Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:21, реферат
Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемно-
го ребенка можно представить как сложную динамику образования
новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кри-
зисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью
независимо от формы семейного устройства порождает множество
проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой се-
мейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей.
С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни
в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками по-
ведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом
привязанности также вносит свои проблемы в становление и разви-
тие замещающей семьи.
в) желание иметь второго ребенка (при невозможности иметь
собственных);
г) неистраченный родительский ресурс (свои дети выросли, хо-
чется воспитать еще детей);
д) желание кровного ребенка иметь брата (сестру);
е) потеря кровного ребенка, желание восполнить утрату;
ж) совместное воспитание ребенка в повторном браке;
з) трудоустройство, желание иметь работу, профессиональная
самореализация (для профессиональной замещающей семьи).1
При положительном результате психодиагностики кандидаты
в приемные родители проходят первичное обучение при районном
1 Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья – институт защиты
детства: методические рекомендации. – М.: Государственный НИИ семьи и вос-
питания, 2000.
116
центре социальной помощи семье и детям по психолого-педагоги-
ческим, медицинским и правовым вопросам.
Следующей стадией является подготовка заключения о возмож-
ности стать приемными родителями. Она осуществляется на осно-
вании документов, представленных кандидатами инспекторам по
защите прав детей в течение 20 дней. Затем наступает стадия помо-
щи кандидатам в приемные родители в подборе детей.1
Следующая стадия – подготовка материалов на детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, выбранных к переда-
че в замещающие семьи. Учреждения, из которых передаются дети,
подготавливают информацию о педагогических, психологических,
личностных особенностях ребенка, отражающую наиболее яркие
черты его индивидуальности.2
Специалисты отмечают, что почти все воспитанники стремятся
к семейной жизни, но в разной степени. В первую очередь в число
кандидатов в семейную группу включаются дети,
1) общественный статус которых позволяет передать их во вре-
менную семью;
2) имеющие положительную
3) дошкольники, так как семья для них является наиболее при-
емлемой и щадящей средой проживания;
4) болезненно переносящие
ся не только на психике, но и на общем соматическом состоянии.
Выбор ребенка для определенной замещающей семьи осущест-
вляют на консилиуме специалисты, хорошо знающие особенности
ребенка и работающие с ним. Кроме того, учитываются мотивы
и пожелания кандидата в родители (воспитатели).3
После этого начинается уже собственно формирование замеща-
ющей семьи, в процессе которого выделяют следующие этапы пси-
холого-педагогического
1 Хрусталькова Н.А. Система комплексного сопровождения профессиональ-
но-замещающей семьи // Педагогика. 2007, № 2.
2 Там же.
3 Опыт областного государственного учреждения «Социально-реабилита-
ционный центр для несовершеннолетних Асиновского района» Томской области
по созданию условий семейной заботы для детей, оставшихся без попечения ро-
дителей.
117
Первый этап – обучение кандидатов в приемные родители.
Начинать обучение приемных родителей целесообразно еще до
их знакомства с будущими приемными детьми. Это могут быть заня-
тия в «школе приемного родителя», семинары-практикумы и т. д.
Основная цель данных занятий – помочь будущим родителям
сделать серьезный и важный шаг в своей жизни, сделать его не под
эмоциональным воздействием от встречи с детьми-сиротами, от
посещения детского дома, а на основании твердого решения, осоз-
нанного выбора. На первом этапе обучения важно сформировать
установку – быть успешными приемными родителями. На этом
этапе мы совмещаем отбор и подготовку кандидатов в приемные
родители.
Часть занятий проводят сами приемные родители. Психолог на
данном этапе выступает как в роли обучающего, так и в роли на-
блюдателя, исследователя. Он старается установить уровень психо-
логического здоровья семьи и каждого ее члена.
Приемный родитель один в двух лицах: воспитатель (в привыч-
ном понимании) и родитель. Приемные родители обеспечивают
реализацию задач социализации детей, организуют их жизнеде-
ятельность, заботятся об удовлетворении всех их жизненных пот-
ребностей. Как воспитатели они дисциплинируют детей, обучают
различным социальным навыкам, организуют воспитывающую,
обучающую среду.
Задача специалиста не только рассказать будущим приемным
родителям о реальных трудностях и проблемах, которые их ждут,
погрузить в теорию воспитания. Знаний мало, нужно сформировать
у приемных родителей потребность быть субъектом сопровожде-
ния своей приемной семьи, на основе полученных знаний и соот-
ветствующих умений добиваться поэтапно поставленных целей по
обучению и воспитанию.
Особое внимание уделяется правовым вопросам. Кандидаты
в приемные родители подробно знакомятся с действующим законо-
дательством в отношении приемных семей и другими правовыми
актами.
Второй этап – проверка способности замещающей семьи
быть успешной.
118
Замещающая семья будет
ее взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, основыва-
ются на гуманистических идеалах, на нравственных ориентациях
семьи. Для этих людей часто смысл жизни состоит в сохранении
нравственных принципов, и именно такие люди, как показывает
опыт, наиболее успешные приемные родители.
Третий этап – разработка индивидуальной программы ком-
плексного сопровождения приемной семьи.
Итак, приемные родители приняли решение взять приемного
ребенка в свою семью, ребенок решил стать приемным (изменить
уже ставший привычным образ жизни), органы опеки, специалис-
ты внешней службы сопровождения дали согласие на образование
замещающей семьи.
При разработке программ сопровождения приемной семьи осо-
бое внимание необходимо обратить:
– на участие приемных родителей в ее разработке;
– на осознание каждым из субъектов сопровождения своей мис-
сии в процессе динамического развития системы «замещающая
семья – приемный ребенок» и системы «субъекты сопровождения
замещающей семьи – приемная семья»;
– на психологическую поддержку приемных родителей (сомне-
вающихся в правильности своего решения, опасающихся из-за от-
сутствия опыта);
– на характер изменений в семейной системе в процессе адапта-
ции и социализации приемного ребенка;
– на возможность усложнения ситуации из-за неполной переда-
чи информации, ее достоверности; на возможную нехватку време-
ни для отдыха и релаксации;
– на прогноз отношений между приемными и биологическими
родителями.
В данном периоде уделяется пристальное внимание изменени-
ям в семье. Важно своевременное решение следующих вопросов,
что может предотвратить
пов в развитии семьи:
– непрофессиональное внешнее сопровождение;
119
– недостаточная изученность
рование вариантов ее развития;
– неналаженные отношения между приемными и биологичес-
кими родителями;
– игнорирование роли приемного отца;
– несложившиеся взаимоотношения приемного ребенка и род-
ных детей приемных родителей (особенно когда приемный ребенок
старше родного);
– кризисные периоды развития приемного ребенка;
– отрицательная роль общественного окружения как приемной
семьи в целом, так и приемного ребенка в частности.
Сложным вопросом является подготовка специалистов, осу-
ществляющих сопровождение, которые должны реально помогать
семье на профессиональном уровне, и быть с ней в контакте. Необ-
ходима переподготовка и повышение квалификации специалистов
(психологов, социальных педагогов) для работы с замещающими
семьями, возможно, в системе дополнительного образования.
Четвертый этап – обучение приемных родителей с учетом
сформированных установок, реальной ситуации и потребнос-
тей ребенка.
На этом этапе успешное обучение замещающих родителей за-
висит от правильного выбора формы обучения и дидактического
материала. Особое внимание уделяется навыкам терапии супру-
жеских, родительских и детских отношений и отношений между
детьми. Обучающая модель строится на этапах: мотивация – целе-
вые установки – инструктивные программы – обучение навыкам.
Важно, чтобы родители ощутили помощь в решении их проблем,
сами приняли активное участие. То есть родители как субъекты
сопровождения реализуют идею «от помощи к самопомощи».
Цели обучения: возникновение сплоченности, адаптивности
и конструктивности в общении всех членов семьи, укрепление
и развитие семьи.
Основные условия для
о семье, интерес к обучению, толерантность, умение вести дискус-
сию, легко вступать в общение, проявлять сочувствие.
120
Особое внимание в ходе обучения обращают: на сопротивление
изменениям в семейной системе, на стили воспитания или стили
общения в семье, на объективные стрессовые факторы, на отноше-
ния между приемной и биологической семьей, на коммуникатив-
ные умения членов приемной семьи.
На данном этапе также реализуется идея обучения родителей
в контексте: «Родитель как учитель своих детей».
Родителей учат применять простейшие схемы стратегического
планирования: определение (описание) проблемы; формирование
видения своих действий и реальных возможностей решения про-
блемы; формирование команды по ее решению (родитель знает, что
он не один с проблемой); уметь обсудить и выработать (в группе)
цели, задачи по решению проблемы, оценить каждый шаг на пути
к достижению цели по критериям (конкретность, срок исполнения,
результативность); уметь для решения каждой из задач составить
план конкретных мероприятий (действий); знать организацию кон-
троля за реализацией мероприятий.
Такой подход к обучению приемных родителей положительно
влияет на формирование опыта сотрудничества приемных родите-
лей и специалистов сопровождения.
Пятый этап – оценка приемной семьи как субъекта сопро-
вождения.
Оценка уровня профессионализма замещающих родителей
при выполнении ими их роли. Общая оценка выводится на основе
обобщения оценок: замещающих родителей, приемного ребенка,
специалистов службы сопровождения, органов опеки и попечи-
тельства, общественных организаций. В ряде территорий огра-
ничиваются оценкой
ганов опеки и попечительства, которые приводят к соответствию
между собой.
Периодичность оценок может быть следующей: через три не-
дели пребывания ребенка в приемной семье, через 6 месяцев пре-
бывания ребенка в приемной семье, далее __________соответственно – через
9 месяцев, 12 месяцев, 18 месяцев, 24 месяца, и далее через каждые
6 месяцев проживания ребенка в приемной семье.
121
Кроме того, специальная медико-психолого-
комиссия проводит дополнительное обследование в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации: для детей, имеющих
отклонения в развитии, – не реже одного раза в год; для детей, не
имеющих отклонений, – после первого года жизни в замещающей
семье, в возрасте шести лет (перед поступлением в школу), по окон-
чании обучения в 1-м классе, по окончании начальной школы, пос-
ле 12–13 лет.
В случае проживания ребенка в замещающей семье до совер-
шеннолетия, с его 15-летнего возраста, происходит ежегодное уточ-
нение и корректировка его
может закончиться усыновлением или продолжением проживания
в семье. После совершеннолетия ребенок может начать проживать
самостоятельно.1
Роль специалиста состоит в идентификации оценок, а также
в организации полноценного процесса оценивания: совмещение
сбора информации с ее анализом и интерпретацией.
Знакомство ребенка со своей будущей замещающей семьей
должно осуществляться постепенно, шаг за шагом. При этом ни
в коем случае нельзя оказывать давление ни на одну из сторон с це-
лью ускорения процесса.
Практика показывает, что продолжительность самого знакомс-
тва может варьироваться от одного контакта до серии встреч, растя-
нувшихся на многие месяцы. Часто это определяется чисто практи-
ческими соображениями.
Главной задачей на подготовительном этапе является ознаком-
ление потенциальных приемных родителей с реальной и достовер-
ной информацией о ребенке. Как показывает опыт, персонифици-
рованная информация о детях-сиротах, личное знакомство с ними
намного чаще и быстрее побуждает людей связать свою судьбу
с судьбой одного или нескольких таких детей, стать опекунами,
усыновителями, воспитателями приемной семьи или патронатны-
ми воспитателями. Поэтому семье должны быть предоставлены
все известные сведения: о состоянии здоровья, физическом и умс-
1 Хрусталькова Н.А. Система комплексного сопровождения профессиональ-
но-замещающей семьи // Педагогика, 2007. № 2.
122
твенном развитии, особенностях характера ребенка, о его кровных
родителях, о причинах, по которым ребенок остался без родитель-
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей