Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:21, реферат
Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемно-
го ребенка можно представить как сложную динамику образования
новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кри-
зисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью
независимо от формы семейного устройства порождает множество
проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой се-
мейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.
С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни
в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками по-
ведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом
привязанности также вносит свои проблемы в становление и разви-
тие замещающей семьи.
местному разрешению проблемы конкретной семьи и положения
конкретного ребенка) и в) информирование (обеспечение семьи ин-
формацией по вопросам социальной защиты).
В основе модели большинства замещающих семей лежат теоре-
тические и практические основы педагогической поддержки детей
в образовании, психологической помощи семье, социально-педаго-
1 Материалы Министерства по вопросам семьи и демографического разви-
тия Самарской области.
2 Организация работы с приемными семьями на территории г. о. Чапаевск. //
Материалы Министерства по вопросам семьи и демографического развития Са-
марской области.
110
гического патронажа семьи. Принципами организации психолого-
педагогического сопровождения замещающих семей обозначены:
индивидуально-
турный и исторический контекст, в котором развивается семейная
система: культурные традиции, нормы и т. д., ориентация на инди-
видуальные особенности семьи), сотрудничество субъектов подде-
ржки, объединение действий специалистов, обеспечивающих про-
цесс сопровождения, согласие родителей на помощь и поддержку,
ее конфиденциальность; опора на ресурсы семьи.
Целью психолого-педагогического сопровождения замещаю-
щих семей является создание психолого-педагогических условий,
предотвращающих семейное неблагополучие, помощь в преодоле-
нии трудностей воспитания в замещающей семье. Результаты пси-
холого-педагогической сопровождения замещающих семей должны
проявиться в гармонизации внутрисемейных отношений и внутрен-
него мира замещающих родителей, что обеспечивает возможность
эффективно выполнять свою родительскую роль, воспитательную
функцию; повышение психолого-
родителей, овладение техниками эффективного взаимодействия
с ребенком; повышение уровня психического и личностного разви-
тия детей; укрепление социальных связей семьи.
Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
включает в себя следующие направления:
а) психолого-педагогическое просвещение как совокупность
практико-ориентированных
обеспечения выживания ребенка в новых условиях, его общего раз-
вития, защиты его интересов;
б) гармонизация детско-родительских отношений;
в) гармонизация супружеских отношений;
г) гармонизация внутреннего мира замещающих родителей,
обеспечивающая им возможность выполнять свою родительскую
роль, воспитательную функцию.
По первому направлению (психолого-педагогическому про-
свещению) акцент делается на ознакомление замещающих роди-
телей с процессом социализации ребенка, на формирование у них
представлений о потенциальных возможностях неродных детей,
111
о том, что направленность личности и «Я-концепция», а также пер-
воначальная образовательная среда создаются семьей.
Наиболее удачными формами реализации данного направления,
как показывает наш опыт, являются: организация родительского
обучения, индивидуальных встреч и групповых занятий, работа те-
лефона доверия, создание родительского клуба, проведение в его
рамках неформальных встреч родителей, детей и консультантов,
издание памяток. Хорошо зарекомендовали себя также групповые
дискуссии.1
Кроме того, в ходе консультативной работы была выявлена не-
обходимость психолого-психиатрического консультирования заме-
щающих родителей. Наиболее распространенными оказались про-
блемы родителей-усыновителей, а также родителей «проблемных»
детей, связанные с их личностными особенностями, педагогичес-
кими установками и социальной ситуацией:
1) эмоциональные проблемы (повышенный уровень тревоги,
депрессивность, астеничность, выраженная эмоциональная пере-
грузка, состояние растерянности);
2) физическая перегрузка, усталость; социальное одиночество
родителей (отсутствие родственников, эмоциональной и матери-
альной поддержки);
3) отсутствие взаимопонимания с детьми;
4) недостаточный уровень
5) неадекватные требования к ребенку, завышенные ожидания,
не соответствующие
ребенка и его способности к обучению;
6) психическое нездоровье
хические расстройства, так и
серьезные психические
нуждающиеся в применении психотропного лечения).2
Второе направление – гармонизация детско-родительских от-
ношений – ориентировано на установление положительных кон-
тактов, их своевременное корректирование, предупреждение и пре-
1 Захарова Ж.А. Помощь и поддержка замещающих семей // Детский дом.
2007, № 1.
2 Иовчук Н.М., Морозова Е.И., Щербакова А.М. Школа родителей: Об одной
из моделей службы психолого-медико-
воспитывающихся в семьях // Детский дом. 2004, № 3.
112
одоление непродуктивных конфликтов, развитие взаимодействия
взрослых и детей по мере взросления последних.
Главными аспектами содержания гармонизации детско-роди-
тельских отношений должно быть:
1) познание своего приемного ребенка, происходящих в нем из-
менений и на их основе формирование четких представлений у при-
емных родителей о стратегии своей воспитательной деятельности;
2) укрепление веры в свои
мирование родительской позиции;
3) понимание сущности конфликтов между взрослыми и де-
тьми, освоение способов их разрешения и правил бесконфликтного
поведения.
Третье направление – гармонизация супружеских отношений
– призвано обеспечить благоприятный социально-психологический
климат семьи, так как с принятием в нее ребенка не только супруги
вынуждены изменять свой образ жизни, но и в развитии семьи на-
блюдаются перемены. Особенностью семьи теперь следует считать
переплетение разных этапов ее жизнедеятельности в одном, так как
появление ребенка переводит ее в разряд молодых семей, а сфор-
мированный стереотип
в фазе бездетности. В этой ситуации каждый член семьи стремится
к утверждению по-разному. В результате этого наблюдается наруше-
ние устойчивости, возникают противоречия, неудовлетворенность
друг другом. Следовательно, необходимо включение взрослых чле-
нов семьи в деятельность по осмыслению происходящих изменений
и осознанию путей, приемов, обеспечивающих подчинение жизнеде-
ятельности семьи особым требованиям новой ситуации.
Решить названные выше задачи позволяют прежде всего консульти-
рование, диагностика, обучение приемам согласования, использование
психотерапевтических методик, тренингов типа «Шаг навстречу».
Четвертое направление – гармонизация внутреннего состоя-
ния родителей – стремится помочь замещающим папам и мамам
снять напряжение, определить пути самосовершенствования, фор-
мировать адекватные представления о проявлениях негативных
последствий принятия ребенка в семью, возможных вариантах пра-
вильного поведения, порядке своих действий, предостерегает их от
113
ошибок, объясняет им необходимость соблюдения ряда условий.
Здесь еu1090 также эффективны индивидуальное консультирование, се-
мейные тренинги, формы групповой работы по показаниям.1
Этапами реализации психолого-педагогического сопровожде-
ния замещающих семей являются:
1) диагностический – выявление и фиксация факта, сигнала про-
блемности – отсутствие ориентации членов семьи в ситуации, наличие
трудностей в ее решении, недостаточность способностей и качеств,
поиск внешних препятствий. Цель диагностического этапа – создание
условий для осознания родителями и детьми сути проблемы, прояв-
ления ценностных противоречий и собственных смыслов. Одним из
средств оказания поддержки является вербализация проблемы;
2) поисковый – организация совместного с родителями поис-
ка причин возникновения трудности, возможных последствий ее
сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны.
Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие
родителями на себя ответственности за возникновение и решение
проблемы с использованием данных диагностического этапа; по-
мощь в выявлении связанных с проблемой фактов и обстоятельств,
причин, которые привели к затруднению;
3) договорный – проектирование действий специалистов и за-
мещающих родителей (разделение функций и ответственности по
решению проблемы);
4) деятельностный – осуществление действий по решению
проблемы;
5) рефлексивный – совместное с родителями обсуждение успе-
хов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов
разрешимости или
рования, осмысления новых вариантов выхода из ситуации.
Итак, модель психолого-педагогического сопровождения заме-
щающей семьи направлена на предотвращение семейного неблаго-
получия и преодоление трудностей воспитания в замещающей се-
мье через организацию
тативной, просветительской и организационно-досуговой работы.
1 Захарова Ж.А. Помощь и поддержка замещающих семей // Детский дом,
2007. № 1.
114
Схема 2
Модель психолого-
замещающей семьи1
Принципы организации
психолого-педагогического
замещающих семей:
1. индивидуально-
2. сотрудничество субъектов поддержки;
3. интеграция действий специалистов, обеспечивающих процесс сопровождения;
4. согласие родителей на
помощь и поддержку, ее
5. опора на ресурсы семьи.
Цель: создание
психолого-педаго-
гических условий,
предотвращаю-
щих семейное
неблагополучие,
помощь в преодо-
лении трудностей
воспитания в за-
мещающей семье.
Субъекты:
1. специалисты,
обеспечивающие
процесс сопровож-
дения;
2. замещающие ро-
дители;
3. приемные дети.
Задачи:
1. помощь в достижении согласованнос-
ти в принятии членами семьи семейной
идеологии, норм и принципов семейной
жизни;
2. помощь в преодолении кризисных
ситуаций;
3. помощь в создании условий для безо-
пасного развития приемного ребенка;
4. коррекция нарушенного поведения.
Направления психолого-педагогическо-
го сопровождения замещающих семей:
1. диагностика психологического клима-
та, особенностей воспитания и детско-
родительских отношений в семье, выявле-
ние семейных проблем;
2. психолого-педагогическое просвещение
и обучение замещающих родителей;
3. консультирование;
4. учебно-методическое и информацион-
ное обеспечение.
Результаты:
1. гармонизация внутрисемейных отно-
шений и внутреннего мира замещающих
родителей;
2. повышение уровня психического и лич-
ностного развития детей;
3. повышение психолого-
компетентности родителей, овладение
техниками эффективного взаимодействия
с ребенком;
4. укрепление социальных связей семьи.
Формы реализации психолого-педагогического
сопровождения:
1. обеспечение информационными, научно-методи-
ческими материалами;
2. психолого-педагогическое консультирование
(индивидуальное, групповое, он-лайн);
3. клуб приемных родителей;
4. «школа из приемных родителей»;
5. тренинги;
6. информационные сайты;
7. родительский лекторий;
8. социальная реклама;
9. тематические конференции и т. д.
Этапы психолого-педагоги-
ческого сопровождения:
1. диагностический;
2. поисковый;
3. договорный;
4. деятельностный;
5. рефлексивный.
1 Предоставлена М.Г. Савельевой.
115
Отбор замещающих родителей (воспитателей) осуществляется
последовательно. Стадия отбора кандидатов в приемные родители
начинается с обращения лиц, желающих взять ребенка-сироту на
воспитание, к инспектору по защите прав детей в районный отдел
по вопросам материнства и детства, который предоставляет соот-
ветствующие юридические и медицинские документы.
Затем информация поступает к специалистам по социальной
работе районного центра помощи семье и детям, которые прово-
дят изучение формальных данных о кандидате – его материальное
и финансовое положние. Особое внимание уделяется месту прожи-
вания приемных родителей: оно должно отвечать санитарно-гиги-
еническим нормам. На приемного ребенка должно приходиться не
менее 7 м2 жилой площади, свое спальное место, места для хране-
ния личных вещей, для приготовления уроков и т. д.
На основании этих данных, с помощью методов изучения лич-
ности и межличностных
ностика кандидатов в приемные родители.
Выясняются истинные мотивы, побуждающие людей взять на
воспитание приемного ребенка. Из практики выявлены следующие
наиболее распространенные мотивы обращения кандидатов:
а) отсутствие собственных детей;
б) желание иметь ребенка
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей