Пути формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка педагогических условий и путей формирования творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.
Объектом исследования являются творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает процесс формирования творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

Файлы: 1 файл

rulinskaya_kursovaya (1).doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)
 

 

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Курсовая работа


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изобразительное искусство и прикладное творчество дошкольной педагогике признано незаменимым средством формирования гражданственности, эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков в рисовании, рукоделии, формирования личного отношения к действительности.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В связи с этим перед Учреждениями дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от того, насколько педагоги умеют правильно использовать специфически детскую деятельность - игру, рисование – и придать ей познавательный характер.

Сегодня особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и декоративно – прикладное творчество.

Детское декоративно – прикладное творчество из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.

Неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом, является творческое воображение. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,                Н.С. Лейтес, Б.М. Теплова, Е.Н. Игнатьева, Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Е.В. Симановского, Л. Ю. Субботиной, Н.П. Саккулиной, Н.А. Ветлугиной и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в учреждений дошкольного образования.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет декоративно – прикладная деятельность.

В исследованиях Л.А. Парамоновой, О. А. Сафоновой, Г. В. Урадовских и др. было установлено, что в процессе декоративно – прикладного творчества из разных материалов у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать декоративно – прикладное творчество не только как средство создания конкретных предметов (как это было раньше), но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа (изделий, текстов, сюжетов и т.п.) Это обусловило выбор нашей темы исследования: «Пути формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка педагогических условий и путей формирования творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.

Объектом исследования являются творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования  выступает процесс формирования творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

2. Проанализировать имеющие диагностики и адаптировать их в соответствии с возрастом детей.

3. Выявить уровень сформированности творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

4. Определить пути и  педагогические условия, благоприятные для развития творческих способностей старших дошкольников.

5. Разработать методику формирования творческих способностей старших дошкольников на базе

Методы исследования: анализ искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение; педагогический эксперимент, анкетирование, количественный и качественный анализ, анализ продуктов детской деятельности.

Опытно-экспериментальная база исследования:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования творческих способностей у дошкольников

 

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [6].

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [23].

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творческие способности представляют собой совокупность многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Так, люди, обладающие дивергентным типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид [2].

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

2. Способность сворачивать  мыслительные операции, заменяя  несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части.

5. Способность легко ассоциировать  отдалённые понятия.

6. Способность памяти  выдавать нужную информацию в  нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать  одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки.

9. Способность включать  вновь воспринятые сведения в  уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть  вещи такими, какие они есть, выделить  наблюдаемое из того, что привносится  интерпретацией.

11. Легкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки  деталей, к совершенствованию первоначального замысла [19, с. 6-36].

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1. Реализм воображения - образное  схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое  раньше частей.

3. Надситуативно-преобразовательный  характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность  сознательно и целенаправленно  создавать условия, в которых  предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих                   условиях [18, с. 55].

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении  и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать  оригинальные идеи и изобретать  новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности  вещей и явлений.

8. Высокие эстетические  ценности.

9. Развитая интуиция [13, с.86].

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности [24, с.93-114].

В "Педагогике" В. А. Сластенина под творческими способностями понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, В.В. Давыдов,          А. Г. Шмелев). Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления творческих способностей, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности. Л. С. Выготский, обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства [7].

Информация о работе Пути формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства