Работа над звукопроизношением с использованием логопедических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:48, реферат

Описание работы

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта , где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды

Содержание работы

Введение
I. Работа над звукопроизношением с использованием логопедических игр.
1.1 Значение игры в воспитательной и логопедической
работе с детьми…………………………………………2
1.2. Характеристика логопедических игр………………………………..………………….……6
II. Игра – важное направление коррекционной
логопедической работы.
2.1 Игровые приемы в логопедической работе…………………………………………………….10
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего  детства. Уже грудному младенцу можно  массировать пальчики, воздействуя  тем самым на активные точки, связанные  с корой головного мозга. В  раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки т т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Задача педагогов –  донести до родителей значение игр  на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю несколько игр на развитие мелкой моторики:

  • Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
  • Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: «у сосны, у пихты, елки очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник».
  • Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит  указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя  одновременно, говоря

« В зоопарке мы бродили,

к каждой клетке подходили

и смотрели всех подряд:

медвежат,волчат,бобрят».

 

Во время наших занятий  к нам приходят и сказочные герои – Веселый Карандаш, Незнайка, Буратино, Доктор Айболит, Снеговик, Дед Мороз, Чебурашка, животные приходят на наши занятия с занимательными заданиями.

Например, Доктор Айболит  обращается к детям с просьбой вылечить больных зверей, а болезнь заключается в том, что звери не произносят те или иные звуки. Дети их учат правильно говорить: описывают артикуляцию звуков, дают характеристику звука и т.д.

Дети очень любят  путешествовать. Поэтому путешествуем мы с ними часто: в страну звуков, букв, слогов, в страну добрых слов. Выбираем, на чем можно путешествовать. Хочешь плыть на пароходе? Тогда нарисуй, и появится пароход, заштрихуй его. Что возьмем с собой в дорогу? Нарисуй , отбери картинки, найди в них одинаковые звуки, Буквы, загрузи их по машинам: в красную – гласные, в синюю – согласные.

Широко использую на занятии игровые физкультминутки. Наибольшая эффективность от них  достигается лишь тогда, когда форма  и содержание разнообразны: оздоровительно-гигиенические, ритмические, подражательные, двигательно-речевые, элементы психогимнастики. Самые популярные игровые физкультминутки у нас это двигательно-речевые. Дети вместе читают веселые стихи, рифмовки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Например:   В детский  садик поутру

                      Прискакала  кенгуру,

                      Целый день она скакала

                      И детишкам помогала:

                       Снег с участка убирала, 

                       Лейкой горку поливала

                       И игрушки убирала.

 

 

Заключение.

В человеческой деятельности практически нет таких областей, где бы не использовалась речь. Речь нужна везде. Это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов. Друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильно, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые  дефекты, он зачастую подвергается насмешкам  сверстников, обидным замечаниям, в  концертах и детских праздниках не учувствует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отделяется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача логопеда совместно  с родителями убедить ребенка  в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в процессе коррекции речи.  А для  этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.  Желание ребенка учувствовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому обучающий взрослый должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь.

В своей работе я придерживаюсь  правила: не проходить программу, а  добиваться ее усвоения. Поэтому занятиям придаю легкий, занимательный характер, доступный восприятию дошкольников. Избегаю низких оценок в адрес детей и всегда помню о том, что ребенок должен испытывать психологическую защищенность.

Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.

 

 

Библиография.

  1. Игры  в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. -192 с.
  2. Использование логопедических игр в логопедической работе/ Сост. Д.А. Мазо, А.М.Черник, М.Ф.Фомичева. М.,1971.
  3. //Наука и Школа № 8 1997г. /Игра незаменимый помощник в обучении дошкольника/ С.Ильина.
  4. // Практическая психология и логопедия № 1-2 2003г. /Игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза/ А.Ю.Никитина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделать занятие с  детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

Игра – один из важнейших  приемов работы с детьми дошкольного  возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой  деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются  чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная  игра активирует внимание детей, снимает  психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра – наш незаменимый  помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как  выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру?  Конечно,  не может быть точного рецепта , где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды

Таким образом, можно  сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в  его работе с дошкольниками.

    1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

 

    1. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.

Вспомните, как загораются глаза  у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите:»А сейчас мы с вами, ребята , поиграем в одну интересную игру!» здесь не надо даже быть тонким психологом, чтобы  понять, какое громадное и особое место занимает игра  в жизни ребенка. Игры имеют большое значение в умственном , нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

В своих работах Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят  дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Такое же значение игре придавал и А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Известный врач и педагог  Е.А.Аркин обращал внимание на большое  значение игр детей для их успешного  физического воспитания.

Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется  значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания. На закономерность формирования у детей движений в процессе игры  указывает в своих работах А.В. Запорожец; на формирование моральных привычек – З.В.Мануйленко; В.А.Горбачева, З.М.Истомина приходят к заключению, что у ребенка, взявшего  на себя в игре  определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче; такой же вывод о выполнении детьми несложных трудовых операций в игре делает Я.З. Неверович.

Касаясь вопроса о  влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод:» Специальные  экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных  психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных.

Результатом специальных  исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе  современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из самых важных мест. В «Программе воспитания в детском саду» категорически утверждается, что игры имеют большое значение для физического и психического развития каждого ребенка, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольника.

Как же используются игры в логопедической работе?

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками  через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании  игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Ведь дети-логопаты в  большинстве случаев интеллектуально  здоровы, следовательно, потребности  в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но и отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них порезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности.

1.2  Характеристика логопедических игр.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми  дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции  неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных  в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами.

Попытки  создать специфические логопедические игры иногда выливаются в удачные формы, но нередко  они надуманы и неинтересны для детей.

Термин «логопедические  игры» весьма неудачен, ибо таких  игр в номенклатуре дошкольной педагогики не значится. Есть игры сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры драматизации и др. номенклатура игр состоит в зависимости  от формы их проведения, а не от задач, которые они ставят. Поэтому правильнее говорить  об использовании общеизвестных игр, в логопедической работе с детьми.

В литературе в дошкольном воспитании опубликовано много уже  апробированных на практике разнообразных  игр, знание их, умение использовать в  целях коррекции различных дефектов речи у детей – в этом мы видим  задачу логопеда сегодня.

Логопеды московского  областного  психоневрологического санатория  для детей с расстройствам  речи под научно – методическим руководством сотрудников кафедры  психопатологии и логопедии МГПИ им. В.И. Ленина – уже в течение  ряда лет заняты поисками путей наиболее эффективного соединения процессов коррекции недостатков речи у детей с задачами их общеобразовательного обучения и воспитания.

В целях поиска оптимального единства процессов воспитания, обучения и коррекции речи детей-логопатов, названные коллективы проводят медико - педагогическое  изучение таких детей , определяют рамки и направленность коррекционной работы в целом с детьми дошкольного возраста.1

Информация о работе Работа над звукопроизношением с использованием логопедических игр