Работа над звукопроизношением с использованием логопедических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:48, реферат

Описание работы

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта , где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды

Содержание работы

Введение
I. Работа над звукопроизношением с использованием логопедических игр.
1.1 Значение игры в воспитательной и логопедической
работе с детьми…………………………………………2
1.2. Характеристика логопедических игр………………………………..………………….……6
II. Игра – важное направление коррекционной
логопедической работы.
2.1 Игровые приемы в логопедической работе…………………………………………………….10
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Практический материал разделен на три части:

1. Подготовительные игры и упражнения.

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения.

3. Потешки ,чистоговорки, считалки.

Последовательность коррекционной  работы над неправильным  звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука  изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Именно этот главный принцип, которого мы придерживались при подборе игр для логопедической работы с ребенком.

    1. Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука  и к правильному  артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведению. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разны: биологический или речевой. Подбор игр идет  в строго последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их  звукочастотным  свойствам. Затем для развития  речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

 Например, игры:

«Кто лучше слушает?»

Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к  другу и дает задание: «Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь только тогда, когда услышит слова со звуком Ш. какой звук? А, Катя будет поднимать руку  лишь  тогда, когда услышит слова, в которых есть звук Ж».  Еще  раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов.

«Какой звук есть во всех словах?

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук Ш. затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – Ж; чайник, ключ, очки –Ч; щетка, ящик, щавель – Щ; коса, усы, нос – С; селедка, Сима, лось – СЬ; коза, замок, зуб – З; зима, зеркало вазелин -ЗЬ; цветок, яйцо, курица –Ц; лодка, стул, лампа –Л; липа, лес, соль – ЛЬ; рыба, ковер, крыло – Р; рис, крепость, букварь – РЬ.

Для вызывания правильного  артикуляционного уклада  необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей  артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба.(Сказки о Веселом Язычке)

Есть игры на активизацию  артикуляционной моторики, но, к  сожалению, таких игр оказалось  очень мало.

К подготовительным мы условно  отнесли  игры на развитие  дыхания  и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе  при дизартриях и ринолалиях, и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

2. игры для формирования  правильного звукопроизношения  подобраны на    различные  звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. Но имеющиеся в этом разделе игры  на звукоподражание могут быть использованы как попытка  вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребенком подготовительных игр и упражнений.

В целом здесь подобраны игры для автоматизации и дифференциации различных звуков в принятой последовательности, о которой мы уже говорили выше.

3. Потешки, чистоговорки, считалки подобраны на тоже  звуки и группы звуков, что  и в предыдущем  разделе. Повторение  вслед за логопедом или выученные  наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить целям  автоматизации и дифференциации  определенных звуков  в самостоятельной речи детей.

Например:   В детский  садик поутру

                      Прискакала  кенгуру,

                      Целый день она скакала

                      И детишкам помогала:

                       Снег с участка убирала, 

                       Лейкой горку поливала

                       И игрушки убирала.

 

 

Их можно дать отдельно от игр  как самостоятельно, так и в игровой форме.

Рекомендованные игры могут быть использованы  как для формирования правильной речи у детей, так и для коррекции  различный ее несовершенств. Как  для детей с недостатками звукопроизношения(физиологические  несовершенства, функциональные дислалии), так и для детей-ринолаликов и дизартриков в первую очередь могут быть рекомендованы игры на развитие  слухового внимания, фонематического слуха,  артикуляционной моторики и соответственно дефекту игры на формирование определенных групп звуков(их постановка, автоматизация, дифференциация). Закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи у детей дизартриков и ринолаликов можно проводить на материале потешек, чистоговорок и загадок.

Основное обучение у  нас, логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. На своих занятиях широко использую игровые приемы обучения. Глубоко убеждена, что именно они обеспечивают успех занятия, делают их увлекательными и желанными для детей.


Информация о работе Работа над звукопроизношением с использованием логопедических игр