Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 11:44, курсовая работа
Задачи исследования:
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению ручных операций;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость ручных операций в обучении учащихся 6 класса.
Введение 3
Глава 1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных школ 5
1.1. История ручного труда 5
1.2. Методика обучения технологии 16
1.3. Методика обучения школьников ручным операциям 21
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Методика проведения занятий по ручным операциям при изучении раздела «Резьба по дереву» 27
2.1. Методика обучения раздела «Резьба по дереву» 27
2.2. Развернутые сценарии уроков технологии 33
2.3. План-конспект уроков 43
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение
Самостоятельная практическая деятельность невозможна без овладения общетрудовыми умениями. Самостоятельность выполнения задания означает, что ученик понял задание, мысленно построил образ того объекта, который должен быть изготовлен, подобрал орудие труда, материалы, определил способы обработки, спланировал последовательность действий, контролировал работу в процессе ее выполнения. Одна из типичных трудностей для детей в том, что до начала практических действий некоторые ученики не усваивают во всей полноте заданную цель, у них не формируется в сознании полный и точный образ конечного результата работы. Одна из причин неточного усвоения цели деятельности - затруднения в пространственной ориентировке. Коррекция этапа ориентировки возможна в следующих направлениях.
Выводы по первой главе
Необходимо постепенно усложнять объекты как по количеству операций, требующихся для их изготовления, так и по доступности анализа (сначала плоский, затем объемный образец; сначала детали ясно видны, затем частично скрыты; сначала натуральный образец, затем рисунок, фотография, чертеж).
Важно учить учащихся технике восприятия: включать в процесс активного восприятия разные органы чувств (плоский образец ученики воспринимают не только зрительно, но и с помощью осязания: объемный образец берут в руки, поворачивают, заглядывают внутрь, переворачивают, заглядывают с разных сторон); систему вопросов учителя для наблюдения направлять на формирование расчлененного восприятия образца (Из каких частей состоит? Сколько их? Какой они формы? Как расположены? Как соединены между собой? Из какого материала сделаны?).
Значительное место в ручной работе занимает обучение планированию предстоящих действий, вычленению этапов работы, установлению последовательности осуществляемых действий. Возможны следующие пути организации деятельности учащихся на этапе планирования: коллективное планирование после анализа образца, в котором принимает участие весь класс, ученики совместно вырабатывают план действий; послеоперационное планирование во время исполнительского этапа, когда внимание учеников направляется на выявление связи между отдельными частями объекта и способами их соединения, на выявление причинно-следственных зависимостей между отдельными операциями; использование дополнительной наглядности в виде инструкционных карт, в которых дается предметный план изготовления изделия, план изготовления изделия в рисунках или чертежах. Работа, направленная на развитие общетрудовых умений, способствует преодолению импульсивности, необдуманности действий, воспитывает произвольное внимание, стимулирует развитие речи, нормализует взаимодействие речи и деятельности[20, c. 45].
Глава 2. Методика проведения уроков по ручным операциям при изучении раздела «Резьба по дереву»
2.1 Методика обучения раздела «Резьба по дереву»
Резьба по дереву - древний
вид народного декоративного
искусства. В нашей стране, богатой
лесами, дерево всегда было одним из
самых любимых материалов. Понимание
его пластических свойств, красоты
текстуры развивалось в творческом
опыте многих поколений народных
мастеров. Искусством плотницкого ремесла
издавна славились русский
Каждому центру народной резьбы по дереву присущи свои ярко выраженные художественно-стилистические черты, основанные на особенностях культурного развития, географических и природных условий, экономики края.
Издавна сложившиеся способы
художественной резьбы по дереву в
наши дни развивают художники
и мастера предприятий народных
художественных промыслов. Настоящая
программа предназначена для
преподавания предмета "Искусство
резьбы по дереву" на занятиях декоративно
прикладного искусства в
Цель программы познакомить учащихся школ с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.
Задачи программы.
Обучающие:
-обучить практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;
-обучить владению инструментом для резьбы по дереву;
-сформировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
-научить правилам безопасности при обработке художественных изделий;
Развивающие:
-развить навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;
-развить художественный вкус, общую культуру личности;
-развить умение давать оценку своей работе.
Воспитывающие:
-приобщить детей к истокам русской народной культуры;
-воспитать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
-привить любовь к традиционному художественному ремеслу.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными традиционными видами художественной резьбы по дереву, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами и т.д[22, c. 45].
Важным этапом на пути создания
учащимися самостоятельных
После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:
-о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
-об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
-о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву;
-о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;
-о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов;
-правила безопасности при обработке художественных изделий;
Учащиеся должны уметь:
-делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
-разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;
-владеть инструментом для резьбы по дереву;
-владеть техническими приемами геометрической резьбы;
-выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.
Преподаватель должен использовать программу творчески, исходя из конкретных условий работы и уровня подготовки учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов | ||
Всего |
Теоретич. |
Практич. | ||
Введение |
2 |
2 |
||
Раздел 1. Знакомство с художественно-техническими приемами геометрической резьбы | ||||
1.1. |
Древесина и ее свойства. Измерительный инструмент резчика по дереву. Инструменты для резьбы, подготовка инструментов к работе. Техника безопасности. |
2 |
2 |
|
1.2. |
Основные виды геометрической резьбы, приемы их выполнения. Простейшие композиции. |
16 |
2 |
14 |
1.3. |
Резной геометрический орнамент.
Создание несложных изделий в
технике трехгранно-выемчатой |
24 |
24 | |
1.4. |
Резьба несложного изделия
в технике контурной или |
24 |
24 | |
Итого за 1 год обучения |
68 |
6 |
64 |
Содержание занятий
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Введение
Народное декоративное искусство. Резьба по дереву в России. Особенности народного искусства. Творчество народных мастеров-резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска, Хотькова. Производственный цикл. Технологический процесс изготовления художественных изделий из дерева. Оборудование и инструменты рабочего места резчика, токаря. Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Раздел 1. Знакомство с художественно-техническими приемами геометрической резьбы.
Тема 1.1. Древесина и ее свойства. Измерительные инструменты резчика по дереву. Инструменты для резьбы. Подготовка к работе. Техника безопасности.
Природная текстура древесины. Расположение и характер рисунка волокон древесины при резьбе по дереву. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Влажность и сушка древесины. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.
Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от характера выполняемых резных работ[23, c. 78].
Назначение измерительных инструментов. Краткая характеристика каждого из них.
Инструменты для резьбы по дереву. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Хранение инструментов. Подготовка инструментов для резьбы по дереву.
Освоение учащимися навыков заточки и правки инструментов. Техника безопасности при заточке и правке инструментов для резьбы.
Тема 1.2. Основные виды геометрической резьбы, приемы их выполнения, простейшие композиции.
Художественно-технические
приемы геометрической резьбы по дереву.
Художественные изделия из дерева,
украшенные геометрической резьбой. Образцы
народного искусства, современные
изделия художественного
Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Трехгранно-выемчатая резьба.
Техническая и художественная стороны трехгранновыемчатой резьбы. Приемы резьбы равнобедренных треугольников. Узор "трехстороннее сияние со срезкой", узор "розетка с сиянием". Приемы резьбы узора трехгранно-выемчатое "четырехстороннее сияние". Выполнение узоров: "куличок", "змейка", "витейка", "бусы", "елочка", "сколышек", "чешуйка", "шишки", "лесенки", "кубики", "решетка".
Создание на дощечках из липы или осины вариантов узоров, образуемых благодаря техническим приемам трехгранновыемчатой резьбы.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 1.3. Резной геометрический
орнамент. Создание несложных изделий
в технике трехгранно-
Копирование типовых несложных композиций. Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра, равновесие и т.д.) в резьбе на прялках, на наличниках окондомов, в украшении бытовой утвари.