Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:21, реферат
Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемно-
го ребенка можно представить как сложную динамику образования
новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кри-
зисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью
независимо от формы семейного устройства порождает множество
проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой се-
мейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.
С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни
в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками по-
ведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом
привязанности также вносит свои проблемы в становление и разви-
тие замещающей семьи.
ками службы семьи.
Педагог-пси-
холог
От 30 до
60 мин.
III. Реализация
комплексной индивидуальной
1. Консилиум
с участием
специалис-
тов центра
«Семья»,
КСМиД,
приемных
родителей
Анализ
и плани-
рование
деятель-
ности.
Определить основные цели и за-
дачи сопровождения приемной
семьи (составление комплексной
программы сопровождения).
Специалис-
ты Службы
семьи, ма-
теринства
и детства
До
60 мин.
2. Поддержка
семьи в адап-
тационный
период
Наблюде-
ние.
Беседа.
Тестирова-
ние.
Анкетиро-
вание.
1. Изучить и оценить степень
адаптации ребенка в приемной
семье.
2. Повысить уровень психолого-
педагогических знаний родите-
лей об особенностях адаптации
приемного ребенка и помощь
в безболезненном вхождении его
в приемную семью.
Соц. педагог,
педагог-пси-
холог, спе-
циалист по
социальной
работе
От 60 до
120 мин./
ед.
3. Консилиум
с участием
специалистов
центра «Се-
мья», КСМиД
Обсужде-
ние.
Анализ.
Корректи-
ровка.
1. Проанализировать процесс
адаптации.
2. Внести изменения в программу
сопровождения с учетом выяв-
ленных проблем семьи в период
адаптации.
Специалис-
ты Службы
семьи, ма-
теринства
и детства
От 60 до
120 мин.
129
Вид работы
Форма и
методы
работы
Задачи Исполни-
тели
Регла-
мент
4. Индиви-
дуальное
и групповое
консультиро-
вание
Диагнос-
тика.
Патронаж.
Беседы.
Наблюде-
ние.
Родитель-
ские лек-
тории.
Заседания
Клуба
приемной
семьи.
Занятия.
1. Выявить актуальные проблемы
у приемных родителей и детей.
2. Изучение внутрисемейных вза-
имоотношений и условий содер-
жания и воспитания приемного
ребенка.
3. Скорректировать межличност-
ные, родительско-детские, супру-
жеские отношения и личностные
проблемы.
4. Обучить навыкам конструктив-
ного общения родителей с детьми
любого возраста. Организовать
досуг и содействие в удовлетворе-
нии культурных и духовных инте-
ресов членов приемных семей.
Социальный
педагог, педа-
гог-психолог,
специалист
по социаль-
ной работе
60 –
120 мин.
Часто бывает, что замещающие родители отказываются от сво-
их приемных детей – повторное сиротство. Так, например, практика
работы ОГУ «СРЦН «Огонек» города Томска» свидетельствует об
обострении проблемы отказов, особенно в подростковом возрасте.
Можно обозначить следующие факторы риска, которые могут при-
вести к этому:
1) неправильное представление
стях, с которыми они столкнутся, и о психологической нагрузке, ко-
торую получат они сами и их кровные дети;
2) недостаточная
видуальных особенностях ребенка, направляемого на воспитание
в семью;
3) длительное (или абсолютное) отсутствие собственных де-
тей;
4) возраст приемных родителей;
5) отсутствие одного из
Для предотвращения случаев отказа от приемных семей исполь-
зуется технология реализации проекта по психолого-педагоги-
ческой поддержке замещающих семей «группы риска».
1 Психолого-педагогическая поддержка замещающих семей «группы рис-
ка». Из опыта областного государственного учреждения «Социально-реабилита-
ционный центр для несовершеннолетних «Огонек» г. Томска.
130
На подготовительном этапе ведущая роль отводится специ-
алистам, прежде всего психологам. Их главная задача – __________получить
подробную информацию о семье, наладить добрые, доверительные
отношения. На этом этапе необходимо осуществить следующие
действия:
1) создание банка данных
ности в воспитании приемных детей (вносятся семьи, которые
участвуют в проекте, и которые будут сопровождаться в дальней-
шем, после его окончания);
2) совместное формирование с органами опеки и попечительс-
тва целевой группы проекта (потенциальных участников);
3) выезд в замещающие семьи с целью отбора «ресурсных» се-
мей (открытых к общению, желающих улучшить ситуацию в се-
мье), установления контакта с членами семьи, мотивации на со-
трудничество;
4) диагностика семей (
Основные принципы организации диагностических процедур
следующие:
1) выявление представлений
и развитии как семьи в целом, так и отдельных ее членов, для чего
опрашиваются все члены семьи, достигшие 3-х лет, как проживаю-
щие с семьей, так и принимающие активное участие в ее жизнеде-
ятельности (взрослые кровные дети, бабушки, дедушки);
2) проведение диагностических
единения» к семье через призму включенного наблюдения: иссле-
дование жизни семьи в привычных домашних условиях во время
посещения семьи.
Данная модель используется как на этапе подбора семьи, так
и на этапе мониторинга. Исследование осуществляется с помощью
применения одних и тех же психодиагностических методик и ор-
ганизуется по принципу отслеживания переменных, относящихся
к основным системным семейным показателям: к структуре и мик-
родинамике семьи, к когнитивному, эмоциональному и поведенчес-
кому состоянию членов семьи.
Показатель «структура личности родителей» оценивается толь-
ко один раз.
131
Диагностика состояния семьи и ее членов также проводится
в процессе групповой, и индивидуальной работы с семьей. Для
проведения диагностики могут быть использованы такие методики,
как тест Векслера, цветовой тест Люшера, фрустрационный тест
Розенцвейга, факторный личностный опросник Кеттелла, тест ак-
центуаций свойств темперамента, рисуночный тест Сильвера, тест
Тулуз-Пьерона.1
Основной этап реализации проекта включает в себя
1) оказание психологической
консультирование родителей и детей;
2) оказание адресной помощи – сетевая терапия, которая пред-
полагает работу с сетью общественных контактов подростка пос-
редством составления карты общественных связей с ребенком,
подготовки сетевой встречи (определение проблемы, темы встречи
и круга приглашенных из ближайшего окружения ребенка, мотиви-
рование участников на встречу), проведения сетевой встречи и со-
провождения семьи после встречи;
3) организация методической
в форме обучающих занятий по темам: «Индивидуальность ребен-
ка», «Пространство семьи» и «Понимание родителями конфликт-
ных ситуаций»;
4) проведение тренингов для
«Коррекционно-педагогическая работа на основе сказкотерапии».
Особенность программы в том, что к ней можно прибегать при ре-
шении проблем разного плана
и с разновозрастной
Программа предполагает 2 этапа: педагогический, включающий
чтение сказки и беседу по ее содержанию, и коррекционный, вклю-
чающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки,
психогимнастику, собственно психокоррекционную работу;
5) слежение за изменениями в семье.
На всех этапах проекта большое значение имеют активное учас-
тие родителей, получаемые от них запросы о необходимой помощи
и информация о проблемах. Однако специалисты также могут по-
1 Психолого-педагогическая поддержка замещающих семей «группы рис-
ка». Из опыта областного государственного учреждения «Социально-реабилита-
ционный центр для несовершеннолетних «Огонек» г. Томска.
132
лучить эту информацию на основе наблюдений за семьей. В этом
случае основная роль отводится специалистам центра, их компе-
тентности в психологических вопросах, желанию помочь.
Квалифицированная психологическая помощь позволяет се-
мьям научиться избегать серьезных внутрисемейных конфликтов,
которые приводят к кризису семьи, и самостоятельно находить
решения и выходы из трудных ситуаций. Происходящее в семьях-
участниках проекта
тских отношений снижает риск повторного социального сиротства
приемных детей.1__
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей