Пути формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка педагогических условий и путей формирования творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.
Объектом исследования являются творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает процесс формирования творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.

Файлы: 1 файл

rulinskaya_kursovaya (1).doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

3. Кружки по изобразительно-художественной и декоративно-прикладной деятельности.

4. Студия. Студия в детском саду – это добровольное объединение детей, проявляющих интерес к изобразительно-художественной и декоративно-прикладной творческой деятельности.

5. Самостоятельная изобразительно-художественная и декоративно-прикладная деятельность [10, c. 17-24].

 Таким образом, декоративно-прикладное искусство, которое используется педагогом в воспитании дошкольников, при систематическом его использовании и правильном выборе его видов и форм, способно  вызывать активную деятельность дошкольника, которая благоприятно влияет на развитие его творческих способностей.

Постановка задач творческого развития и реальное их решение побуждают педагогов к поискам новых организационных форм, и в частности подводят к вопросам организации детской самостоятельной художественной деятельности.

Подтверждением действенности метода практического участия в художественной деятельности, которая увлекает ребёнка и тем самым способствует развитию в нём творческого начала, служат высказывания видных психологов и педагогов. Справедливы их утверждения, что ребёнок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечён каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения [8, с. 89].

 

 

 

Выводы по 1 главе.

 

Обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие творчества качественно меняет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей к рассмотрению творчества как свойство личности.

Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: в речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей     (Т. Г. Комарова, Р. Г. Казакова, Н. А. Витлугина и др.). Так, О.М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит:

1. Оригинальность выполнения  детьми творческих задач.

2. Использование такого  реструктурирования образов, при  котором образы одних объектов  применяются в качестве деталей  для построения других.

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие основные особенности творческого мышления:

-оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

-быстрота - способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;

- гибкость - способность предложить новое использование для известного объекта;

- вариативность - умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Что касается старших дошкольников, то их творческая (изобретательская) деятельность должна быть направлена не столько на решение технических учебных задач, сколько на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним: придумывание примеров, задач, загадок; высказывание оригинальной гипотезы, сочинение сказки, метафоры, пословицы, задачи «да-нетки»; изобретение подвижной или дидактической игры, придумывание нового свойства объекта и его практическое применение, обсуждение вариантов выполнения задания; генерирование способов решения как технической, так и социальной проблем; изготовление игрушек, поделок, наглядностей и т. д.

Таким образом, для развития декоративно – прикладного творчества необходимо: формировать умение видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в орнаментах узоров. Декоративно – прикладное искусство в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказках) объектах, и это становится основой детских замыслов.

Так же необходимо умение оперировать образами в пространстве и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 

2.1 Выявление особенностей у уровней проявления творческих способностей у детей 5-6 лет

 

Цель: выявить уровень развития творческих способностей детей.

Задачи:

1. Исследовать предметно-развивающую среду, созданную для органичной взаимосвязи занятий с самостоятельной деятельностью детей.

2. Выявить общий уровень креативности (творческих способностей) детей.

3. Выявить оценку родителей в степени развития воображения своего ребенка.

В целях реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы:

1. Анализ предметно-развивающей  среды.

2. Изучение и анализ  педагогической документации (перспективный и календарный план).

3. Тест Е. Торренса «Неполные  фигуры»

4. Анкетирование для родителей  на тему: «Как развита фантазия у вашего ребенка» (Л. Ю. Субботина).

В процессе наблюдения за педагогическим процессом мы обратили внимание, что велика роль воспитания и обучения в приобщении детей к миру прекрасного. Развитие художественного творчества осуществляется под руководством педагога, при определенных педагогических условиях, создаваемых им. Особое внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, конструктивной, театральной, которые обеспечивают всестороннее развитие детей, создают обстановку эмоционального благополучия. Кроме того, приоритетное внимание педагога направлено на создание предметно-развивающей среды, которая создает свои специфические условия для развития детского творчества, формирования разных средств самовыражения детей.

Обследуя предметно-развивающую среду, которая участвует в психолого-педагогическом эксперименте можно отметить следующее: в организации среды широко используются детские работы (рисунки, поделки, конструкции аппликационные композиции, как индивидуальные, так и коллективные). Дети имеют возможность знакомиться с разнообразными предметами народного искусства. Большое внимание уделяется созданию предметной среды не только в старшей группе  «Березка», но и во всем учреждении, где коридоры используются для выставок детских работ.

Занятия по изобразительному искусству проходят непосредственно в самой группе оборудованной всем необходимым:

– стенд для выставки детских плоскостных работ (рисунков, аппликаций и т. д.);

– стенд для объемных детских работ (поделок из глины, теста, бумаги и т. д.), сделанный в виде огромного желудя;

– ящик с камнями, коробка с ракушками, гербарий,

– разнообразные художественные материалы: кисти беличьи и щетинные (большие и маленькие); гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, белый и цветной картон, белая и цветная бумага различных форматов, ткань разного цвета и разной фактуры, веревки, тесьма, бусины, клей, ножницы с закругленными концами;

– огромный арсенал дидактических игр.

Особый микроклимат группы способствует взаимодействию педагога с детьми, формирует у детей коммуникативные способности; развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

Изучая документацию педагогов, мы выявили следующее: в перспективном и календарном плане воспитателя находят отражение различные виды изобразительной деятельности:

– рисование (предметное, сюжетное, декоративное);

– лепка (предметная, сюжетная, декоративная);

– аппликация (предметная, сюжетная, декоративная);

Необходимо отметить, что декоративно – прикладному искусству, обучают не только на специально организованных занятиях, но закрепляют эти умения в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей, что отражено в календарном плане воспитателя.

Для развития детских замыслов предусмотрена организация целенаправленных наблюдений разных объектов (на улице, на участке, в природном окружении), экспериментирования с разными материалами (природным, бросовым материалом, бумагой и др.) на протяжении дня.

С целью выявить уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента нами использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Этот тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса, активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемый тест – фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Для этого мы каждому ребенку предложили стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см.). Детям предложили рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура круга, так и за его пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображения фигуры, т.е. использовать каждый круг в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их техничности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

Сам тест предлагался каждому ребенку индивидуально, для того, чтобы исключить возможность копирования. В этом смысле каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя он и повторялся в рисунках других детей). Время выполнения задания не ограничивалось, т.к. чем больше свободы поведения испытуемых предусматривает тест, тем он более точно фиксирует креативность (см. Приложение 1) .

В процессе анализа детских работ мы выявили 3 уровня развития воображения у детей.

1. Высокий уровень – оценка «3» – ставилась тем детям, которые наделяли предмет оригинальным содержанием, преимущественно без повторения одного или близкого образа. Рисунки, в которых объединены 2 или 3 круга в один предмет.

2. Средний уровень – оценка «2» – ставилась тем детям, которые наделяли образным значением все круги, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочки) или оформляли круги очень простыми часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик, солнышко и т.п.), а также изображения только внутри круга.

3. Низкий уровень – оценка «1» – ставилась тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

В процессе выполнения задания в контрольной группе мы обратили внимание на то, что Стас Б. не довел работу до конца, и три фигуры наделены были мелкими изображениями внутри круга, что является, по сути, невосприятием задания. В результате вопроса, что же он изобразил, он не дал ответа.

Антон К. и Маша М. дали интересные обоснования изображенным образам, эмоционально объяснили, что и как они изобразили. Антон, соединив четыре фигуры, изобразил танк. Маша, соединив четыре круга, изобразила бусы, а при соединении двух кругов получила изображение очков.

Остальные ребята: Аня А., Яна А., Кира В., Алина Ц., Эллина Р.,        Маша Ш, Маша Я. выполнили задание до конца, наделили все фигуры образными значениями, хотя и использовали часто встречающиеся образы: солнце, арбуз, рожица, шар и др.

Хотя были и довольно оригинальные изображения такие как: мышь, жираф, зеркало, часы и другие.

Результаты отражены в таблице №1

Что позволило нам выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе.

Результаты:

Высокий уровень – оценка «3» – 2 детей (20%)

Средний уровень – оценка «2» – 7 детей (70%)

Низкий уровень – оценка «1» – 1 ребенок (10%)

Средний балл в контрольной группе:

Х = 2, 1 (балла)

Таблица 1 - Сравнительная таблица

Подгруппы

Уровни

Средний балл

Количество детей

низкий

Средний

высокий

Контрольная

1 (10%)

7 (70%)

2 (20%)

2,1

10

Экспериментальная

4 (40%)

5 (50%)

1 (10%)

1,7

10

Информация о работе Пути формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства