Пути формирования грамматического строя речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Грамматический строй родного языка.
Значение его усвоения для речевого развития детей.
Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.
Пути формирования грамматической стороны речи у детей.

Файлы: 1 файл

Грамматический строй родного языка.docx

— 64.35 Кб (Скачать файл)

В старшем дошкольном возрасте программа  рекомендует знакомить детей  с типичными способами словообразования.

Прежде всего закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие  грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и  детенышей животных и птиц с помощью  суффиксов (грачонок – грачата, снегирь  – снегирята – один и много, но один птенчик – ласточка, синичка, много – ласточки, синички).

Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово  воробьишкой» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой)

В основном при этом используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало».

Более сложная задача – образование  названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок  и других средств. Ребенок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), осмысливать  их, оперировать ими.

Чтобы уточнить, какие профессии  знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии).

В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные  женского рода.

Он летчик – я тоже (летчица). Он плясун – я тоже (плясунья). Он умник – я тоже (умница). И т.д.

Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). «Слова-родственники» должны иметь похожую часть и быть связаны по смыслу.

Одна из задач – научить детей  разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная  степень образуется при помощи суффиксов -ее(-ей), -е-, -те(синтетический способ) и при помощи слов более или  менее (аналитическим способом): чистый – чище – более чистый

Целесообразно проводить небольшие  по продолжительности упражнения (5 – 6 мин):

    на образование прилагательных от основ существительных:

Какое варенье из малины? (Малиновое) из клубники? (Клубничное) из смородины? (Смородиновое)

     на употребление суффиксов  существительных мужского и женского  рода:

Занимается спортом (спортсмен). Играет в футбол (футболист). Катается на лыжах (лыжник). Катается на велосипеде (велосипедист). Хорошо прыгает (прыгун);

·    на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности):

В доме жила коза. Чей дом? (Козий) В  другом доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий) В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий)

Игра – драматизация «Кто пришёл? »

Приходит котёнок, здоровается  с детьми.

- Кто к нам пришёл? (Котёнок).

 

- Как назовём его ласково? (Котёночек). И т. п. 

Игры: «Назови правильно», «Подскажи  словечко»

- Это большой гриб, а рядом  грибочек, книга – книжечка, банка  – баночка и т. п. 

Цель: учить соотносить название животного  и его детёныша.

Игровое упражнение «Потерялись»

На ковре стоит игрушечный домик а в нём детёныши животных.

Воспитатель:

- Давайте посмотрим, кто в  теремочке живёт? «Кря-кря-кря» - кто это? Утка? Правильно. (достаёт  утку из теремка). Большая или  маленькая? Маленькая? Это ребята, утёнок. Маленький утёнок. А утка – его мама. Помогите утёнку найти его маму – утку.

Ребёнок ходит по группе ищет.  А это чей голос? «Пи-пи-пи? » - кто это?

Цель: учить различать животных и детёнышей по звукоподражанию

Игровое упражнение «Чей голос? »

В гости к детям приходит звери и хотят поиграть. , чей это голос прозвучал?

- Му-у-у –кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок)

-Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок) .

Так же обыгрываются остальные игрушки.

Цель: учить в употреблению названий животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа.

Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Формирование звуковой стороны  речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

Главная роль в обучении принадлежит  специальным занятиям, сочетающим показ-образец  произношения с активным упражнением  детей. Занятия дополняются и  взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий.

Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с  детьми. В условиях социальной среды  воспитание речевых навыков протекает  особенно благоприятно и дает более  стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы (А. П. Усова, М. Е. Хватцев). Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

В ходе обучения следует также формировать  у ребенка осознание особенностей своего произношения. Это оказывает  положительное влияние на становление  фонетической стороны речи, ведет  к пониманию необходимости обучения для овладения правильными навыками речи и вызывает желание учиться

Педагог: Ребята, я приготовила  картинки, но кто-то их все перепутал. (Раздается плач, появляется ёжик)

Педагог: Это кто? Здравствуй ёжик. Как ты очутился в зиме? Дети, что  ёжики делают зимой? (Ответы детей)

Ёжик: Я хотел зиму посмотреть, поэтому  и не лег спать. Я так сильно замерз.

Педагог: А почему ёжик замерз? (Ответы детей). Мы тебе поможем про зиму узнать. У нас на ковре лежат  картинки. Ты их перепутал? Ребята, их надо разобрать. Каждый возьмите по одной  картинке, если это зима, положите картинку туда, где лежит снежинка, а если лето, где солнышко.

1.- Однажды ежик пошел в лес,  но там поднялся сильный ветер  (упражнение с ветрячками на выработку воздушной струи). Ходил Ежик, ходил и встретил в лесу  Веселого язычка (артикуляционная гимнастика):

Шли ежик и Язычок по лесу  (упр-е «Качели» - движения языка вверх-вниз),

Подошли они к опушке ровной-ровной (упр-е «Блинчик»),

На опушке росло большое дерево (упр-е «Иголочка»),

А в лесу был ветер и дерево качалось (упр-е «Маляр» - движение вперед-назад по тв.небу,

Пришли они к Веселому Язычку в гости и сели чай пить из красивой чашки (упр-е «Чашечка»).

- Молодцы! Ребята! Я прочитаю  вам стишок, а вы скажите, какой звук часто в нем встречается:

Ежик жил в своей  сторожке,

У него смешные  ножки,

Он надел на них сапожки.

(ответы детей – звук Ж).

- Правильно! А теперь возьмем  зеркальце и посмотрим, как  же правильно нужно произносить  звук Ж. Откройте ротики и  произнесите звук Ж. Где находится язычок? (за верхними зубками, «чашечкой» прижимается к тв.небу)

Педагог: Дети, а наш Ёжик, любит, когда про него рассказывают чистоговорки. Давайте, расскажем Ёжику чистоговорку со звуком [ж].

Чистоговорка:

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа,

Жу-жу-жу – молочка дадим ежу,

Жу-жу-жу – я с ужами не дружу,

Жи-жи-жи – в лесу живут ежи,

Жи-жи-жи – мне ежаток покажи

Физминутка «Пальчиковая гимнастика»

Повстречал ежонка ёж.

По очереди соединяют пальчики двух рук

Здравствуй, ёжик!

Сжимают ладошки вместе

 Слева направо

Как живёшь!

Справа  налево

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  РЕЧИ

1. Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим,

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

2. Это –знак вопроса важный,

Задает вопросы всем 

«Кто? Откуда? и Куда? »

3. 1. Игра «Слушай – не зевай!»

Дети становятся в ряд. Логопед: «Я буду сейчас называть предложения, а вы слушайте внимательно. Если услышите, что я задаю вопрос, – хлопайте, если нет – топайте».

Речевой материал: Кто бродит по лесу? Волк бродит по лесу. Кошка гуляет по крыше. Где гуляет кошка? Что рисует девочка? Девочка рисует домик. Радуга бывает после дождя. Ночью идет дождь. Когда бывает радуга? Когда идет дождь? Чем рисует мальчик? Мальчик  рисует карандашом.

4. Игровое упражнение «Поймай вопрос»

 

Детям предлагается различить повествовательную  и вопросительную интонации на материале  чистоговорок и скороговорок: ^ От топота комыт пыль по полю летит. Около кола колокола? У ежа и елки иголки колки. Вова и Валя стоят на вокзале?

5. Эта работа подготавливает дошкольников к усвоению восклицательной интонации на материале междометий. Дети получают представление о том, что человеческая речь очень богата и есть в ней специальные слова, которые выражают различные состояния, чувства, настроения. Слов этих немного, и запомнить их легко, потому что они, как лилипутики, очень маленькие:

- Кто гуляет на горах «Ах!»

- Кто идет уже домой «Ой!»

- Кто отстанет от друзей – произносит слово «Эй!»

- У кого захватит дух –  произносит слово «Ух!»

6.Одним из эффективных приемов является чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок:

- Заяц белый,

Куда бегал?

- В лес зеленый!

- Что там делал?

- Лыки драл!

– Кисонька-мурысонька,

Где была?

– На мельнице.

– Кисонька-мурысонька,

– Что там делала?

– Муку молола.

7. Педагог предлагает детям внимательно послушать потешку и выделить в ней сначала слова со звуком [с], затем со звуком [ш] (читает дважды).

Как у нашего кота

Шуба очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

8. "Лиса и собаки".

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

- Ушки, ушки, что вы делали?

- Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

- Ножки, ножки, что вы делали?

- Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

- Глазки, глазки, что вы делали?

- Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.

- А ты, хвост, что делал?

- Я по пням, по кустам цеплялся.

-А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

9. Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера).

Описание. Дети, держась одной рукой  за шнур, начинают движение по кругу  в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле

(в медленном темпе)

Завертелись карусели

(в умеренном темпе),

А потом кругом, кругом

(в быстром темпе),

Все бегом, бегом, бегом

(бег).

10. "Найди важное слово"

Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.

1-й вариант.

Материал. Наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы, - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок.

Например: "Девочка играет в мяч". Дети ищут и выкладывают изображение  девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения.

2-й вариант.

Материал. Аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок - по количеству детей.

Описание. Дети слушают аудиозапись  и в соответствии с текстом  выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов-носителей логического ударения.

Рыбке рак - ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

Считалка «Мы сидели на печи»

Мы сидели на печи, Слегка расставляют  ноги и сгибают их в коленях, опираются  руками в бедра - «сидят на печке».

Ели булки, Выставляют правую руку в сторо-

ну - «держат на ладони булку».

Калачи. Выставляют левую руку в  сторону - «держат на ладони калач».

Бабка Ежка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружи-

нят - «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело»,

левой кистью руки выполняют

круговые движения в воздухе -

«ветерок от полета».

Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки - «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».

Нам остался лишь батон, Вытягивают руки перед собой - «держат длинный  батон», говорят с сожалением в голосе.

Кто не съел, Кладут обе руки на живот.

Тот вышел вон! Выставляют в сторону  левую руку, указательным пальцем  указывают на «выход».


Информация о работе Пути формирования грамматического строя речи