Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:21, реферат

Описание работы

Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемно-
го ребенка можно представить как сложную динамику образования
новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кри-
зисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью
независимо от формы семейного устройства порождает множество
проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой се-
мейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.
С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни
в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками по-
ведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом
привязанности также вносит свои проблемы в становление и разви-
тие замещающей семьи.

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическое сопровождение Word (2).docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

ками службы семьи.

Педагог-пси-

холог

От 30 до

60 мин.

III. Реализация  комплексной индивидуальной программы  сопровождения семьи

1. Консилиум

с участием

специалис-

тов центра

«Семья»,

КСМиД,

приемных

родителей

Анализ

и плани-

рование

деятель-

ности.

Определить основные цели и за-

дачи сопровождения приемной

семьи (составление комплексной

программы сопровождения).

Специалис-

ты Службы

семьи, ма-

теринства

и детства

До

60 мин.

2. Поддержка

семьи в адап-

тационный

период

Наблюде-

ние.

Беседа.

Тестирова-

ние.

Анкетиро-

вание.

1. Изучить и оценить  степень

адаптации ребенка в приемной

семье.

2. Повысить уровень психолого-

педагогических знаний родите-

лей об особенностях адаптации

приемного ребенка и помощь

в безболезненном вхождении  его

в приемную семью.

Соц. педагог,

педагог-пси-

холог, спе-

циалист по

социальной

работе

От 60 до

120 мин./

ед.

3. Консилиум

с участием

специалистов

центра «Се-

мья», КСМиД

Обсужде-

ние.

Анализ.

Корректи-

ровка.

1. Проанализировать процесс

адаптации.

2. Внести изменения в  программу

сопровождения с учетом выяв-

ленных проблем семьи  в период

адаптации.

Специалис-

ты Службы

семьи, ма-

теринства

и детства

От 60 до

120 мин.

129

Вид работы

Форма и

методы

работы

Задачи Исполни-

тели

Регла-

мент

4. Индиви-

дуальное

и групповое

консультиро-

вание

Диагнос-

тика.

Патронаж.

Беседы.

Наблюде-

ние.

Родитель-

ские лек-

тории.

Заседания

Клуба

приемной

семьи.

Занятия.

1. Выявить актуальные проблемы

у приемных родителей и  детей.

2. Изучение внутрисемейных  вза-

имоотношений и условий  содер-

жания и воспитания приемного

ребенка.

3. Скорректировать межличност-

ные, родительско-детские, супру-

жеские отношения и  личностные

проблемы.

4. Обучить навыкам конструктив-

ного общения родителей  с детьми

любого возраста. Организовать

досуг и содействие в удовлетворе-

нии культурных и духовных инте-

ресов членов приемных семей.

Социальный

педагог, педа-

гог-психолог,

специалист

по социаль-

ной работе

60 –

120 мин.

Часто бывает, что замещающие родители отказываются от сво-

их приемных детей – повторное  сиротство. Так, например, практика

работы ОГУ «СРЦН «Огонек» города Томска» свидетельствует об

обострении проблемы отказов, особенно в подростковом возрасте.

Можно обозначить следующие факторы  риска, которые могут при-

вести к этому:

1) неправильное представление приемных  родителей о трудно-

стях, с которыми они столкнутся, и о психологической нагрузке, ко-

торую получат они сами и их кровные  дети;

2) недостаточная информированность  о возрастных и инди-

видуальных особенностях ребенка, направляемого на воспитание

в семью;

3) длительное (или абсолютное) отсутствие  собственных де-

тей;

4) возраст приемных родителей;

5) отсутствие одного из родителей.1

Для предотвращения случаев отказа от приемных семей исполь-

зуется технология реализации проекта по психолого-педагоги-

ческой поддержке замещающих семей «группы риска».

1 Психолого-педагогическая поддержка замещающих семей «группы рис-

ка». Из опыта областного государственного учреждения «Социально-реабилита-

ционный центр для несовершеннолетних «Огонек» г. Томска.

130

На подготовительном этапе ведущая роль отводится специ-

алистам, прежде всего психологам. Их главная задача – __________получить

подробную информацию о семье, наладить добрые, доверительные

отношения. На этом этапе необходимо осуществить следующие

действия:

1) создание банка данных замещающих  семей, имеющих труд-

ности в воспитании приемных детей (вносятся семьи, которые

участвуют в проекте, и которые  будут сопровождаться в дальней-

шем, после его окончания);

2) совместное формирование с  органами опеки и попечительс-

тва целевой группы проекта (потенциальных  участников);

3) выезд в замещающие семьи  с целью отбора «ресурсных»  се-

мей (открытых к общению, желающих улучшить ситуацию в се-

мье), установления контакта с членами  семьи, мотивации на со-

трудничество;

4) диагностика семей (определение  проблемного поля семьи).

Основные принципы организации  диагностических процедур

следующие:

1) выявление представлений каждого  члена семьи о состоянии

и развитии как семьи в целом, так и отдельных ее членов, для  чего

опрашиваются все члены семьи, достигшие 3-х лет, как проживаю-

щие с семьей, так и принимающие  активное участие в ее жизнеде-

ятельности (взрослые кровные дети, бабушки, дедушки);

2) проведение диагностических процедур  в процессе «присо-

единения» к семье через призму включенного наблюдения: иссле-

дование жизни семьи в привычных  домашних условиях во время

посещения семьи.

Данная модель используется как  на этапе подбора семьи, так

и на этапе мониторинга. Исследование осуществляется с помощью

применения одних и тех же психодиагностических методик и  ор-

ганизуется по принципу отслеживания переменных, относящихся

к основным системным семейным показателям: к структуре и мик-

родинамике семьи, к когнитивному, эмоциональному и поведенчес-

кому состоянию членов семьи.

Показатель «структура личности родителей» оценивается толь-

ко один раз.

131

Диагностика состояния семьи и  ее членов также проводится

в процессе групповой, и индивидуальной работы с семьей. Для

проведения диагностики могут  быть использованы такие методики,

как тест Векслера, цветовой тест Люшера, фрустрационный тест

Розенцвейга, факторный личностный опросник Кеттелла, тест ак-

центуаций свойств темперамента, рисуночный тест Сильвера, тест

Тулуз-Пьерона.1

Основной этап реализации проекта включает в себя

1) оказание психологической помощи  через индивидуальное

консультирование родителей и  детей;

2) оказание адресной помощи –  сетевая терапия, которая пред-

полагает работу с сетью общественных контактов подростка пос-

редством составления карты  общественных связей с ребенком,

подготовки сетевой встречи (определение  проблемы, темы встречи

и круга приглашенных из ближайшего окружения ребенка, мотиви-

рование участников на встречу), проведения сетевой встречи и со-

провождения семьи после встречи;

3) организация методической помощи  приемным родителям

в форме обучающих занятий по темам: «Индивидуальность ребен-

ка», «Пространство семьи» и «Понимание родителями конфликт-

ных ситуаций»;

4) проведение тренингов для детей  (1 раз в месяц) по программе

«Коррекционно-педагогическая работа на основе сказкотерапии».

Особенность программы в том, что  к ней можно прибегать при  ре-

шении проблем разного плана  и с разновозрастной аудиторией.

Программа предполагает 2 этапа: педагогический, включающий

чтение сказки и беседу по ее содержанию, и коррекционный, вклю-

чающий распределение ролей  для проигрывания эпизодов сказки,

психогимнастику, собственно психокоррекционную работу;

5) слежение за изменениями в  семье.

На всех этапах проекта большое  значение имеют активное учас-

тие родителей, получаемые от них запросы  о необходимой помощи

и информация о проблемах. Однако специалисты  также могут по-

1 Психолого-педагогическая поддержка замещающих семей «группы рис-

ка». Из опыта областного государственного учреждения «Социально-реабилита-

ционный центр для несовершеннолетних «Огонек» г. Томска.

132

лучить эту информацию на основе наблюдений за семьей. В этом

случае основная роль отводится  специалистам центра, их компе-

тентности в психологических вопросах, желанию помочь.

Квалифицированная психологическая  помощь позволяет се-

мьям научиться избегать серьезных  внутрисемейных конфликтов,

которые приводят к кризису семьи, и самостоятельно находить

решения и выходы из трудных ситуаций. Происходящее в семьях-

участниках проекта восстановление и развитие родительско-де-

тских отношений снижает риск повторного социального сиротства

приемных детей.1__


Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей