Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:21, реферат

Описание работы

Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемно-
го ребенка можно представить как сложную динамику образования
новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кри-
зисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью
независимо от формы семейного устройства порождает множество
проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой се-
мейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.
С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни
в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками по-
ведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом
привязанности также вносит свои проблемы в становление и разви-
тие замещающей семьи.

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическое сопровождение Word (2).docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

ского попечения, прогрессивных изменениях, которые произошли

в нем за время пребывания в детском  учреждении и т. д.

Очень полезно показать фотографии ребенка. Однако нежела-

тельно использовать фотографии, взятые из материалов его дела,

так как, как правило, они устаревшие и малопривлекательные. Ведь

не составит большого труда попросить  работников учреждения

сфотографировать ребенка во время  игры, за любимым занятием,

на прогулке, когда он не напряжен и занят делом.1

Обсуждая с будущими родителями проблемы ребенка или

объясняя трудности, с которыми им придется столкнуться, нужно

очень четко и ясно выражать свои мысли. Нужно стараться подроб-

но объяснить, в чем заключается  суть проблемы, каким образом она

проявляется, какие ситуации в прошлом  ребенка послужили тому

причиной, и как нужно поступать  в таких случаях. Во время подго-

товительного периода вместе с  будущими родителями обсуждают-

ся отдельные важные вопросы, касающиеся ребенка. Следует точно

объяснить, как ребенок завязывает отношения с людьми, может ли

он воспринять откровенные проявления любви и как он будет отно-

ситься к каждому из родителей.

Когда с родителями обсуждается  поведение ребенка, его реак-

ция на те или иные вещи, необходимо говорить о том, почему вы-

брали именно их, почему именно они  смогут помочь этому ребенку.

Нужно всегда стараться быть максимально  честными и открытыми

с будущими родителями и предоставить им всю возможную инфор-

мацию о ребенке, чтобы бы они  могли трезво оценить свои силы

и решить, надо ли двигаться дальше.2

Следующий шаг – это визит  в учреждение, где находится ре-

бенок. Первый показ ребенка проходит в обстановке, когда воспи-

танник не посвящен в ситуацию. Это важное условие соблюдается

для того, чтобы ни одна из заинтересованных сторон не страдала

1 Красницкая Г.С. Как лучше организовать первую встречу с ребенком? Ста-

тья опубликована на сайте: www.innewfamily.ru; Ребенок в приемной семье. Про-

блемы воспитания // Детский  дом. 2004, № 4.

2 Красницкая Г.С. Как лучше организовать первую встречу с ребенком? Ста-

тья опубликована на сайте: www.innewfamily.ru

123

в случае отказа от дальнейшего знакомства. Важно дать возмож-

ность кандидату понаблюдать за ребенком достаточно длительное

время, что позволит ему, кроме впечатлений  о внешних данных

ребенка, получить представление о  его темпераменте, степени

активности, навыках общения, уровне агрессивности (или подат-

ливости), интеллектуальном и физическом развитии. После чего

целесообразно дать возможность осмыслить  полученные впечат-

ления и следующий визит назначить  не ранее, чем через неделю.

Надо отметить, что после такого перерыва не все кандидаты про-

должают отношения с учреждением. У некоторых из них наступа-

ет растерянность и сомнения в том, смогут ли они быть неизменно

терпеливыми, любящими и понимающими  родителями для при-

емного ребенка.1

Если потенциальные замещающие родители не отказались от

своего намерения, то устраивается их первая встреча с ребенком.

Она, как и ближайшие после  нее последующие встречи, проходит

в присутствии или сопровождении  социальных работников. Со зна-

комыми ему людьми ребенок чувствует  себя спокойнее, увереннее,

да и потенциальным родителям  часто трудно найти тему для разго-

вора с воспитанником или  просто чем-то занять своего гостя. Спе-

циалисты, наблюдая и одновременно помогая налаживать отноше-

ния между ними, видят проблемы и достоинства во взаимодействии

членов создаваемой замещающей семьи.

В то же время при последующих  встречах потенциальным

замещающим родителям и ребенку  полезнее общаться и взаи-

модействовать __________уже без свидетелей, ведь это такой же иногда не-

уловимый для наблюдателя, но очень  важный для двоих процесс,

как возникновение дружбы, любви. Кроме  того, ребенок получает

опыт общения и с другими  членами семьи будущих родителей,

определяет свою роль и свою позицию  в системе внутрисемейных

отношений.

Этот же период времени используется для консультаций

и обучения кандидата, с ним подробно обсуждаются результаты

1 Опыт областного государственного учреждения «Социально-реабилита-

ционный центр для несовершеннолетних Асиновского района» Томской  области

по созданию условий семейной заботы для детей, оставшихся без  попечения ро-

дителей.

124

его совместной деятельности с ребенком, обсуждаются наиболее

оптимальные способы решения проблем  в общении, анализиру-

ются трудные ситуации, акцентируется  внимание на типичных

ошибках.

Кроме устных консультаций, на руки будущим  замещающим

родителям передается психологическое  заключение, написанное

ясным и понятным языком, и рекомендации по решению проблем,

связанных с воспитанием конкретного  ребенка. Эти консультации

и заключения проводятся с целью  установки баланса между нуж-

дами ребенка и личными возможностями  семьи. По существу, это

означает, что способ организации  контактов зависит от ребенка,

а частота встреч определяется потенциальными родителями, хотя,

конечно, эти две характеристики взаимозависимы.1

Текущий контроль жизни и развития ребенка осуществляется

в разных формах:

– при встречах с ребенком и  его приемными родителями во вре-

мя отдыха, праздника в детском  доме, при участии детей в коррек-

ционных и реабилитационных занятиях у психолога, при общении

с приемными родителями на семинарах  по проблемам воспитания

и развития детей;

– при посещении замещающей семьи  специалистами (психоло-

гом, педагогом, логопедом, педиатром), через специальное обследо-

вание семьи и ребенка с помощью  анкетирования.

Несомненным достоинством этих форм является простота и яс-

ность вопросов, обращенных к патронатному воспитателю и ребен-

ку. Работа с данными формами  не требует психологических тестов

или медицинского обследования. Содержание форм направлено

на выяснение возможностей, предоставленных  ребенку для жизни

и развития, а также степени их реализации.

Другой путь слежения за развитием  приемного ребенка – диа-

гностика. Первый раз она проводится через 1–1,5 месяца после по-

1 Красницкая Г.С. Как лучше организовать первую встречу с ребенком?

Статья опубликована на сайте: www.innewfamily.ru; Опыт областного государс-

твенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершенно-

летних Асиновского района»  Томской области по созданию условий  семейной

заботы для детей, оставшихся без попечения родителей.

125

мещения ребенка в семью, далее  – раз в полгода и по показаниям

психолога.

Диагностика позволяет выявить  личностные нарушения у вос-

питанника, определить механизмы негативных воздействий на раз-

витие личности ребенка. Диагностику  проводит социальный педа-

гог совместно с психологом по следующим  направлениям:

– диагностика межличностных отношений;

– диагностика внутриличностных проблем  ребенка;

– диагностика реальных психологических  возможностей ре-

бенка.

Одним из критериев эффективности  является разработанное

специалистами детского дома понятие  успешности приемной се-

мьи. Оно включает в себя следующие  составляющие:

– устойчивость (длительность существования, перспектива на-

хождения воспитанника в семье  до совершеннолетия);

– комфортность для воспитанника (бытовая и психологичес-

кая);

– открытость (способность к сотрудничеству с учреждением

в плане воспитания, реабилитации и развития ребенка);

– результативность (эффективность  реабилитационного, разви-

вающего и воспитательного процессов);

– уровень включенности (показатель того, насколько воспитан-

ник чувствует себя членом данной семьи).

Коэффициент успешности каждой из патронатных  семей опре-

делялся __________путем вычисления среднего арифметического от суммы по-

казателей составляющих. Показатель успешности определялся по

трехбалльной шкале (на основании  обследований психологов и со-

циальных педагогов и мониторинга  динамики развития детей):

1 балл – низкий уровень;

2 балла – средний уровень;

3 балла – высокий уровень.

При определении показателей устойчивости и удобства рассмат-

ривались также результаты работы с членами семьи патронатного

воспитателя: семейные социограммы, результаты анкетирования,

личностных тестов и пр.1

1 Шустер Л.А. Из детского дома – в семью // Детский дом. 2004, № 4.

126

Таблица 6

Основные этапы деятельности по сопровождению

замещающей семьи1

Вид работы

Форма и

методы

работы

Задачи Исполни-

тели

Регла-

мент

I. Пропаганда института  приемной семьи

Информа-

ционно-аги-

тационная

работа

1.Взаимо-

действие со

СМИ.

2. Реклам-

ная де-

ятельность

(распро-

странение

буклетов).

3. Инфор-

мационные

встречи.

Проинформировать население  об

институте приемной семьи, юри-

дических и нравственных аспек-

тах ее создания и жизни.

Специалис-

ты Службы

семьи, ма-

теринства

и детства

II. Комплексная  подготовка кандидатов в приемные  родители

1. Первич-

ное консуль-

тирование

1. Первич-

ное интер-

вью с кан-

дидатами

в приемные

родители

1. Установить доверительные  от-

ношения с кандидатами.

2. Получить максимальное  коли-

чество информации о кандидатах.

Выяснить особенности  семьи

кандидатов и их пожеланий  по

приемному ребенку.

Соц. педагог,

педагог-пси-

холог

От 60 до

90 минут

2. Диа-

гностика

кандидатов

в приемные

родители.

1. Изучить эмоционально-лич-

ностные качества кандидатов,

межличностные и супружеские

взаимоотношения.

2. Выявить мотивы принятия  ре-

бенка в семью.

Соц. педагог,

педагог-пси-

холог

От 3 до

6 часов

3. Психо-

логическое

заключение

и консуль-

тация по

результатам

диагнос-

тики

Проанализировать результаты

диагностики, сформулировать

проблемы у кандидатов в прием-

ные __________родители и приемного ребен-

ка, выдать рекомендации.

Педагог-пси-

холог

От 30 до

90 мин.

1 Организация работы с приемными семьями на территории г. о. Чапаевск.

Материалы Министерства по вопросам семьи и демографического развития Са-

марской области.

127

Вид работы

Форма и

методы

работы

Задачи Исполни-

тели

Регла-

мент

2. Патрони-

рование

Наблюде-

ние.

Беседа.

Интервью.

1. Изучить жилищно-бытовые

условия приемной семьи.

2. Взаимодействие между  члена-

ми семьи в естественной обста-

новке.

3. Оценить степень соответствия

информации, предложенной кан-

дидатами во время первичного

консультирования, реальному

положению дел. Выстроить  об-

щение с семьей в целом  и с отде-

льными ее членами.

Специалист

по социаль-

ной работе

и соц. педа-

гог

От 60 до

120 мин.

3. Проведе-

ние психо-

логических

тренингов

Беседа,

дискуссии.

Наблюде-

ние.

Ролевая

игра.

Релакса-

ция.

Арттера-

пия.

Метод

мозгового

штурма.

Психокор-

рекционные

упражне-

ния.

1. Помочь кандидатам реально

осознать проблемы, которые

у них могут возникнуть с прием-

ным ребенком, и реально  оценить

ответственность, которую  они

берут на себя, чтобы принять  на-

иболее взвешенное решение.

2. Вооружить кандидатов  зна-

ниями психологических особен-

ностей детей, оставшихся без

попечения родителей, и навыкам

использования этих знаний в  про-

цессе семейного общения.

3. Подготовить к решению  типич-

ных затруднений внутрисемейных

отношений.

4. Выработать стратегии  взаи-

модействия с кровной  семьей

принимаемого ребенка  при ее

наличии.

5. Помочь осознать различия

в подходах к воспитанию своего

и чужого ребенка, показать пути

решения нестандартных задач

и обучиться им.

6. Сформировать у родителей

умения передавать ответствен-

ность ребенку.

7. Повысить самооценки  роди-

телей и чувства собственного

достоинства. Исправить старые

неэффективные стереотипы вос-

питания.

Педагог-пси-

холог

8 занятий

по

3–4 часа

(группы

8–15 че-

ловек)

128

Вид работы

Форма и

методы

работы

Задачи Исполни-

тели

Регла-

мент

4. Кон-

силиум

с участием

специалис-

тов центра

«Семья»,

КСМиД,

СРЦн

Обсужде-

ние.

Анализ.

Коллеги-

альное

решение.

Проанализировать результаты ра-

боты с семьей кандидатов.

Специалис-

ты Службы

семьи, ма-

теринства

и детства

От 60 до

120 ми-

нут

5. Социаль-

ный патро-

наж

Наблюде-

ние.

Оценить готовность семьи  к при-

нятию ребенка.

Специалист

по социаль-

ной работе

и соц. педа-

гог

От 60 до

120 мин.

6. Заклю-

чительное

консультиро-

вание

Беседа.

Рекоменда-

ции.

1. Выяснить окончательное  ре-

шение, связанное с принятием

ребенка в семью.

2. Выработать стратегии  взаимо-

действия членов семьи  с работни-

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей