Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:21, реферат
Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемно-
го ребенка можно представить как сложную динамику образования
новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кри-
зисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью
независимо от формы семейного устройства порождает множество
проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой се-
мейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.
С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни
в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками по-
ведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом
привязанности также вносит свои проблемы в становление и разви-
тие замещающей семьи.
ского попечения, прогрессивных изменениях, которые произошли
в нем за время пребывания в детском учреждении и т. д.
Очень полезно показать фотографии ребенка. Однако нежела-
тельно использовать фотографии, взятые из материалов его дела,
так как, как правило, они устаревшие и малопривлекательные. Ведь
не составит большого труда попросить работников учреждения
сфотографировать ребенка во время игры, за любимым занятием,
на прогулке, когда он не напряжен и занят делом.1
Обсуждая с будущими родителями проблемы ребенка или
объясняя трудности, с которыми им придется столкнуться, нужно
очень четко и ясно выражать свои мысли. Нужно стараться подроб-
но объяснить, в чем заключается суть проблемы, каким образом она
проявляется, какие ситуации в прошлом ребенка послужили тому
причиной, и как нужно поступать в таких случаях. Во время подго-
товительного периода вместе с будущими родителями обсуждают-
ся отдельные важные вопросы, касающиеся ребенка. Следует точно
объяснить, как ребенок завязывает отношения с людьми, может ли
он воспринять откровенные проявления любви и как он будет отно-
ситься к каждому из родителей.
Когда с родителями обсуждается поведение ребенка, его реак-
ция на те или иные вещи, необходимо говорить о том, почему вы-
брали именно их, почему именно они смогут помочь этому ребенку.
Нужно всегда стараться быть максимально честными и открытыми
с будущими родителями и предоставить им всю возможную инфор-
мацию о ребенке, чтобы бы они могли трезво оценить свои силы
и решить, надо ли двигаться дальше.2
Следующий шаг – это визит в учреждение, где находится ре-
бенок. Первый показ ребенка проходит в обстановке, когда воспи-
танник не посвящен в ситуацию. Это важное условие соблюдается
для того, чтобы ни одна из заинтересованных сторон не страдала
1 Красницкая Г.С. Как лучше организовать первую встречу с ребенком? Ста-
тья опубликована на сайте: www.innewfamily.ru; Ребенок в приемной семье. Про-
блемы воспитания // Детский дом. 2004, № 4.
2 Красницкая Г.С. Как лучше организовать первую встречу с ребенком? Ста-
тья опубликована на сайте: www.innewfamily.ru
123
в случае отказа от дальнейшего знакомства. Важно дать возмож-
ность кандидату понаблюдать за ребенком достаточно длительное
время, что позволит ему, кроме впечатлений о внешних данных
ребенка, получить представление о его темпераменте, степени
активности, навыках общения, уровне агрессивности (или подат-
ливости), интеллектуальном и физическом развитии. После чего
целесообразно дать возможность осмыслить полученные впечат-
ления и следующий визит назначить не ранее, чем через неделю.
Надо отметить, что после такого перерыва не все кандидаты про-
должают отношения с учреждением. У некоторых из них наступа-
ет растерянность и сомнения в том, смогут ли они быть неизменно
терпеливыми, любящими и понимающими родителями для при-
емного ребенка.1
Если потенциальные замещающие родители не отказались от
своего намерения, то устраивается их первая встреча с ребенком.
Она, как и ближайшие после нее последующие встречи, проходит
в присутствии или сопровождении социальных работников. Со зна-
комыми ему людьми ребенок чувствует себя спокойнее, увереннее,
да и потенциальным родителям часто трудно найти тему для разго-
вора с воспитанником или просто чем-то занять своего гостя. Спе-
циалисты, наблюдая и одновременно помогая налаживать отноше-
ния между ними, видят проблемы и достоинства во взаимодействии
членов создаваемой замещающей семьи.
В то же время при последующих встречах потенциальным
замещающим родителям и
модействовать __________уже без свидетелей, ведь это такой же иногда не-
уловимый для наблюдателя, но очень важный для двоих процесс,
как возникновение дружбы, любви. Кроме того, ребенок получает
опыт общения и с другими
членами семьи будущих
определяет свою роль и свою позицию в системе внутрисемейных
отношений.
Этот же период времени используется для консультаций
и обучения кандидата, с ним подробно обсуждаются результаты
1 Опыт областного государственного учреждения «Социально-реабилита-
ционный центр для несовершеннолетних Асиновского района» Томской области
по созданию условий семейной заботы для детей, оставшихся без попечения ро-
дителей.
124
его совместной деятельности с ребенком, обсуждаются наиболее
оптимальные способы решения проблем в общении, анализиру-
ются трудные ситуации, акцентируется внимание на типичных
ошибках.
Кроме устных консультаций, на руки будущим замещающим
родителям передается психологическое заключение, написанное
ясным и понятным языком, и рекомендации по решению проблем,
связанных с воспитанием конкретного ребенка. Эти консультации
и заключения проводятся с целью установки баланса между нуж-
дами ребенка и личными
означает, что способ организации контактов зависит от ребенка,
а частота встреч определяется потенциальными родителями, хотя,
конечно, эти две характеристики взаимозависимы.1
Текущий контроль жизни и развития ребенка осуществляется
в разных формах:
– при встречах с ребенком и его приемными родителями во вре-
мя отдыха, праздника в детском доме, при участии детей в коррек-
ционных и реабилитационных занятиях у психолога, при общении
с приемными родителями на семинарах по проблемам воспитания
и развития детей;
– при посещении замещающей семьи специалистами (психоло-
гом, педагогом, логопедом, педиатром), через специальное обследо-
вание семьи и ребенка с помощью анкетирования.
Несомненным достоинством этих форм является простота и яс-
ность вопросов, обращенных к патронатному воспитателю и ребен-
ку. Работа с данными формами не требует психологических тестов
или медицинского обследования. Содержание форм направлено
на выяснение возможностей, предоставленных ребенку для жизни
и развития, а также степени их реализации.
Другой путь слежения за развитием приемного ребенка – диа-
гностика. Первый раз она проводится через 1–1,5 месяца после по-
1 Красницкая Г.С. Как лучше организовать первую встречу с ребенком?
Статья опубликована на сайте: www.innewfamily.ru; Опыт областного государс-
твенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершенно-
летних Асиновского района» Томской области по созданию условий семейной
заботы для детей, оставшихся без попечения родителей.
125
мещения ребенка в семью, далее – раз в полгода и по показаниям
психолога.
Диагностика позволяет выявить личностные нарушения у вос-
питанника, определить механизмы негативных воздействий на раз-
витие личности ребенка. Диагностику проводит социальный педа-
гог совместно с психологом по следующим направлениям:
– диагностика межличностных
– диагностика внутриличностных проблем ребенка;
– диагностика реальных психологических возможностей ре-
бенка.
Одним из критериев эффективности является разработанное
специалистами детского дома понятие успешности приемной се-
мьи. Оно включает в себя следующие составляющие:
– устойчивость (длительность существования, перспектива на-
хождения воспитанника в семье до совершеннолетия);
– комфортность для воспитанника (бытовая и психологичес-
кая);
– открытость (способность к сотрудничеству с учреждением
в плане воспитания, реабилитации и развития ребенка);
– результативность (эффективность реабилитационного, разви-
вающего и воспитательного процессов);
– уровень включенности (показатель того, насколько воспитан-
ник чувствует себя членом данной семьи).
Коэффициент успешности каждой из патронатных семей опре-
делялся __________путем вычисления среднего арифметического от суммы по-
казателей составляющих. Показатель успешности определялся по
трехбалльной шкале (на основании обследований психологов и со-
циальных педагогов и
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
При определении показателей
ривались также результаты работы с членами семьи патронатного
воспитателя: семейные социограммы, результаты анкетирования,
личностных тестов и пр.1
1 Шустер Л.А. Из детского дома – в семью // Детский дом. 2004, № 4.
126
Таблица 6
Основные этапы деятельности по сопровождению
замещающей семьи1
Вид работы
Форма и
методы
работы
Задачи Исполни-
тели
Регла-
мент
I. Пропаганда института приемной семьи
Информа-
ционно-аги-
тационная
работа
1.Взаимо-
действие со
СМИ.
2. Реклам-
ная де-
ятельность
(распро-
странение
буклетов).
3. Инфор-
мационные
встречи.
Проинформировать население об
институте приемной семьи, юри-
дических и нравственных аспек-
тах ее создания и жизни.
Специалис-
ты Службы
семьи, ма-
теринства
и детства
II. Комплексная
подготовка кандидатов в
1. Первич-
ное консуль-
тирование
1. Первич-
ное интер-
вью с кан-
дидатами
в приемные
родители
1. Установить доверительные от-
ношения с кандидатами.
2. Получить максимальное коли-
чество информации о кандидатах.
Выяснить особенности семьи
кандидатов и их пожеланий по
приемному ребенку.
Соц. педагог,
педагог-пси-
холог
От 60 до
90 минут
2. Диа-
гностика
кандидатов
в приемные
родители.
1. Изучить эмоционально-лич-
ностные качества кандидатов,
межличностные и супружеские
взаимоотношения.
2. Выявить мотивы принятия ре-
бенка в семью.
Соц. педагог,
педагог-пси-
холог
От 3 до
6 часов
3. Психо-
логическое
заключение
и консуль-
тация по
результатам
диагнос-
тики
Проанализировать результаты
диагностики, сформулировать
проблемы у кандидатов в прием-
ные __________родители и приемного ребен-
ка, выдать рекомендации.
Педагог-пси-
холог
От 30 до
90 мин.
1 Организация работы с приемными семьями на территории г. о. Чапаевск.
Материалы Министерства по вопросам семьи и демографического развития Са-
марской области.
127
Вид работы
Форма и
методы
работы
Задачи Исполни-
тели
Регла-
мент
2. Патрони-
рование
Наблюде-
ние.
Беседа.
Интервью.
1. Изучить жилищно-бытовые
условия приемной семьи.
2. Взаимодействие между члена-
ми семьи в естественной обста-
новке.
3. Оценить степень соответствия
информации, предложенной кан-
дидатами во время первичного
консультирования, реальному
положению дел. Выстроить об-
щение с семьей в целом и с отде-
льными ее членами.
Специалист
по социаль-
ной работе
и соц. педа-
гог
От 60 до
120 мин.
3. Проведе-
ние психо-
логических
тренингов
Беседа,
дискуссии.
Наблюде-
ние.
Ролевая
игра.
Релакса-
ция.
Арттера-
пия.
Метод
мозгового
штурма.
Психокор-
рекционные
упражне-
ния.
1. Помочь кандидатам реально
осознать проблемы, которые
у них могут возникнуть с прием-
ным ребенком, и реально оценить
ответственность, которую они
берут на себя, чтобы принять на-
иболее взвешенное решение.
2. Вооружить кандидатов зна-
ниями психологических особен-
ностей детей, оставшихся без
попечения родителей, и навыкам
использования этих знаний в про-
цессе семейного общения.
3. Подготовить к решению типич-
ных затруднений внутрисемейных
отношений.
4. Выработать стратегии взаи-
модействия с кровной семьей
принимаемого ребенка при ее
наличии.
5. Помочь осознать различия
в подходах к воспитанию своего
и чужого ребенка, показать пути
решения нестандартных задач
и обучиться им.
6. Сформировать у родителей
умения передавать ответствен-
ность ребенку.
7. Повысить самооценки роди-
телей и чувства собственного
достоинства. Исправить старые
неэффективные стереотипы вос-
питания.
Педагог-пси-
холог
8 занятий
по
3–4 часа
(группы
8–15 че-
ловек)
128
Вид работы
Форма и
методы
работы
Задачи Исполни-
тели
Регла-
мент
4. Кон-
силиум
с участием
специалис-
тов центра
«Семья»,
КСМиД,
СРЦн
Обсужде-
ние.
Анализ.
Коллеги-
альное
решение.
Проанализировать результаты ра-
боты с семьей кандидатов.
Специалис-
ты Службы
семьи, ма-
теринства
и детства
От 60 до
120 ми-
нут
5. Социаль-
ный патро-
наж
Наблюде-
ние.
Оценить готовность семьи к при-
нятию ребенка.
Специалист
по социаль-
ной работе
и соц. педа-
гог
От 60 до
120 мин.
6. Заклю-
чительное
консультиро-
вание
Беседа.
Рекоменда-
ции.
1. Выяснить окончательное ре-
шение, связанное с принятием
ребенка в семью.
2. Выработать стратегии взаимо-
действия членов семьи с работни-
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей