Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:21, реферат

Описание работы

Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемно-
го ребенка можно представить как сложную динамику образования
новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кри-
зисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью
независимо от формы семейного устройства порождает множество
проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой се-
мейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.
С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни
в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками по-
ведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом
привязанности также вносит свои проблемы в становление и разви-
тие замещающей семьи.

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическое сопровождение Word (2).docx

— 66.71 Кб (Скачать файл)

в) желание иметь второго ребенка (при невозможности иметь

собственных);

г) неистраченный родительский ресурс (свои дети выросли, хо-

чется воспитать еще детей);

д) желание кровного ребенка иметь  брата (сестру);

е) потеря кровного ребенка, желание  восполнить утрату;

ж) совместное воспитание ребенка  в повторном браке;

з) трудоустройство, желание иметь  работу, профессиональная

самореализация (для профессиональной замещающей семьи).1

При положительном результате психодиагностики кандидаты

в приемные родители проходят первичное  обучение при районном

1 Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья – институт защиты

детства: методические рекомендации. – М.: Государственный НИИ семьи  и вос-

питания, 2000.

116

центре социальной помощи семье  и детям по психолого-педагоги-

ческим, медицинским и правовым вопросам.

Следующей стадией является подготовка заключения о возмож-

ности стать приемными родителями. Она осуществляется на осно-

вании документов, представленных кандидатами  инспекторам по

защите прав детей в течение 20 дней. Затем наступает стадия помо-

щи кандидатам в приемные родители в подборе детей.1

Следующая стадия – подготовка материалов на детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения  родителей, выбранных к переда-

че в замещающие семьи. Учреждения, из которых передаются дети,

подготавливают информацию о педагогических, психологических,

личностных особенностях ребенка, отражающую наиболее яркие

черты его индивидуальности.2

Специалисты отмечают, что почти  все воспитанники стремятся

к семейной жизни, но в разной степени. В первую очередь в число

кандидатов в семейную группу включаются дети,

1) общественный статус которых  позволяет передать их во вре-

менную семью;

2) имеющие положительную динамику  в развитии;

3) дошкольники, так как семья  для них является наиболее  при-

емлемой и щадящей средой проживания;

4) болезненно переносящие условия  стационара, что отражает-

ся не только на психике, но и на общем соматическом состоянии.

Выбор ребенка для определенной замещающей семьи осущест-

вляют на консилиуме специалисты, хорошо знающие особенности

ребенка и работающие с ним. Кроме  того, учитываются мотивы

и пожелания кандидата в родители (воспитатели).3

После этого начинается уже собственно формирование замеща-

ющей семьи, в процессе которого выделяют следующие этапы пси-

холого-педагогического сопровождения.

1 Хрусталькова Н.А. Система комплексного сопровождения профессиональ-

но-замещающей семьи // Педагогика. 2007, № 2.

2 Там же.

3 Опыт областного государственного учреждения «Социально-реабилита-

ционный центр для несовершеннолетних Асиновского района» Томской  области

по созданию условий семейной заботы для детей, оставшихся без  попечения ро-

дителей.

117

Первый этап – обучение кандидатов в приемные родители.

Начинать обучение приемных родителей  целесообразно еще до

их знакомства с будущими приемными  детьми. Это могут быть заня-

тия в «школе приемного родителя», семинары-практикумы и т. д.

Основная цель данных занятий –  помочь будущим родителям

сделать серьезный и важный шаг  в своей жизни, сделать его  не под

эмоциональным воздействием от встречи  с детьми-сиротами, от

посещения детского дома, а на основании  твердого решения, осоз-

нанного выбора. На первом этапе обучения важно сформировать

установку – быть успешными приемными  родителями. На этом

этапе мы совмещаем отбор и подготовку кандидатов в приемные

родители.

Часть занятий проводят сами приемные родители. Психолог на

данном этапе выступает как  в роли обучающего, так и в роли на-

блюдателя, исследователя. Он старается  установить уровень психо-

логического здоровья семьи и каждого  ее члена.

Приемный родитель один в двух лицах: воспитатель (в привыч-

ном понимании) и родитель. Приемные родители обеспечивают

реализацию задач социализации детей, организуют их жизнеде-

ятельность, заботятся об удовлетворении всех их жизненных пот-

ребностей. Как воспитатели они  дисциплинируют детей, обучают

различным социальным навыкам, организуют воспитывающую,

обучающую среду.

Задача специалиста не только рассказать будущим приемным

родителям о реальных трудностях и  проблемах, которые их ждут,

погрузить в теорию воспитания. Знаний мало, нужно сформировать

у приемных родителей потребность  быть субъектом сопровожде-

ния своей приемной семьи, на основе полученных знаний и соот-

ветствующих умений добиваться поэтапно поставленных целей по

обучению и воспитанию.

Особое внимание уделяется правовым вопросам. Кандидаты

в приемные родители подробно знакомятся с действующим законо-

дательством в отношении приемных семей и другими правовыми

актами.

Второй этап – проверка способности замещающей семьи

быть успешной.

118

Замещающая семья будет успешной, если причины, побудившие

ее взять ребенка, оставшегося  без попечения родителей, основыва-

ются на гуманистических идеалах, на нравственных ориентациях

семьи. Для этих людей часто смысл  жизни состоит в сохранении

нравственных принципов, и именно такие люди, как показывает

опыт, наиболее успешные приемные родители.

Третий этап – разработка индивидуальной программы ком-

плексного сопровождения  приемной семьи.

Итак, приемные родители приняли решение  взять приемного

ребенка в свою семью, ребенок решил  стать приемным (изменить

уже ставший привычным образ  жизни), органы опеки, специалис-

ты внешней службы сопровождения  дали согласие на образование

замещающей семьи.

При разработке программ сопровождения  приемной семьи осо-

бое внимание необходимо обратить:

– на участие приемных родителей  в ее разработке;

– на осознание каждым из субъектов  сопровождения своей мис-

сии в процессе динамического развития системы «замещающая

семья – приемный ребенок» и системы  «субъекты сопровождения

замещающей семьи – приемная семья»;

– на психологическую поддержку  приемных родителей (сомне-

вающихся в правильности своего решения, опасающихся из-за от-

сутствия опыта);

– на характер изменений в семейной системе в процессе адапта-

ции и социализации приемного ребенка;

– на возможность усложнения ситуации из-за неполной переда-

чи информации, ее достоверности; на возможную нехватку време-

ни для отдыха и релаксации;

– на прогноз отношений между  приемными и биологическими

родителями.

В данном периоде уделяется пристальное  внимание изменени-

ям в семье. Важно своевременное  решение следующих вопросов,

что может предотвратить неблагоприятный  исход кризисных эта-

пов в развитии семьи:

– непрофессиональное внешнее сопровождение;

119

– недостаточная изученность семьи  и недостаточное прогнози-

рование вариантов ее развития;

– неналаженные отношения между  приемными и биологичес-

кими родителями;

– игнорирование роли приемного  отца;

– несложившиеся взаимоотношения  приемного ребенка и род-

ных детей приемных родителей (особенно когда приемный ребенок

старше родного);

– кризисные периоды развития приемного  ребенка;

– отрицательная роль общественного  окружения как приемной

семьи в целом, так и приемного  ребенка в частности.

Сложным вопросом является подготовка специалистов, осу-

ществляющих сопровождение, которые  должны реально помогать

семье на профессиональном уровне, и  быть с ней в контакте. Необ-

ходима переподготовка и повышение  квалификации специалистов

(психологов, социальных педагогов)  для работы с замещающими

семьями, возможно, в системе дополнительного  образования.

Четвертый этап – обучение приемных родителей с учетом

сформированных установок, реальной ситуации и потребнос-

тей ребенка.

На этом этапе успешное обучение замещающих родителей за-

висит от правильного выбора формы  обучения и дидактического

материала. Особое внимание уделяется  навыкам терапии супру-

жеских, родительских и детских  отношений и отношений между

детьми. Обучающая модель строится на этапах: мотивация – целе-

вые установки – инструктивные  программы – обучение навыкам.

Важно, чтобы родители ощутили помощь в решении их проблем,

сами приняли активное участие. То есть родители как субъекты

сопровождения реализуют идею «от  помощи к самопомощи».

Цели обучения: возникновение сплоченности, адаптивности

и конструктивности в общении всех членов семьи, укрепление

и развитие семьи.

Основные условия для родителей: современные научные знания

о семье, интерес к обучению, толерантность, умение вести дискус-

сию, легко вступать в общение, проявлять  сочувствие.

120

Особое внимание в ходе обучения обращают: на сопротивление

изменениям в семейной системе, на стили воспитания или стили

общения в семье, на объективные  стрессовые факторы, на отноше-

ния между приемной и биологической  семьей, на коммуникатив-

ные умения членов приемной семьи.

На данном этапе также реализуется  идея обучения родителей

в контексте: «Родитель как учитель  своих детей».

Родителей учат применять простейшие схемы стратегического

планирования: определение (описание) проблемы; формирование

видения своих действий и реальных возможностей решения про-

блемы; формирование команды по ее решению (родитель знает, что

он не один с проблемой); уметь  обсудить и выработать (в группе)

цели, задачи по решению проблемы, оценить каждый шаг на пути

к достижению цели по критериям (конкретность, срок исполнения,

результативность); уметь для решения  каждой из задач составить

план конкретных мероприятий (действий); знать организацию кон-

троля за реализацией мероприятий.

Такой подход к обучению приемных родителей положительно

влияет на формирование опыта сотрудничества приемных родите-

лей и специалистов сопровождения.

Пятый этап – оценка приемной семьи как субъекта сопро-

вождения.

Оценка уровня профессионализма замещающих родителей

при выполнении ими их роли. Общая  оценка выводится на основе

обобщения оценок: замещающих родителей, приемного ребенка,

специалистов службы сопровождения, органов опеки и попечи-

тельства, общественных организаций. В ряде территорий огра-

ничиваются оценкой специалистов службы сопровождения и ор-

ганов опеки и попечительства, которые  приводят к соответствию

между собой.

Периодичность оценок может быть следующей: через три не-

дели пребывания ребенка в приемной семье, через 6 месяцев пре-

бывания ребенка в приемной семье, далее __________соответственно – через

9 месяцев, 12 месяцев, 18 месяцев, 24 месяца, и далее через каждые

6 месяцев проживания ребенка  в приемной семье.

121

Кроме того, специальная медико-психолого-педагогическая

комиссия проводит дополнительное обследование в соответствии

с индивидуальной программой реабилитации: для детей, имеющих

отклонения в развитии, – не реже одного раза в год; для детей, не

имеющих отклонений, – после первого  года жизни в замещающей

семье, в возрасте шести лет (перед  поступлением в школу), по окон-

чании обучения в 1-м классе, по окончании  начальной школы, пос-

ле 12–13 лет.

В случае проживания ребенка в замещающей семье до совер-

шеннолетия, с его 15-летнего возраста, происходит ежегодное уточ-

нение и корректировка его индивидуального  плана. Эта ситуация

может закончиться усыновлением или  продолжением проживания

в семье. После совершеннолетия  ребенок может начать проживать

самостоятельно.1

Роль специалиста состоит в  идентификации оценок, а также

в организации полноценного процесса оценивания: совмещение

сбора информации с ее анализом и  интерпретацией.

Знакомство ребенка со своей  будущей замещающей семьей

должно осуществляться постепенно, шаг за шагом. При этом ни

в коем случае нельзя оказывать давление ни на одну из сторон с це-

лью ускорения процесса.

Практика показывает, что продолжительность  самого знакомс-

тва может варьироваться от одного контакта до серии встреч, растя-

нувшихся на многие месяцы. Часто  это определяется чисто практи-

ческими соображениями.

Главной задачей на подготовительном этапе является ознаком-

ление потенциальных приемных родителей  с реальной и достовер-

ной информацией о ребенке. Как  показывает опыт, персонифици-

рованная информация о детях-сиротах, личное знакомство с ними

намного чаще и быстрее побуждает  людей связать свою судьбу

с судьбой одного или нескольких таких детей, стать опекунами,

усыновителями, воспитателями приемной семьи или патронатны-

ми воспитателями. Поэтому семье  должны быть предоставлены

все известные сведения: о состоянии  здоровья, физическом и умс-

1 Хрусталькова Н.А. Система комплексного сопровождения профессиональ-

но-замещающей семьи // Педагогика, 2007. № 2.

122

твенном развитии, особенностях характера  ребенка, о его кровных

родителях, о причинах, по которым  ребенок остался без родитель-

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей