Пути формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка педагогических условий и путей формирования творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.
Объектом исследования являются творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает процесс формирования творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

Файлы: 1 файл

rulinskaya_kursovaya (1).doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

 В работах А. Я. Пономарева отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество [20].

Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский и др.). Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека (А. М. Матюшкин), для нас важна точка зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения поэтому мы обращаемся к этой характеристике. В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Таким образом, творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

 

 

 

 

 

1.2 Сущностная характеристика декоративно-прикладного искусства как средства формирования творческих способностей дошкольников.

 

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности [4, c. 4].

Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь [4, c. 4].

Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т. е. под руками – это дерево, глина, кость и т. д.

Также можно выделить несколько наиболее общих художественных принципов традиционных для декоративно-прикладного искусства:

  1. Утилитарность. Практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самого его происхождения, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов.
  2. Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. Единство материала и технического приема.
  3. Традиционность. Обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогала стать предмету как бы живым организмом со своим сложившимся характером.
  4. Коллективная природа творчества.
  5. Близость к детскому творчеству.
  6. Наглядная декоративность, праздничность впечатления [8, с. 89].

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств [27, c. 3].

Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведение народного творчества.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. [27, с. 3].

Знакомство ребенка с народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. [8, с. 89].

Необходимыми условиями развития личности ребенка является использование в педагогической работе народного творчества. Народное искусство как часть материальной культуры обладает непреходящей нравственной, эстетической и познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, они имеет колоссальное значение для развития личности. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребенка при помощи форм, красок, звуков, ощущений.

Особую роль народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников отмечали многие отечественные ученые (А.П. Усова, Н. П. Сакулина,  Т.С. Комарова, В. Я.Езикеева, Н. Б. Халезова, З. А. Богатеева, Т. Н. Доронова, В. А. Силивон и др.).

Различные виды декоративно-прикладного искусства помогает педагогам решать ряд важных задач:

1.Ознакомление детей с  искусством родного края, формирование  интереса к народному творчеству.

2. Формирование практических умений в разных видах деятельности по мотивам декоративно-прикладного искусства.

3.Развитие эстетически  чувств, эстетического и художественного  вкуса, художественных изобразительных  способностей детей.

4. Развитие творческой  активности, воображение, умение фантазировать и изобретать.

5. Формирование у детей  увлеченности тем или иным  видом декоративно-прикладного искусства, воспитание аккуратности, усидчивости, ответственности в выполнении  порученного дела.

Ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства и приобщение их к   формирует у детей первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, т. е. вносят в свой вклад в формирование патриотических чувств у детей, оказывают положительное воспитательное воздействие в целом на личность ребенка. Занятия по мотивам декоративно-прикладного искусства увлекают детей, приучают их быть занятыми полезной деятельностью, а не пустым времяпровождением.

Декоративно-прикладное искусство белорусского и других народов не теряет своих традиций с течением времени. Мастерство в разных видах декоративно-прикладного искусства переходит от старшего поколения к младшему.

Дети дошкольного возраста имеют возможность не только убедиться  в художественной практической ценности декоративно-прикладного искусства, но и освоить способы и приемы изготовления этих изделий.

Как показала практика, старшим дошкольникам доступны такие виды декоративно-прикладной деятельности, как вышивка, аппликация из ткани, засушенных листов и растений (флористика), из соломки, вытинанка, макраме, декоративная лепка, составление декоративных узоров по мотивам народных. Остановимся более подробно на характеристике названых видах декоративно-прикладного искусства.

Виды декоративно-прикладного искусства, основные на художественной обработке текстильных материалов:

Макраме - это разновидность узелкового плетения. В макраме используются нити разной толщины и цвета, ширины, тесьма, тонкая мягкая проволока, ленты, сутаж. Главное – подобрать материал, из которого можно легко делать хорошо фиксирующиеся узлы. Хлопчатобумажный материал – самый подходящий для работы, так как он бывает различной  толщины и наиболее дешевый. Шерстяной материал подходит для цветных работ из-за широкой цветной гаммы, однако он склонен вытягиваться и рваться чаще, чем материалы из растительных волокон. Изделия макраме прекрасно сочетаются с бусами (стеклянными, пластмассовыми, керамическими) или с деревянными пуговицами, кольцами. Но этими дополнениями нужно пользоваться осторожно, проявляя чувство меры.

Аппликация - это один из древнейших видов декоративно прикладного искусства, который представляет собой составление картинок из приготовленных заранее элементов и их наклеивание на фон. В дошкольном учреждении дети начинают выполнять аппликации из бумаги в младшем дошкольном возрасте. Но аппликация из ткани детьми не выполняется. В кружковой работе можно предлагать детям старшего дошкольного возраста выполнять аппликации из ткани на различные темы.

Вышивка - как вид декоративно-прикладного искусства также имеет свою историю. Вышивка всегда тесно связана с историческими и культурными особенностями эпохи и различными периодами развития каждого народа. В ее основу положены национальные мотивы, колорит и орнаменты.

Флористика - это разновидность аппликации из засушенных листьев, цветов и трав. Для детей дошкольного возраста работа с такими материалами не только доступна, но и полезна, поскольку в процессе  деятельности с природным материалом развивается фантазия, художественный вкус, трудолюбие, любовь к природе и бережное отношение к ней. Дети дошкольного возраста могут выполнять из засушенных листьев предметные изображения и несложные сюжетные композиции, а также интересные узоры.

Соломоплетение и аппликация из соломки. «Белорусской соломкой» называют сегодня произведения мастеров соломоплетения, чье искусство восхищает и удивляет. Дошкольникам доступна и техника аппликации из соломки. Она проста: на поверхность предмета наклеиваются (при помощи клея) мелкие пластинки соломки, чаще всего геометрической формы. Издавна нанесения узора соломкой на дерево принято называть «инкрустация», а ткань «аппликация».

Народная глиняная игрушка. Из всех народных игрушек самыми распространенными в Беларуси были глиняные игрушки, известные еще из глубокой древности. Это были игрушки-свистульки, погремушки, игрушки, изображающие коня, птицу, человека. Знакомство дошкольников с белорусской глиняной игрушкой может происходить на занятиях по лепке, в кружковой работе, в свободной художественной деятельности.

Вытинанка - это ажурный узор, вырезанный из белой или цветной бумаги. Большое распространение получили бумажные вырезные узоры на Беларуси  и в Украине. Это были простые украшения, вырезанные из белой или цветной  бумаги, имеющие четкие, чисто графические формы. Простые контуры, знакомые образы, композиции вытинанок привлекают к ним внимание детей дошкольного возраста [5, c. 6].

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

В общей системе работы по приобщению детей к декоративно- прикладному искусству имеют место разные формы организации деятельности детей:

1. Индивидуальная работа с детьми:

      • Организация работы с детьми, не усвоившими программный материал;
      • Организация работы с детьми, проявившими интерес к какому либо-одному или нескольким видам деятельности.
      • Индивидуальная работа с детьми, не уверенными в своих силах.
      • Индивидуальная работа с детьми по ознакомлению с новыми приемами и способами обработки нетрадиционных материалов, средствами передачи выразительности образа.
      • Индивидуальная работа с детьми с задатками и способностями к изобразительно-художественной и декоративно-прикладной деятельности.

2. Организация работы с небольшими подгруппами (мини-группами):

    • 2.1 Организация художественно-изобразительной и декоративно-прикладной деятельности с мини-группами с целью объединения детей, проявивших интерес к одному и тому же виду работы.
    • 2.2Объединение детей небольшими подгруппами с целью закрепления полученных ранее навыков.
    • 2.3 Организация мини-групп с целью освоения более сложных видов работы.

Информация о работе Пути формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства