Пути формирования грамматического строя речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Грамматический строй родного языка.
Значение его усвоения для речевого развития детей.
Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.
Пути формирования грамматической стороны речи у детей.

Файлы: 1 файл

Грамматический строй родного языка.docx

— 64.35 Кб (Скачать файл)

На занятиях дети учатся изменять слова (морфологии), строить предложения (синтаксису) и образовывать формы  слов (словообразованию).

Конспект занятия в средней  группе "Грамматический строй речи"

Программное содержание:

1.     Учить детей понимать  и правильно использовать в  речи предлоги «в», «на», «под»,  «за», «из»; образовывать формы единственного  и множественного числа глагола  «хотеть»;

2.     Продолжать учить  согласовывать прилагательные с  существительными в роде и  числе;

3.     Совершенствовать умение  образовывать наименования детенышей  животных в именительном и  косвенных падежах;

4.     Закреплять правильное  произношение звука [ж] в словах  и фразах;

5.     Развивать речь, внимание, фонематический слух.

6.     Воспитывать желание  заниматься.

Ход занятия:

1. Играли однажды на полянке  медвежонок, зайчонок и ежонок. Вдруг  услышали они, что кто-то жужжит: «ж-ж-ж». Испугались зверята и  спрятались. Медвежонок спрятался  за елку, ежонок под елку, а  зайчонок запрыгнул на пенек.

Вопросы к детям: Куда спрятался  медвежонок? (за елку). Ежонок? Куда запрыгнул  зайчонок? (на пенек).

2. Пришли на полянку ежиха,  зайчиха, медведица, ищут своих  детенышей. Кого ищет медведица,  зайчиха, ежиха? Куда спрятался  медвежонок? Зайчонок? Ежонок? Дети  помогают найти детенышей.

3. Ребята, почему спрятались детеныши? Детеныши спрятались, потому что  испугались. Кого испугались зверята?  А знаете кто жужжал? Жук. А  как вы думаете, где жук?  Где он может спрятаться? Жук  спрятался в траве. Где жук? (в траве). Находим жука. Как жужжит  жук? (хоровые и индивидуальные  ответы).

4. Ребята, жук хочет поиграть  с вами в прятки! Дидактическая  игра «Спрячь жука».

5. Физминутка:

Ребята, я хочу немного подвигаться, а вы хотите? Встали в хоровод.

Жук веселый зажужжал,

Крылышками замахал.

Весело летит по кругу,

Созывает детвору.

Жук устал ,

Сложил он крылья,

И на стулик он присел.

6. Воспитатель называет слова  «жжжук», «жжжужжжит».

Какой звук слышится в этих словах?

7. Послушайте маленькое стихотворение:

Есть иголки у ежа,

Клюв и крылья у стрижа,

Молоко дадим ежу,

Крошки вкусные – стрижу,

-  У кого есть иголки? (у  ежа.);

- У кого есть клюв и крылья? (у стрижа);

-  Кому дадим молока? (ежу);

-   Кому дадим вкусных крошек? (стрижу).

Хоровые и индивидуальные повторения.

7. Ребята, жук хочет загадать  загадки. Угадайте, про кого он  говорит:

- Рыжая,   это  кто? (лисица);

- Рыжий? (лисенок);                     Рыжий хвост,

- Колючий? (ежонок);                  Пушистый мех,

- Колючая? (ежиха).                     Нет в лесу хитрей зверей   (лиса)

8. Воспитатель показывает картинки  с изображением детенышей животных.

Вопросы к детям:

- Это кто? (котята);

- Не стало кого? (котят); (щенята - щенят; лисята - лисят...)

9. Итог занятия.

Методика формирования морфологической стороны речи

Младший дошкольный возраст.

К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких  грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего  разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвертом году ребенок ориентируется  на первоначальную форму слова, что  связано с усвоением категории  рода. При правильном определении  родовой принадлежности существительного ребенок правильно изменяет его, при ошибочном – допускает  ошибки («кошка поймала мыша», «я хочу хлебушка с солем»). Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа «можу» вместо могу (отмочь); «не пустю» вместо не пущу (отпускать); «возъмил» вместо взял (от взять). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения.

В младших группах существенное место занимает работа над развитием  понимания грамматических форм и  употреблением их в речи. Детей  следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические  ошибки.

Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными  в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.

Воспитатель  определяет, какая  программная задача является основной: если обучение грамматике, то словарная  задача решается параллельно, и наоборот. Так, при закреплении наименований животных и их детенышей можно  упражнять детей в образовании  множественного числа существительных, обозначающих детенышей: заяц – зайчата, лиса – лисята, волк – волчата.

В методике следует предусмотреть  связь грамматических форм с реальными  жизненными отношениями или их имитацией  с помощью игрушек и изображений  на картинках, а также неоднократные  упражнения с целью закрепления  навыков.

Занятия в младших группах по большей части проводятся с игрушками.

С целью понимания и правильного  употребления предлогов с пространственным значением (в, на, за, около, под) можно  использовать игру «Что изменилось?» (игрушки: стол, кукла). Вначале детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола (понимание значения предлогов). Затем воспитатель меняет местоположение куклы (за столом, на столе, под столом), а дети отгадывают, что  изменилось, употребляя предлоги и  изменяя по падежам слово стол. Активизация предлогов с пространственным значением одновременно подводит ребенка  к употреблению падежных форм.

Для усвоения предлогов и падежей  проводится игра в прятки.

К детям пришла кукла Маша. Она  хочет поиграть с ними в прятки: «Давайте поиграем, вы будете прятаться, а я искать. Прячьтесь скорее!»

Воспитатель подсказывает детям, куда спрятаться, а Маша отгадывает.

Воспитатель: «Коля, спрячься под стол, а ты, Юра, встань около шкафа. Таня пусть спрячется за ширму, Света  – за дверь». (Предлоги выделяются голосом.)

Машенька (ищет): «Где же Коля? Он под  столом, Юра – около шкафа, Таня – за ширмой, Света – за дверью». (Предлоги и окончания подчеркиваются голосом.)

Маша: «Теперь я буду прятаться, а вы будете меня искать и говорить, куда я спряталась».

Игру «Угадай, чего не стало?» можно  рекомендовать для усвоения формы  родительного падежа множественного числа  существительных. Поскольку дети делают ошибки в употреблении существительных  во множественном числе, то и игрушек  должно быть больше одной. Вместе с  тем групп игрушек должно быть не больше двух-трех, чтобы внимание ребенка было направлено на правильное изменение слова.

У младших дошкольников вызывает затруднения  употребление формы среднего рода существительных. Для ее усвоения можно рекомендовать  дидактическую игру «Волшебный мешочек», а также рассматривание предметных картинок. Игрушки (соответственно и  картинки) подбирают таким образом, чтобы наряду с существительными среднего рода были существительные  мужского и женского рода

Например, для игры «Волшебный мешочек» подбирают такие игрушки: ведро, яйцо, колесо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика. В ходе игры дети достают игрушки  по одной и отвечают на вопросы: что  это? Какое яблоко? (Красное, круглое, сладкое) Какой мячик? (Красный, круглый, резиновый.)

Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей младшего и среднего возраста. Они предоставляют возможность  изменять положение игрушек, разыгрывать  сценки, употреблять прямую и косвенную  речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков.

В подобных занятиях предусматриваются  дидактическая задача, материал, игровые  действия, ход игры. Для младших  групп игровое правило можно  вычленить не всегда.

Например, в игре в прятки дидактическая  задача – усвоение предлогов и  падежей; игровое действие – игра куклы с детьми: дети прячутся, а  кукла их ищет, и наоборот. Игровое  правило выражено неярко: кукла начинает искать тогда, когда ребенок правильно  выполнил указание взрослого (спрятался  за дверь, встал около шкафа).

Формирование навыков согласования существительных с прилагательными  в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками  и рассматривания, описания.

Методические особенности проведения занятий с малышами заключаются  в том, что трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель. И лишь в тех случаях, когда изменить слово легко, можно  предоставлять детям самостоятельность.

«Котята – это когда их много, а если один? (Котенок) Утята –  это когда их много, а если один?» (Утенок) Обычно в этих случаях ошибок не бывает

Средний дошкольный возраст.

На пятом году жизни у детей  появляется большое количество морфологических  ошибок, обусловленное расширением  сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные  еще нормы правильного изменения  слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается  значительно больше правильных грамматических форм.

Формированию грамматических навыков  помогают возникающая в этом возрасте потребность говорить правильно, прошлый  опыт, развитие у ребенка умений  мобилизовывать  свою память, более осознанно изменять слова, искать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка взрослыми его речевой деятельности («Я правильно сказал?», «А как нужно сказать правильно?»).

В методике обучения на занятиях особой разницы по сравнению с младшими группами нет. Большую роль продолжает играть связь грамматических форм с  жизненными ситуациями, отсюда – необходимость  использования наглядности. Если в  младших группах преимущественно  используются игрушки, то в средней  игрушки и картинки применяются  в равной степени.

На пятом году жизни детям  предоставляется большая самостоятельность  в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались  и раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного  изменения слов с целью предупреждения ошибок.

Программное содержание и методика организации занятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях  дается не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с медвежатами).

В средней группе продолжаются формирование навыков употребления существительных  во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, работа по закреплению представлений  о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.

Дидактическая игра «Что (кого) не стало?»  универсальна для упражнения детей  всех возрастных групп в употреблении существительных во множественном  числе в родительном падеже. В  средней группе подбирают более  трудные слова: туфли – туфель, сапоги – сапог, тапочки – тапочек, валенки – валенок, сандалии –  сандалий.

Для усвоения категории среднего рода проводится рассматривание предметных картинок и игрушек. Воспитатель  спрашивает: «Что это? Ведро какое? Тарелка  какая?» Ребенок называет предмет, подбирает прилагательное, согласуя его с существительным.

С детьми этого возраста можно использовать словесные упражнения.

Большой мальчик. А как можно  сказать про девочку? Какая она?

Что это? (Лимон.) Какой он? (Желтый, кислый, большой, шершавый.)

Затем дети по прилагательному отгадывают предмет, ориентируясь на окончания  слов.

Желтый, кислый, большой, шершавый. Что  это?

Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое. Что это?

Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Что это?

Учить детей правильно употреблять  несклоняемые имена существительные  помогают серии картинок из альбома  О. И. Соловьевой «Говори правильно».

Становлению грамматической стороны  речи способствует художественная литература, содержащая образцы конструкций  предложений, употребления прямой и  косвенной речи, глагольной лексики  и др.

На примере пересказа сказки «Заюшкина  избушка» можно увидеть употребление ребенком разных форм глагола:

·         не плачь, не горюй; поди, лиса, вон!;

·         плачет, плачешь, плакать; гнать, гнали-гнали, не выгнали, выгоню, не выгонишь;

·         лиса –  дразнилась, просится, просила, упрашивала, не выпросила; испугалась, соскочила  с печи, одеваюсь, шубу надеваю;

·         заяц –  плачет, горюет, лапками слезы вытирает; стали жить да поживать.

Даже без специального обучения, слушая или пересказывая сказку, ребенок  интуитивно усваивает формы изменения  глаголов по лицам, числам и временам.

Навыки употребления глаголов закрепляются в играх.

Приведем пример игры на употребление глаголов.

Игра «Мишка, сделай!» (употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, скачи, положи, рисуй, ищи).

В гости к детям приходит медвежонок, он умеет выполнять просьбы, только надо его правильно попросить: «Мишка, ляг, пожалуйста, на бочок!»

Здесь игровое действие может быть критерием правильности речи ребенка.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте завершается  усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили  основные закономерности изменения  и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения.

У детей встречаются ошибки в  чередовании согласных (ухо –  «ухи» вместо уши, «длинноуший» вместо длинноухий), в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи) и сравнительной степени прилагательного (красивее, глубже, слаще, тверже, выше, лучше). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить.

Информация о работе Пути формирования грамматического строя речи