Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 17:43, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка педагогических условий и путей формирования творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.
Объектом исследования являются творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает процесс формирования творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
Результаты:
Высокий уровень – оценка «3» – 4 детей (40%)
Средний уровень – оценка «2» – 6 детей (60%)
Низкий уровень – оценка «1» – 0 детей (0%)
Средний балл:
Х = = 2,4 (балла)
В таблице 2 отражены результаты диагностирования экспериментальной и контрольной групп после проведенного формирующего эксперимента.
Таблица 2 - Сравнительная таблица
Подгруппы |
Уровни |
Средний балл |
Количество детей | ||
низкий |
Средний |
Высокий | |||
Контрольная |
0% |
70% |
30% |
2,3 |
10 |
Экспериментальная |
0% |
60% |
40% |
2,4 |
10 |
Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапе эксперимента в контрольной группе.
Таблица 3 - Сравнительная таблица
Этапы эксперимента |
Уровни |
Средний балл |
Количество детей | ||
низкий |
Средний |
Высокий | |||
Констатирующий этап |
10% |
70% |
20% |
2,1 |
10 |
Контрольный этап |
0% |
70% |
30% |
2,3 |
10 |
Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе.
Таблица 4 - Сравнительная таблица
Этапы эксперимента |
Уровни |
Средний балл |
Количество детей | ||
низкий |
Средний |
Высокий | |||
Констатирующий этап |
40% |
50% |
10% |
1,7 |
10 |
Контрольный этап |
0% |
60% |
40% |
2,4 |
10 |
Средний балл вырос в контрольной группе на 0,2 балла, а в экспериментальной группе на 0,7 балла.
Таким образом, мы видим, что разработанная нами система занятий имеет положительный результат. Так как показатели результатов проведенной диагностики на контрольном этапе нашей работы значительно возросли относительно констатирующего этапа. Исходя из этого можно сказать, декоративно-прикладное искусство благоприятно воздействует на развитие творческих способностей детей.
Выводы по 2 главе
В процессе нашей работы мы раскрыли особенности креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста. Определили особенности и значение декоративно – прикладной деятельности для развития творческого воображения. Разработали систему занятий по развитию декоративно – прикладного творчества для детей старшего дошкольного возраста и апробировали ее на практике.
На основании полученных в ходе экспериментального исследования результатов, можно говорить о том, что декоративно – прикладное искусство, как вид продуктивной деятельности дошкольников, является эффективным средством развития творческого воображения.
Необходимо отметить, что система занятий должна быть направлена на овладение детьми обобщенными способами отражения в орнаментах предметов и явлений, определенным образом построенных на их понимании, что позволяет оптимально развить творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Понимание детьми народного орнамента здесь выступает как процесс, в котором первоначально перед ребенком раскрывается механизм образования способа построения орнамента вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а затем он наполняется конкретными вариантами предметного содержания. В отличие от традиционной методики обучения декоративно – прикладному искусству, которая строится лишь на подражательной основе – использовании образца, показе и подробном объяснении процесса изготовления каждой поделки.
Для эффективности развития творческих способностей необходимо использование новых методик обучения, создание условий для самостоятельной деятельности детей, тесной взаимосвязи всех видов воспитания: семейного и общественного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей / М.Н. Баринова. - Л., 1961. – С. 328.
2. Березина, В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина. - СПб.: Издательство Буковского, 1994. – С. 60.
3. Богат, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). // В.Богат. - Дошкольное воспитание. - 1994. - №1. - С. 17-19.
4. Богатеева, З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аликациях: Кн. для воспитателей дет. сада / З. А. Богатеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвящение, 1986.- 207 С., ил.
5. Богатырева, А. А. Декоративно-прикладное искусство в детском саду / авт.- сост. А. А. Богатырева, Т. И. Богданова. – Мозырь: Содействие, 2008.- С. 88: ил.
6. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей // Д.Б. Богоявленская. - Психологический журнал. - 1995. - №5. - С.49-58.
7. Венгер, Н.Ю., Путь к развитию творчества. / Н.Ю. Венгер. - Дошкольное воспитание. -1982. - №11. - С. 32-38.
8. Выготский, Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.Н. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 92 с.
9. Гатанов, Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6 - 10 лет) , Ю.Б. Гатанов. - СПб.: ГП «Иматон», 1996. - 84 с.
10. Гомозова, Ю. Б. Страна чудесных ремесел и мастеров: пособие для педагогов учереждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Ю. Б. Гомозова, С. А. Гомозова. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009.- 143, [1] с.: ил. (+ СD). - (Творчество в детском саду).
11. Гусакова, М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 1997. – 189 с.
12. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. - М.: 1999. – 289 с.
13. Дьяченко, О.М. Психологическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко. - М., 1984. – 290 с.
14. Ендовицкая, Т.О развитии творческих способностей. // Т.О. Ендовицкая Дошкольное воспитание. - 1967. - №12. - с. 73-75.
15. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 1999. – 298 с.
15. Иванова Н.И. Воображение и творчество детей. // Н.И. Иванов. Дошкольное воспитание. - 1997. - №10.
17. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985.-192с.
18. Каракулова, О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. - 2003. - № 5.
19. Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. - 1992. - №№ 7,8. - с. 11-20.
20. Кудрявцев, В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1995. - №9.
21. Лук, А.Н., Психология творчества / А.Н. Лук. - Наука, 1978. - 125 с.
22. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Понамарев. - М.: Педагогика, 1976. – 277 с.
23. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1996. - №5. - с. 21-27.
24. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э Симановский. - Ярославль, 1997.
25. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум / Г.А. Урунтаева. - М., 1999. – 271 с.
26. Хазратова, Н.В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста / Н.В. Хазратова. - М. 1994. – 198 с.
27. Халезова, Н. Б. Народная пластика и лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Н. Б. Халезова. – М.: Просвящение, 1984.- 112 с., ил.
28. Эльконин, Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка - дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию / Д.Б. Эльконин. - М., 1949. – 288 с.