замещающих семей являются:

1) диагностический – выявление и фиксация факта, сигнала про-

блемности – отсутствие ориентации членов семьи в ситуации, наличие

трудностей в ее решении, недостаточность  способностей и качеств,

поиск внешних препятствий. Цель диагностического этапа – создание

условий для осознания родителями и детьми сути проблемы, прояв-

ления ценностных противоречий и собственных  смыслов. Одним из

средств оказания поддержки является вербализация проблемы;

2) поисковый – организация совместного с родителями поис-

ка причин возникновения трудности, возможных последствий ее

сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны.

Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие

родителями на себя ответственности  за возникновение и решение

проблемы с использованием данных диагностического этапа; по-

мощь в выявлении связанных  с проблемой фактов и обстоятельств,

причин, которые привели к затруднению;

3) договорный – проектирование действий специалистов и за-

мещающих родителей (разделение функций  и ответственности по

решению проблемы);

4) деятельностный – осуществление действий по решению

проблемы;

5) рефлексивный – совместное с родителями обсуждение успе-

хов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов

разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформули-

рования, осмысления новых вариантов  выхода из ситуации.

Итак, модель психолого-педагогического  сопровождения заме-

щающей семьи направлена на предотвращение семейного неблаго-

получия и преодоление трудностей воспитания в замещающей се-

мье через организацию посреднической, диагностической, консуль-

тативной, просветительской и организационно-досуговой  работы.

1 Захарова Ж.А. Помощь и поддержка замещающих семей // Детский дом,

2007. № 1.

114

Схема 2

Модель психолого-педагогического  сопровождения

замещающей семьи1

Принципы организации  психолого-педагогического сопровождения

замещающих семей:

1. индивидуально-дифференцированный  подход к семье;

2. сотрудничество субъектов  поддержки;

3. интеграция действий  специалистов, обеспечивающих процесс  сопровождения;

4. согласие родителей на  помощь и поддержку, ее конфиденциальность;

5. опора на ресурсы семьи.

Цель: создание

психолого-педаго-

гических условий,

предотвращаю-

щих семейное

неблагополучие,

помощь в преодо-

лении трудностей

воспитания в за-

мещающей семье.

Субъекты:

1. специалисты,

обеспечивающие

процесс сопровож-

дения;

2. замещающие ро-

дители;

3. приемные дети.

Задачи:

1. помощь в достижении  согласованнос-

ти в принятии членами  семьи семейной

идеологии, норм и принципов  семейной

жизни;

2. помощь в преодолении  кризисных

ситуаций;

3. помощь в создании  условий для безо-

пасного развития приемного  ребенка;

4. коррекция нарушенного  поведения.

Направления психолого-педагогическо-

го сопровождения  замещающих семей:

1. диагностика психологического  клима-

та, особенностей воспитания и детско-

родительских отношений  в семье, выявле-

ние семейных проблем;

2. психолого-педагогическое  просвещение

и обучение замещающих родителей;

3. консультирование;

4. учебно-методическое и  информацион-

ное обеспечение.

Результаты:

1. гармонизация внутрисемейных  отно-

шений и внутреннего мира замещающих

родителей;

2. повышение уровня психического  и лич-

ностного развития детей;

3. повышение психолого-педагогической

компетентности родителей, овладение

техниками эффективного взаимодействия

с ребенком;

4. укрепление социальных  связей семьи.

Формы реализации психолого-педагогического

сопровождения:

1. обеспечение информационными,  научно-методи-

ческими материалами;

2. психолого-педагогическое  консультирование

(индивидуальное, групповое,  он-лайн);

3. клуб приемных родителей;

4. «школа из приемных родителей»;

5. тренинги;

6. информационные сайты;

7. родительский лекторий;

8. социальная реклама;

9. тематические конференции  и т. д.

Этапы психолого-педагоги-

ческого сопровождения:

1. диагностический;

2. поисковый;

3. договорный;

4. деятельностный;

5. рефлексивный.

1 Предоставлена М.Г. Савельевой.

115

Отбор замещающих родителей (воспитателей) осуществляется

последовательно. Стадия отбора кандидатов в приемные родители

начинается с обращения лиц, желающих взять ребенка-сироту на

воспитание, к инспектору по защите прав детей в районный отдел

по вопросам материнства и детства, который предоставляет соот-

ветствующие юридические и медицинские  документы.

Затем информация поступает к специалистам по социальной

работе районного центра помощи семье и детям, которые прово-

дят изучение формальных данных о  кандидате – его материальное

и финансовое положние. Особое внимание уделяется месту прожи-

вания приемных родителей: оно должно отвечать санитарно-гиги-

еническим нормам. На приемного ребенка  должно приходиться не

менее 7 м2 жилой площади, свое спальное место, места для хране-

ния личных вещей, для приготовления  уроков и т. д.

На основании этих данных, с помощью  методов изучения лич-

ности и межличностных взаимодействий, проводится психодиаг-

ностика кандидатов в приемные родители.

Выясняются истинные мотивы, побуждающие  людей взять на

воспитание приемного ребенка. Из практики выявлены следующие

наиболее распространенные мотивы обращения кандидатов:

а) отсутствие собственных детей;

б) желание иметь ребенка противоположного пола;

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей