Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 11:44, курсовая работа
Задачи исследования:
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению ручных операций;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость ручных операций в обучении учащихся 6 класса.
Введение 3
Глава 1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных школ 5
1.1. История ручного труда 5
1.2. Методика обучения технологии 16
1.3. Методика обучения школьников ручным операциям 21
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Методика проведения занятий по ручным операциям при изучении раздела «Резьба по дереву» 27
2.1. Методика обучения раздела «Резьба по дереву» 27
2.2. Развернутые сценарии уроков технологии 33
2.3. План-конспект уроков 43
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение
Содержание
Введение
Глава 1. Технология и методика
обучения учащихся общеобразовательных
школ
1.1. История ручного труда
1.2. Методика обучения
технологии
1.3. Методика обучения
школьников ручным операциям
Выводы по первой главе
Глава 2. Методика проведения
занятий по ручным операциям при
изучении раздела «Резьба по дереву»
2.1. Методика обучения
раздела «Резьба по дереву»
2.2. Развернутые сценарии
уроков технологии
2.3. План-конспект уроков
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность проблемы изучения влияния ручных операций на личности школьников существует в мире и в России с давних времен, и по сей день.
На всех стадиях своего развития отечественная (российская) школа уделяла большое внимание ручным операциям в трудовом обучении и воспитанию учащихся. Это нашло свое отражение в учебных планах и программах школы.
В своих исследованиях авторы вскрывают не только условия лучшей организации учебного процесса на уроках труда, но и воспитательное значение ручных операций в развитии личности учащихся[1, c. 12].
Хотя у авторов, было разное понимание роли ручных операций в развитии сознания человека, но высказывания их о значении ручных операций для развития учащихся оставались весьма общими. Между тем школа всегда нуждалась в конкретных педагогических рекомендациях по вопросу о путях повышения воздействия ручных операций на учащихся. Именно поэтому данное исследование имеет важную роль, в контексте повышения функции образования в общем, исходя из этого - выбранная тема курсовой работы является актуальной
Цель курсовой работы – разработать методику обучения учащихся ручным операциям при изучении раздела «Резьба по дереву» в 6 классе.
Объект исследования – учебный процесс в контексте раздела «Резьба по дереву».
Предмет исследования – применение методов и приемов обучения учащихся ручным операциям.
Гипотеза: трудовое обучение учащихся ручным операциям будет эффективным если:
- учитель будет владеть
современной теорией и
- создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения при ручных операциях.
- ручной труд будет рассматриваться как средство развития личности учащихся.
Методы исследования:
– анализ теоретических источников по теме исследования;
– наблюдение, беседа;
– анализ работы учащихся.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие
педагогические подходы к
- определить роль и
место данного педагогического
объекта в структуре
- разработать методические
материалы, позволяющие
Теоретическая значимость работы заключается в определении гностической сущности ручных операций при трудовом обучении, которые могут быть использованы в процессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих способностей учащихся.
Практическая значимость: разработанная методика технологии, перспективно-тематический план и развернутые сценарии и план - конспекты уроков могут быть использованы в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.
Глава 1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных школ
1.1 История развития ручного труда
Предпосылки введения ручного
труда в общеобразовательную
школу России. Во второй половине XIX
столетия бурное развитие науки и
техники, строительство городов, железных
дорог, линий связи быстрыми темпами
изменяли образ жизни человека. Уходило
в прошлое патриархальное натуральное
хозяйство. Развитие промышленного
производства привело к усилению
конкуренции между
Общеобразовательная школа
в это время подвергалась резкой
критике за усиливавшееся отставание
содержания и методов обучения от
требований производства. Развернулось
движение за реформирование школы. Создавалась
новая педагогика, которая получила
название реформаторской. Ее приверженцы
пытались изменить характер обучения,
обеспечить его психолого-педагогическое
обоснование, приблизить содержание, методы
и направленность школьного образования
к требованиям научно-
Одной из ведущих тенденций было стремление дополнить интеллектуальную деятельность различными видами двигательной активности. Поэтому наиболее представительным в реформаторской педагогике оказалось движение за "трудовую школу". Его участники считали, что интеллектуальное развитие должно быть сопряжено с физическим трудом. В рамках движения образовался ряд самостоятельных направлений, ведущим среди которых стал так называемый "мануализм" ("travail manuel" в переводе с французского означает "ручной труд"). Европейские педагоги-мануалисты предлагали с целью совершенствования обучения ввести в общеобразовательных школах в качестве самостоятельного предмета ручной труд, который, как они полагали, должен иметь педагогический характер, т.е. прежде всего развивать и воспитывать учащихся.
В России вследствие невысокой
эффективности ремесленного класса
и возраставшей объективной потребности
промышленности в квалифицированных
рабочих актуализировалась идея
о введении в народные школы ручного
труда в качестве самостоятельной
дисциплины. Анализ такого обучения в
школах европейских государств показал,
что во многих странах к этому
времени уже сложились
Французская система обучения
основывалась на тщательном изучении
отдельных операций при изготовлении
деталей или частей изделия и
ориентировала учащихся на подготовку
к работе на производстве с высокой
степенью разделения труда. Первоначально
в качестве подручного материала
использовались бумага и картон, далее
осуществлялся постепенный
Германская система обучения отличалась сочетанием теоретических и практических занятий.
Но эта система была недостаточно продуманной и обоснованной с педагогической точки зрения, характеризовалась однообразием и невысокой эффективностью учебных занятий.
В финских школах проводились работы столярные и токарные, дети плели корзины. Особое внимание обращалось на аккуратность и точность, на применение знаний, полученных на уроках естествознания и математики. Но слишком большое разнообразие изготовляемых предметов и сложность операций заметно снижали практическую значимость этой системы.
В Дании можно отметить
одновременную работу учителя со
всем классом, применение предварительных
упражнений с различными инструментами,
предназначенными для выполнения практических
работ, строгую систематизацию операций
в порядке возрастания
В целом во второй половине XIX в. движение за введение ручного труда в общеобразовательные школы получило поддержку правительств многих европейских государств. Это объяснялось прежде всего тем, что нововведение давало весьма ощутимые результаты как в педагогическом, так и в экономическом отношении. Например, известный российский деятель просвещения В. И. Фармаковский указывал на значительное повышение конкурентоспособности германских товаров и увеличение темпов развития промышленности в Германии именно благодаря общим изменениям в содержании образования и распространению в народных школах ручного труда[4, c. 78].
Проблемы, связанные с
введением обучения ручному труду
в России, неоднократно обсуждались
на заседаниях Постоянной комиссии по
техническому и профессиональному
образованию, созданной в 1868 г. при
Императорском Русском
Особо следует отметить тот факт, что О. Саломон разработал педагогическое обоснование необходимости обучения детей ручному труду, в распространении которого ученый выделил такие направления, как фребелевское, гербартовское и нэсское. Сущность первого направления он видел в развитии посредством ручных работ духовно- нравственных способностей детей и сообщение им полезных знаний; второго - в применении ручных работ в качестве иллюстративного средства; третьего - в использовании ручного труда с целью общего развития ребенка.
Кроме того, были названы пять конкретных задач:
1. Привить детям любовь
к работе вообще. Большая часть
их по окончании школы должна
будет обеспечивать себя, занимаясь
физическим трудом, поэтому без
желания и умения работать
они окажутся обреченными на
жалкое существование. Но эти
качества можно воспитать
2. Дать общие навыки
ручной работы, которые являются
своего рода
3. Сформировать и укрепить
привычку к самостоятельности.
Традиционная школа имеет
4. Приучать к порядку,
аккуратности и точности, что
возможно лишь тогда, когда
ученики в состоянии выполнить
задания в строгом
5. Усиливать внимание, прилежание,
настойчивость. Трудно
Практическая часть принятой
системы подразумевала
С целью популяризации
и распространения своей
Введение дисциплины ручного труда в школы России. По инициативе и при непосредственном участии известного ученого-механика, директора Петербургского технологического института, а с 1888 г. - министра финансов России И. А. Вышнеградского к 1884 г. был разработан "Проект общего нормального плана промышленного образования в России". В этом документе излагались принципы организации профессионального образования. "Проект..." предусматривал создание стройной системы подготовки специалистов различных уровней - рабочих, мастеров, "коммерчески образованных" руководителей. Ставились важные задачи: увязать программу обучения в профессиональной школе с потребностями промышленности; достичь строгого соответствия каждой ее ступени определенному уровню подготовки специалистов; преодолеть односторонний характер профессионального образования, обеспечив обязательное согласование общего и профессионального образования[6, c. 58].