Пути формирования грамматического строя речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Грамматический строй родного языка.
Значение его усвоения для речевого развития детей.
Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка.
Пути формирования грамматической стороны речи у детей.

Файлы: 1 файл

Грамматический строй родного языка.docx

— 64.35 Кб (Скачать файл)

Старших дошкольников продолжают обучать  тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными  и числительными (третий ряд, пятый  стол), употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными.

На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно  изменять все слова, имеющиеся в  их активном словаре, воспитывать у  ребенка критическое отношение  к грамматическим ошибкам в его  собственной и чужой речи, потребность  говорить правильно.

В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к словесным  приемам. Снижается роль игр с  игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и  специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения).

Формирования морфологической стороны речи.

Для усвоения родовой принадлежности.

Игра «Опиши картинку».

Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).

Картинки разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Воспитатель  спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое.)

Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое

 несколько загадок:

Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье)

Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что  это? (Груша)

Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яблоко)

Игры и упражнения на употребление существительных во множественном  числе, родительном падеже.

Словесные упражнения.

«Чего нет у Тани?»

Стала Таня на прогулку собираться. Какие  вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы.)

А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто

Упражнения на подбор глаголов. «Кто что умеет делать».

Собака – лает, сторожит (дом), рычит, виляет (хвостом), бегает, грызет (кости).

Кошка – мяукает, мурлыкает, царапается, лакает (молочко), ловит мышей, играет.

«Кто больше назовет действий».

Что можно делать с водой? – Пить, наливать, плавать (в воде), играть (с  водой), переливать (воду), кипятить.

Что можно делать с мячом? – Играть, бросать, ловить, пинать.

Что можно делать с цветами? –  Рвать, нюхать, смотреть, любоваться, поливать, дарить, сажать

«Где что можно делать».

Что можно делать в лесу? – Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать.

Что можно делать на реке? – Купаться, плавать, нырять, загорать, кататься (на лодке), ловить рыбу.

Усложняются задания на употребление глаголов одеть – надеть, одеть  – раздеть, надеть – снять, на спряжение  глаголов, на употребление неизменяемых существительных, предлогов и наречий  с пространственным значением (наверху, внизу, слева, напротив, между).

Для введения в речь причастий можно  использовать упражнения с картинками и словесные:

Мальчик читает. Какой мальчик? –  Читающий мальчик.

Мальчик рисует. – Рисующий мальчик.

Самолет летит, гудит. – Летящий, гудящий  самолет.

Лист желтеет, зеленеет, краснеет, шуршит. – Желтеющий, зеленеющий, краснеющий, шуршащий лист.

Дидактические игры и упражнения по формированию именительного падежа множественного числа.

1. Игра «Один – много».

Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.

Ход игры: детям демонстрировалась  картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с  изображением этого же предмета, но в большем количестве.

Речевой материал:

- У меня красный шар.

- А у меня красные шары (ребенок).

2. Игра «Что растет в лесу».

Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.

Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.

Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали  картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).

Речевой материал:

- В лесу растет один дуб? (В  лесу растут дубы);

- В лесу растет одна сосна?

- В лесу растет один гриб?

Дидактические игры и упражнения по формированию родительного падежа единственного  числа с предлогами.

3.. Игра «С какого дерева упал листок?».

Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного  числа с предлогом С.

Наглядный  материал :  предметные  картинки.

Ход игры: карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».

4. Игра «Эрудит».

Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы.

Речевой материал:

- У кого большой хобот?

- У кого пушистый хвост?

- У кого нос пяточком?

Дидактические игры и упражнения на формирование родительного падежа множественного числа.

5. Дидактическая игра «Подбираем рифму».

Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение:

Даю вам честное слово,

Вчера в половине шестого

 Я видел двух свинок

 Без шляп и ботинок.

- Мы с вами тоже сможем  сочинить веселые шутки. Я буду  начинать, а вы продолжайте (детям  показываются картинки во время  чтения стихотворения, которые  заранее проговаривались).

Речевой материал:

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

 Мы видели двух сорок

 Без … (ботинок) и …  (носков),

И щенков без … (тапочек),

И синичек без … (рукавичек)

Занятия на формирование изменение  глаголов по лицам.

1. Игровое упражнение «Догадайся, что делает девочка, и что  отвечает».

Цель: научить образовывать формы 1-го и 3-го лица глаголов.

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры: детям показывались сюжетные картинки с конкретным изображением действия, и ответить на вопросы  «Что делает девочка?» и ответ  девочки в 1 лице настоящего времени.

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов  предложений и умения соединять  их в связное высказывание.

 Ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.

Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В  играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым  действиям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно  в любой игровой ситуации.

Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение  и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно  и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению  связной речью.

Рассматривая картинку, ребенок  учится односложно отвечать на вопросы:

Что делает мама? (Читает)

Что делает собака? (Лает)

Что делают дети? (Поют)

Затем детей учат строить простые  предложения путем полных ответов  на вопросы (чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое). Можно использовать картинки из альбома О. И. Соловьевой.

Что девочка делает? – Девочка  рисует.

Что делают ребята? – Ребята слушают  радио.

Работа над грамматическим оформлением  предложения и его распространением проводится параллельно.

Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания  типа «закончи предложение»:

Учитель учит кого? (Учеников)

Почтальон разносит что? (Письма, газеты)

Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания  типа «закончи предложение»:

Учитель учит кого? (Учеников)

Почтальон разносит что? (Письма, газеты)

Часовщик чинит что? (Часы)

В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных членов.

Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, собака, корова, теленок), мебель (столы, стулья, шкафчики).

Затем воспитатель начинает предложение, а дети продолжают:

Мама купила в магазине морковь, лук.

У бабушки в деревне живут  кошка, собака, корова и теленок.

Далее называются обобщающие слова («Как можно одним словом назвать столы, стулья, шкафчики?» – «Мебель»).

Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными  членами предложения. Воспитатель  начинает:

В детский сад привезли новую  мебель: столы, стулья, шкафы.

В овощном магазине продают вкусные  фрукты: лимоны, яблоки, апельсины.

Дети продолжают предложение, а  потом вслед за воспитателем повторяют  его.

Помимо построения предложений  дети упражняются в изменении  глаголов.

А как сказать, если дети только собираются идти в Для упражнения детей в  построении предложений можно использовать следующие игры-драматизации:

«День куклы». (Что делает кукла? Кукла  рисует. Кукла поет. Кукла спела  песенку (что сделала?).

«Мишкина гимнастика». (Что делает Мишка? Мишка скачет. Что он делал? Он скакал)

Динамика игрового действия способствует заинтересованности детей и облегчает  решение дидактической задачи.

Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять  и распространять его (с помощью  воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению  сложных предложений .лес? (Дети пойдут в лес)

А если дети уже были в лесу? (Дети ходили в лес)

Продуктивным является такой прием  обучения детей навыкам составления  предложений, как создание коммуникативной  ситуации, в которой встречаются  игровые персонажи и ведут  между собой диалог.

Формирование синтаксической стороны  речи у детей пятого года жизни (средняя  группа) связано со становлением связной  речи, и в первую очередь с монологической ее формой

В содержание обучения входит закрепление  умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных  предложений.

Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его  распространением.

Детям предлагают несколько картинок: 1) девочка моет пол щеткой; 2) мальчик  делает девочке лодочку; 3) девочка  рисует клоуна. Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем  с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.

1.      Мальчик делает  лодочку.

Мальчик делает лодочку девочке.

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

2.      Девочка рисует  клоуна.

Девочка рисует клоуна карандашами.

Девочка рисует клоуна цветными карандашами.

Для правильного построения предложений  существенное значение имеет овладение  глагольной лексикой. В процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребенка  подводят к построению связного высказывания. С этой целью используют упражнения типа «Закончи предложение»

Овладение навыками построения сложных  предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи  слов в предложении и для связи  предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так  как) для связи предложений.

Овладению детьми навыками конструирования  сложных предложений способствуют специально разработанные приемы. Благодаря  их использованию ребенок ставится в такие ситуации, которые побуждают  его высказываться в форме  сложных предложений.

Дети рассматривают близкие  по сюжету картинки и по образцу  воспитателя, а затем самостоятельно составляют предложение.

Белка сидит на елке. Заяц сидит  под елкой.

Девочка разбирает постель. Девочка  спит.

Самостоятельное придумывание ребенком предложений:

·         с трудными в морфологическом отношении  словами: пальто, метро, радио; надеть, раздеть, снять, одеть;

·         со словосочетаниями: мяукающая кошка, лающая собака, летящий  самолет, журчащий ручей; желтый, пушистый цыпленок; с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; мальчик, собака, санки;

Информация о работе Пути формирования грамматического строя речи