Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 17:43, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка педагогических условий и путей формирования творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.
Объектом исследования являются творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает процесс формирования творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
В процессе диагностирования в экспериментальной группе, результаты которого отражены в таблице №1 мы выявили, что четверо детей: Арсений А., Влада Х., Саша Д., Дима Ц. не справились с заданием. Например, Арсений А. не смог объяснить образное значение двух заштрихованных кругов. Влада Х. наделила свои фигуры мелкими рисунками внутри круга, которые не смогла объяснить. Саша Д. просто разукрасил 4 фигуры, так же поступил и Дима Ц., и объяснения этому не последовало, что говорит о низком уровне творческих способностей, не восприятии задания.
Только Саша В. сразу эмоционально восприняла задание и наделила свои фигуры очень оригинальными изображениями: очки (соединив две фигуры), глобус, часы, зеркало, гном.
Остальные ребята: Аня К., Ульяна К., Полина М., Матвей В., Аня Р. наделили все фигуры образным значением, хотя часто повторяющимися: шарик, цветок, солнце, яблоко.
Что позволило выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.
Результаты:
Высокий уровень – оценка «3» – 1 ребенок (10%)
Средний уровень – оценка «2» – 5 детей (50%)
Низкий уровень – оценка «1» – 4 детей (40%)
Средний балл в экспериментальной группе:
Х = 1,7 (балла)
На следующем этапе проводилась систематическая работа с родителями обоих групп детей. В первую очередь было интересно узнать, что думают родители об уровне развития воображения своих детей. С этой целью родителям была предложена анкета на тему «Как развита фантазия у вашего ребенка?» (см. Приложение 2).
Опрос родителей детей показал, что фантазия у каждого ребенка развита отлично и только у двоих детей находится на среднем уровне, низкого нет и у кого, что резко отличается от данных, полученных в ранее проведенном тестировании.
Оценка родителей об уровне развития творческого воображения своих детей завышена, не совсем адекватна.
Результаты тестирования показывают, что воображение детей необходимо постоянно направлять и тренировать. Особое внимание было обращено на то, чтобы убедить родителей в том, что их мнение о воображении своих детей не всегда точны, и помочь им эффективно и результативно развивать творческое воображение своих детей в условиях семьи с помощью специально разработанной методики декоративно – прикладной деятельности. Для этого с родителями были проведены беседы-консультации и даны конкретные советы, как правильно и грамотно, с помощью каких методов развить творческое воображение и фантазию детей.
Таким образом, при обследовании предметно-развивающей среды, созданной в группе и во всем дошкольном учреждении, мы выявили, что окружающая среда способствует развитию творческих способностей детей и органичной взаимосвязи занятий с самостоятельной деятельностью.
2.2 Использование средств декоративно-прикладного искусства для формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
На основе результатов, полученных на констатирующем этапе, с целью развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративно – прикладной деятельности, были выдвинуты следующие задачи:
– научить находить новые способы для художественного изображения в процессе декорирования предметов быта (придумывать замысел и самостоятельно его реализовывать);
– повысить самостоятельность и активность детей в процессе декоративно – прикладной деятельности;
– сохранять любовь и желание детей декорировать окружающие предметы.
Формирующий эксперимент проводился в условиях благоприятного психологического климата. Для реализации выдвинутых задач нами была разработана система занятий, направленная на обучение создания собственных работ, как творческой деятельности представленная таблице:
№ п/п |
Тема занятия |
Цель занятия |
1. |
«Белорусское декоративно-прикладное искусство. Керамика» |
Познакомить детей с некоторыми видами белорусского декоративно- прикладного искусства (ткачество, вышивка, плетение из лозы, соломы, гончарные промыслы и т. д.); выделить основной материал, из которого создаются работы (лен, глина, соломка и т. д.); познакомить с процессом создания художниками и народными мастерами своих произведений; сформировать представления о характерных признаках белорусского орнамента (геометрического и растительного); учить украшать силуэты керамических изделий несложным линеарным узором, находить места для росписи, подбирать неяркие краски; воспитывать любознательность, уважение к белорусскому народному творчеству. |
2. |
«Роспись посуды» |
Познакомить детей с белорусским растительным орнаментом; учить составлять декоративные композиции на круглой форме, используя в качестве элементов растительного орнамента стилизованные листья и цветы; помочь в освоении правил декора; упражнять в составлении букетной композиции; воспитывать уважение к людям, занятым творческой деятельностью. |
3. |
«Лоскутные чудеса» |
Развивать умение видеть красоту и самобытность русского прикладного искусства: лоскутное шитье; учить самостоятельно придумывать декоративные узоры из линий, точек, кругов, цветов, листьев и т. д.; упражнять в умении создавать композицию на тонированной бумаге разной геометрической формы; поощрять инициативу в выборе изобразительного материала; развивать оригинальность, творческие элементы в работе. |
4. |
«Расписные доски» |
Учить детей рисовать узоры по замыслу; находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; использовать в своем творчестве элементы белорусского народного узора (геометрического и растительного); совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях). |
5. |
«Белорусские игрушки «Коровушка-красавица» |
Познакомить детей с понятием «скульптура малых форм»; учить различать материалы, из которых сделаны скульптуры, понимать их характерность; прививать любовь к белорусскому народному декоративно-прикладному творчеству; упражнять детей в расписывании белорусских игрушек, используя элементы белорусского растительного орнамента, передавая характерное настроение игрушек (коровка-красавица, умница, веселунья и т. д.); поддерживать стремление детей к нахождению и передаче в рисунке сходства изображаемого объекта с оригиналом; стимулировать самостоятельность у детей; закрепить прием примакивания; воспитывать интерес к белорусским игрушкам. |
6. |
«Лепка белорусской игрушки «Зайчик» |
Продолжать знакомить детей с пластическим способом лепки; упражнять детей в лепке белоруской игрушки «Зайчик» путем вытягивания основных частей; учить передавать в лепке особенности строения зайца в движении (бежит); формировать умение самостоятельно находить разные способы украшения; развивать умение видеть соответствие декоративного образа и способов его украшения; воспитывать бережное отношение к работам других детей. |
7. |
«Рисование элементов дымковской росписи» |
Познакомить детей с одним из видов русского народного декоративно-прикладного творчества – дымковской росписью; учить детей самостоятельно составлять узор по мотивам дымковского, чередовать узор кольца с мелкими точками, кружки, штрихи; помочь понять, что разнообразие узоров можно добиться через изменение расположения мелких элементов относительно крупных; учить ритмично располагать крупные элементы по вертикальной полосе, находить яркие краски для рисования колец. Развивать внимание, фантазию; воспитывать самостоятельность и уважение к работам друг друга. |
8. |
«Роспись дымковской куклы» |
Учить детей раскрашивать силуэт дымковской куклы, вырезанный из бумаги (кофту и кокошник делать одноцветным, юбку узорчатой); формировать умение выбирать один из элементов для украшения юбки (из полос, клеток, колец или кругов в чередовании с другими мелкими элементами); передавать особенность узора на расширяющейся к низу юбке (увеличение крупных элементов или увеличение расстояния между полосами); соблюдать подбор цветов, характерный для дымковской росписи (цвет кофточки и головного узора повторяется в каких-либо элементах узора на юбке). |
9. |
«Хвост для дымковского индюка» |
Продолжать упражнять в рассматривании дымковских игрушек, выделяя элементы узора; побуждать в составлении узора на розетте, украшая лепестки и середину; упражнять в самостоятельном выборе цвета, и использовании тычка и ватных палочек при изображении элементов узора; продолжать воспитывать интерес к дымковской игрушке. |
10. |
«Колобок» |
Формировать творческое воображение; учить создавать коллективную работу; закреплять знания о белорусском народном и дымковском узорах; воспитывать стремление помогать друг другу в ходе выполнения работы. |
На первом занятии «Белорусское декоративно-прикладное искусство. Керамика» (см. Приложение 4) дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством, культурой, традициями белорусского народа.
На следующем занятии «Роспись посуды» (см. Приложение 5) мы знакомили детей с белорусским растительным орнаментом. На этом занятии дети проявили огромный интерес в составлении букетной композиции и каждый из детей старался выполнить работу как можно более аккуратно.
Затем перед нами стояла задача познакомить детей с лоскутной техникой (создание геометрических узоров, орнаментов) на квадрате, соблюдая симметричность в расположении узоров. При подборе цветов, фигур и их сочетаний в узоре, развивали художественный вкус. Все это осуществлялось на занятии «Лоскутные чудеса» (см. Приложение 6).
Разнообразие изделий вызвало огромный интерес, каждый ребенок хотел сделать как можно больше вариантов узора. Уже на этом этапе ребята стремились выделить свои изделия, кто дорисовал еще несколько цветов (Рабцевич Аня), кто обрисовал цветочки на квадрате (Кононович Ульяна), кто нарисовал ягоды малины и черники на веточках (Велько Саша), кто использовал штампы, создавая ими узор (Дуц Саша). В конце занятия в ходе анализа, воспитателя вместе с детьми, готовых изделий, отмечается их сходства и различия и делается вывод о том, что одним способом можно получить много разных одеял, которые в результате соединяются в одно большое одеяло.
На следующем занятии «Расписные доски» (см. Приложение 7), дети учились рисовать узоры по замыслу заполняя все пространство шаблона.
На пятом занятии «Белорусские игрушки «Коровушка-красавица» (см. Приложение 8), дети знакомятся с белорусской игрушкой. По средство этого занятия воспитывается интерес к белорусским игрушкам. Дети упражняются в расписывании белорусских игрушек.
Основной задачей шестого занятия «Лепка белорусской игрушки «Зайчик» (см. Приложение 9) является упражнение детей в лепке белоруской игрушки «Зайчик». Дети на этом занятии с большим интересом подошли к украшению игрушки. В конце занятия, каждый из детей презентовал свою игрушку. И они сами заметили, что одинаково украшенных игрушек не оказалось.
На седьмом занятии «Рисование элементов дымковской росписи» (см. Приложение 10), мы с детьми перешли к знакомству с дымковской росписью. Задачами этого занятия являются знакомство детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства – дымковской росписью, Процесс построения узора у многих детей сопровождается речью: «Ой, а если сложить все четыре полоски, то получится еще более красивый узор!» (Кононович Ульяна). Такие речевые высказывания имеют важное значение для понимания и передачи характера создаваемых образов. Они так же помогают ребенку эмоционально включиться в практическую деятельность.
На следующем занятии «Роспись дымковской куклы»
На девятом занятии «Хвост для дымковского индюка» (см. Приложение 12) детям было предложено на выбор украсить хвост индюка дымковским узором. Детям было предложено так же самостоятельно выбрать цвет для выполнения работы. Творчески к выполнению задания подошла Малышева Полина, она попыталась соединить два узора, аргументируя это тем, что так получится новый узор. Вторым узором она выбрала белорусский растительный.
На заключительном десятом занятии «Колобок» (см. Приложение 13) организуется декоративно – прикладное творчество по собственному замыслу детей.
На занятии мы предложили детям декоративное рисование по теме к сказке «Колобок». Дети сами создают замыслы построения узора на полоске бумаги, выбирают материалы и способы выполнения работы.
Так детям были предложены материалы разных видов (цветная и белая бумага, цветной и белый картон, краски, фломастеры, карандаши и др.) и цветов и другие необходимые принадлежности (ножницы, карандаш, кисти, линейки, клей и т.д.).
В процессе предложенного нами обсуждения, дети сами выбирали, что будут изображать и из каких материалов. Было единодушно решено, что домик надо изготовить из одинаковых полосок картона имеющего окраску под дерево (бревна), а елку изобразить красками, способом печатания кисти (это уже проявление творчества) (Арсений Амбражук, Влада Хвалевич)После того, как Аня Белова изготовила домик, у неё осталась полоска картона, которая как бы сама сложилась в мост, что ребенок тут же заметил.
Животных дети украсили белорусским растительным узором.
Подготовленные заранее фигурки бабушки и дедушки дети украсили дымковским (Малышева Полина, Васильев Матвей, Куратник Аня, Дуц Саша) и белорусским геометрическим узорами (остальные дети).
Таким образом, в результате применения разработанной нами системы занятий декоративно – прикладного творчества для детей старшего дошкольного возраста нам удалось повысить самостоятельность и активность детей в декоративной деятельности, научить находить новые способы для художественного изображения (придумывать замысел и самостоятельно его реализовывать), повысить желание детей заниматься этой деятельностью и творить самостоятельно.
2.3. Влияние проведенной работы на формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель – выявить результативность развития творческих способностей в процессе декоративно – прикладной деятельности при помощи разработанной нами системы занятий.
Диагностическая работа на контрольном этапе эксперимента велась по методике констатирующего этапа. На этом этапе мы работали с обеими группами А-котрольной и Б-экпериментальной.
Детям опять был предложен тест Е. Торренса «Неполные фигуры»
И мы вновь обратились к анализу детских работ, качество и исполнение которых очень возросло (см. Приложение 14).
В процессе выполнения задания в контрольной группе уже трое детей увидели, что из нескольких кругов можно создать образ предмета. Так Андрейчук Яна соединила 6 кругов в один образ – краски. Кот Антон изобразил также из четырех кругов интересный образ – гусеницу. Матвеева Маша, соединив два круга, изобразила трактор и еще из двух кругов нарисовала велосипед.
Остальные дети: Стас Б., Аня А., Кира В., Алина Ц., Эллина Р., Маша Ш., Маша Я. хоть и не выполнили образ из нескольких фигур, но наделили данные им фигуры достаточно интересными образами: тарелка, чашка, мороженное и др. Не было ни одного ребенка, который не довел работы до конца и не наделил бы все фигуры образным решением.
Результаты:
Высокий уровень – оценка «3» – 3 детей (30%)
Средний уровень – оценка «2» – 7 детей (70%)
Низкий уровень – оценка «1» – 0 детей (0%)
Х = 2,3 (балла)
В процессе проведения диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента, нами было выявлено, что творческое воображение детей данной группы значительно возросло, дети с низким уровнем развития творческих способностей на констатирующем этапе (которые не наделяли все фигуры образным значением или не доводили работу до конца) на этом этапе работы наделили все фигуры образным значением. Так, Арсений А., Влада Х., Саша Д., Дима Ц. наделили свои фигуры интересными образами: часы, черепаха, окно и т.д., хотя другие изображения носили часто повторяемый образ: солнце, рожица, мяч и т.д.
Но так, как ребята смогли наделить образным значением все фигуры они перешли с низкого уровня развития творчества к среднему.
У Аня К., Ульяна К., Аня Р. уровень развития творческих способностей вырос до высокого. Эти дети смогли создать такие изображения: Аня К., соединив 3 круга, изобразила светофор; Ульяна К., соединив в одно изображение два круга, нарисовала кота; Аня Р. в результате объединения двух фигур изобразила трактор.