Работа над звукопроизношением с использованием логопедических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:48, реферат

Описание работы

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта , где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды

Содержание работы

Введение
I. Работа над звукопроизношением с использованием логопедических игр.
1.1 Значение игры в воспитательной и логопедической
работе с детьми…………………………………………2
1.2. Характеристика логопедических игр………………………………..………………….……6
II. Игра – важное направление коррекционной
логопедической работы.
2.1 Игровые приемы в логопедической работе…………………………………………………….10
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат

 

 

Работа над  звукопроизношением

с использованием логопедических игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

    1. Работа над звукопроизношением с использованием логопедических игр.                        

1.1    Значение игры в воспитательной и логопедической

                  работе с детьми…………………………………………2

    1. Характеристика логопедических игр………………………………..………………….……6

II.     Игра – важное направление коррекционной     

           логопедической работы.

    1. Игровые приемы в логопедической работе…………………………………………………….10

 

Заключение.

Библиография.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сделать занятие с  детьми интересным, ноне развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот  те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

Игра – один из важнейших  приемов работы с детьми дошкольного  возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой  деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются  чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная  игра активирует внимание детей, снимает  психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра – наш незаменимый  помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как  выбрать самую нужную для данного  занятия, для определенного его  этапа игру?  Конечно,  не может быть точного рецепта , где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

  1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
  2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.   

Основное обучение у  нас, логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. На своих занятиях широко использую игровые приемы обучения. Глубоко убеждена, что именно они обеспечивают успех занятия, делают их увлекательными и желанными для детей.

 

I.  Работа над звукопроизношением с использованием логопедических игр.

1.1  Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите:»А сейчас мы с вами, ребята , поиграем в одну интересную игру!» здесь не надо даже быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра  в жизни ребенка. Игры имеют большое значение в умственном , нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

В своих работах Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Такое же значение игре придавал и А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Известный врач и педагог  Е.А.Аркин обращал внимание на большое  значение игр детей для их успешного  физического воспитания.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что  игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей  детского развития. Игра как форма  деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств  в игре у ребенка реализуется  значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания. На закономерность формирования у детей движений в процессе игры  указывает в своих работах А.В. Запорожец; на формирование моральных привычек – З.В.Мануйленко; В.А.Горбачева, З.М.Истомина приходят к заключению, что у ребенка, взявшего  на себя в игре  определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче; такой же вывод о выполнении детьми несложных трудовых операций в игре делает Я.З. Неверович.

Касаясь вопроса о  влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод:» Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных  психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных.

Результатом специальных  исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе  современного воспитания детей в  дошкольных учреждениях отводится  одно из самых важных мест. В «Программе воспитания в детском саду» категорически утверждается, что игры имеют большое значение для физического и психического развития каждого ребенка, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольника.

Как же используются игры в логопедической работе?

К сожалению, нередко  можно встретить логопедов, которые  занятия с дошкольниками проводят по шаблону, трафаретно и скучно. Сидит  с ребенком такой логопед и  изо дня в день «учит» название предметной картинки, «связывает» заученные с трудом слова в цепочки-предложения, опять же «учит» различать в словах слоги, в слогах – звуки. С дошкольником ведется работа над звукопроизношением, над обогащением словаря и совершенствованием фразы, по нормализации темпа и плавности речи. И все это идет по замкнутому кругу: картинки предметные, лото, домино, картинки сюжетные, развернутые фразы, сказки, рассказы. Для всех детей путь одинаков, только одни на этом материале автоматизируют и дифференцируют звуки; другие учат новые слова, третьи идут от сопряженной речи к отраженной речи, отвечают на вопросы и т.д.

Мы все не против  последовательности в логопедической работе, но против казенной трафаретности  в подходе к дошкольнику, что  и является зачастую причиной малой  эффективности в работе с ним.

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками  через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании  игровых  приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Ведь дети-логопаты в  большинстве случаев интеллектуально  здоровы, следовательно, потребности  в игре у них такие же, как  и у их сверстников. Но и отличаются нередко от своих сверстников. Это  отличие может выражаться со стороны  физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них порезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности.

Со стороны умственного  развития в тяжелых случаях мы наблюдаем иногда  довольно значительное отставание как вторичное и временное явление.

Наличие речевого дефекта  приводит к изменениям  в психической  сфере, а именно к появлению таких  черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности и пр.

По нашим наблюдениям, даже у дошкольников чувство ущемленности от сознания своего дефекта встречается  нередко. И при этом интересен  тот факт, что оно не коррелирует  с тяжестью дефекта, а связано с теми социальными условиями, в которых растет ребенок, и, конечно, с типом его нервной высшей деятельности. В своих наблюдениях мы все больше  убеждаемся, что сила и частота фиксированности (можно сказать, степень болезненной фиксированности) на своем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это в свою очередь определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива, и в конечном итоге все эти отношения обуславливают его поступки, поведение.

Особенности поведения  таких детей отмечаются и в играх. По наблюдениям Г.В.Косовой, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения  выразить свою мысль., боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (это касается дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении , речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

Своеобразно поведение  в игре у детей-алаликов, у которых действия с игрушками не носят развернутого характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них в таких случаях носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, а затем бесцельно бросают ее, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.

У заикающихся детей  мы наблюдаем робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Они чаще выступают зрителями или берут  в самостоятельных играх на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игры. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в

жизни отличаются неоправданно повышенной фантазией, некритичностью к своему поведению.   Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельно, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.

 

1.2  Характеристика логопедических игр.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми  дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в  целях коррекции  неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных  в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.

Попытки  создать специфические  логопедические игры иногда выливаются в удачные формы, но нередко  они надуманы и неинтересны для детей.

Термин «логопедические  игры» весьма неудачен, ибо таких  игр в номенклатуре дошкольной педагогики не значится. Есть игры сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры драматизации и др. номенклатура игр состоит в зависимости  от формы их проведения, а не от задач, которые они ставят. Поэтому правильнее говорить  об использовании общеизвестных игр, в логопедической работе с детьми.

В литературе в дошкольном воспитании опубликовано много уже апробированных на практике разнообразных игр, знание их, умение использовать в целях коррекции различных дефектов речи у детей – в этом мы видим задачу логопеда сегодня.

Логопеды московского  областного  психоневрологического санатория для детей с расстройствам речи под научно – методическим руководством сотрудников кафедры психопатологии и логопедии МГПИ им. В.И. Ленина – уже в течение ряда лет заняты поисками путей наиболее эффективного соединения процессов коррекции недостатков речи у детей с задачами их общеобразовательного обучения и воспитания.

В целях поиска оптимального единства процессов воспитания, обучения и коррекции речи детей-логопатов, названные коллективы проводят медико - педагогическое  изучение таких  детей , определяют рамки и направленность коррекционной работы в целом с детьми дошкольного возраста.1

Во вводной статье к сборнику  «Значение  игры в  воспитательной и логопедической работе с детьми» рассматриваются значения игры в жизни ребенка, некоторые  психологические  и речевые особенности детей-логопатов, направленность коррекционно-воспитательной работы с ними и проведение  игр на логопедических занятиях.

Практический материал разделен на три части:

  1. Подготовительные игры и упражнения.
  2. Игры для формирования правильного звукопроизношения.
  3. Потешки ,чистоговорки, считалки.

Информация о работе Работа над звукопроизношением с использованием логопедических игр