Работа над звукопроизношением с использованием логопедических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:48, реферат

Описание работы

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта , где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды

Содержание работы

Введение
I. Работа над звукопроизношением с использованием логопедических игр.
1.1 Значение игры в воспитательной и логопедической
работе с детьми…………………………………………2
1.2. Характеристика логопедических игр………………………………..………………….……6
II. Игра – важное направление коррекционной
логопедической работы.
2.1 Игровые приемы в логопедической работе…………………………………………………….10
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Последовательность коррекционной  работы над неправильным  звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука  изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Именно этот главный принцип, которого мы придерживались при подборе игр для логопедической работы с ребенком.

    1. Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука  и к правильному  артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разны: биологический или речевой. Подбор игр идет  в строго последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их  звукочастотным  свойствам. Затем для развития  речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Для вызывания правильного  артикуляционного уклада  необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей  артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба.

Есть игры на активизацию  артикуляционной моторики, но, к  сожалению, таких игр оказалось  очень мало.

К подготовительным мы условно  отнесли  игры на развитие  дыхания  и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе  при дизартриях и ринолалиях, и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

2. игры для формирования  правильного звукопроизношения  подобраны на    различные   звуки и группы звуков, наиболее  часто искажающиеся у детей. Мы не включили сюда приемы постановки звуков, иначе это не соответствовало нашей задаче. Эти приемы можно найти в логопедической литературе. Но имеющиеся в этом разделе игры  на звукоподражание могут быть использованы как попытка  вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребенком подготовительных игр и упражнений.

В целом здесь подобраны  игры для автоматизации и дифференциации различных звуков в принятой последовательности, о которой мы уже говорили выше.

3. Потешки, чистоговорки, считалки подобраны на тоже звуки и группы звуков, что и в предыдущем  разделе. Повторение вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить целям автоматизации и дифференциации  определенных звуков  в самостоятельной речи детей.

Их можно дать отдельно от игр  как самостоятельно, так  и в игровой форме.

Рекомендованные игры могут  быть использованы  как для формирования правильной речи у детей, так и  для коррекции различный ее несовершенств. Как для детей с недостатками звукопроизношения(физиологические несовершенства, функциональные дислалии), так и для детей-ринолаликов и дизартриков в первую очередь могут быть рекомендованы игры на развитие  слухового внимания, фонематического слуха,  артикуляционной моторики и соответственно дефекту игры на формирование определенных групп звуков(их постановка, автоматизация, дифференциация). Закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи у детей дизартриков и ринолаликов можно проводить на материале потешек, чистоговорок и загадок.

В логопедической работе с заикающимися детьми могут быть с успехом использованы игры по развитию  физиологического и речевого дыхания  и голоса, считалки, потешки, загадки, а также  игры по совершенствованию  фразовой речи  и способствующие нормализации темпа и плавности.

Поскольку в практике, как правило, мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений  у детей ( например, при дизартриях и ринолалиях, помимо недостатков  звукопроизношения, встречаются несовершенства фразовой речи, при алалиях и афазиях – недостатки звукопроизношения, а при заикании – иногда и то и другое), то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком  должен стать строго индивидуальным. При этом логопеды, воспитатели, руководствуясь логопедической целью, должны иметь всегда  ввиду воспитательные и общеобразовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильное отношение ребенка к коллективу и к своему месту в нем и пр.

Игры, опубликованные в книгах М,Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения», О.Голецыовой и др.»Игры в детском саду», М.Г.Геринг, Н.А.Герман «Воспитание у дошкольников правильной речи», выпущенных издательством «Просвещение» и другими издательствами. Большинство игр перерабатывается составителями. В содержании некоторых игр  составители изменили методику с целью использования их в логопедической работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Игра  - важное направление коррекционной

логопедической  работы.

2.1 Игровые  приемы в логопедической работе.

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее  время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень  речевого развития детей снижается. Причины этого явления видятся  в следующем:

  • Часто поздняя диагностика речевого развития детей;
  • Некомпетентность и пассивность педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребенка;
  • Подмена речевого развития обучением грамоте;
  • Ухудшение состояния развития детей.

Все чаще в старшей  и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие  речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие , слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием  существительных и глаголов. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной.

Как следствие  дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры и игровых приемов, по-моему, мнению, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны – более активно воздействовать на ребенка.  Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

В своей работе при  проведении и изготовлении игр, наглядных  пособий к ним, опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, чтобы они были понятны  и доступны детям. Из опыта работы могу утверждать, что игра должна быть внешне привлекательной и эстетичной. Количество пособий лучше изготавливать по числу детей в занимающейся подгруппе.

Например:

  • Игра «Домики» - индивидуальные карточки для определения места звука в слове
  • Игра «Собери бусы» - для развития мелкой моторики пальцев рук.
  • Игра «Полет бабочки» - пособие для работы над воздушной струей.

 

 

В своей работе хочу остановиться на некоторых логопедических играх, которые наиболее часто использую  в своей работе, как наиболее эффе5тивные, на этапе развития фонематического восприятия, обучениям навыкам звукового анализа и синтеза, автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшей и подготовительной к школе группах.

Звуковой анализ и  синтез слогов и слов – один из этапов  логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения.  Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия  для развития таких операций ,как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков определение места звука и др. хорошо представляя те трудности, с которыми  дети столкнутся в процессе овладения  звуковым анализом и синтезом, строю все обучение на игровых приемах, обеспечивая доступность материала и заинтересованность детей.

Словесные игры они облегчают решение таких задач, как формирование  правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков.

К моменту перехода в  старшую группу дети могут произносить  многие звуки (их артикуляционный аппарат  уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но по- прежнему  необходимо уделять серьезное внимание развитию фонематического слуха  и артикуляционного аппарата детей, учить их различать звуки на слух и правильно произносить их (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р).  С этой целью проводится  на каждом занятии артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков звукопроизношения.

Не все дети  достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают  их. Это относится в основном к  определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с-ц, с-ш,;ш-ж и другие.

Для развития фонематического  восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие  того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными  звуками , или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель данных игр и  упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух  и в произношении некоторые пары звуков (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з=ж, ц-ч, с-щ, л-р), правильно выделять во фразах нужные слова.

 Например, игры:

«Кто лучше слушает?»

Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к  другу и дает задание: «Я буду называть слова, а Саша будет поднимать  руку лишь только тогда, когда услышит  слова со звуком Ш. какой звук? А, Катя будет поднимать руку  лишь  тогда, когда услышит слова, в которых есть звук Ж».  Еще  раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов.

На седьмом году  жизни звукопроизношение  детей  мало, чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикулярного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух произношении звуки, близкие по звучанию или произнесению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом необходимо следить  за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных игр и  упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний.

«Какой звук есть во всех словах?

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук Ш. затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – Ж; чайник, ключ, очки –Ч; щетка, ящик, щавель – Щ; коса, усы, нос – С; селедка, Сима, лось – СЬ; коза, замок, зуб – З; зима, зеркало вазелин -ЗЬ; цветок, яйцо, курица –Ц; лодка, стул, лампа –Л; липа, лес, соль – ЛЬ; рыба, ковер, крыло – Р; рис, крепость, букварь – РЬ.

Логопед следит, чтобы  дети четко произносили звуки, правильно  называли твердые и мягкие согласные.

 

Игры с использованием наглядности.

При изучении звуков необходимо давать их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абсолютные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических  схем, символов, опираясь на которые  дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть

 

Отдельно хотелось бы остановиться на играх для развития мелкой моторики рук. Уникальность этих игр, на наш взгляд, состоит в том, что в них обычные бытовые  предметы превращаются в увлекательные и полезные игрушки. Для детей это одновременно и процесс обучения, и возможность соприкоснуться с чудесными превращениями знакомых вещей: бутылочные пробки – «лыжи»- могут мчаться по «снежной» дорожке, в пельменнице живут непоседливые пчелы, звери в зоопарке спрятались по клеткам – решеткам для раковины. Действия, выполняемые ребенком в игре, сопровождаются четверостишиями или короткими стихотворениями. В результате игра становится более эмоциональной. А для родителей эти игры – просто клад. Во-первых, для них не нужен сложный инвентарь: все есть под рукой. Во-вторых, родителям не надо серьезно готовиться и тратить драгоценное свободное время не на игру, а на подготовку к ней. В-третьих, для этих игр  не нужны большие помещения – вы разместитесь даже на кухонном столе.

Информация о работе Работа над звукопроизношением с использованием логопедических игр