Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 11:44, курсовая работа
Задачи исследования:
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению ручных операций;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость ручных операций в обучении учащихся 6 класса.
Введение 3
Глава 1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных школ 5
1.1. История ручного труда 5
1.2. Методика обучения технологии 16
1.3. Методика обучения школьников ручным операциям 21
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Методика проведения занятий по ручным операциям при изучении раздела «Резьба по дереву» 27
2.1. Методика обучения раздела «Резьба по дереву» 27
2.2. Развернутые сценарии уроков технологии 33
2.3. План-конспект уроков 43
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение
6. Вводное выполнение приемов практической работы (10 мин.);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (23 мин.);
8. Текущее инструктирование учителя (5 мин.);
9. Подведение итогов урока (2 мин.);
УРОК №7-8
Раздел программы: художественная обработка древесины
Тема: Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.
Класс: 6 класс
Время работы: 90 минут
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся образной и смысловой русской национальной художественной культуры через декоративно-прикладное искусство; формировать знания учащихся о народном орнаменте; дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике; приобретение учащимися навыков построения орнаментальной композиции, умения выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе. Развивающая: Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся; развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал.
Воспитательная: формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: тетрадь в клетку; кисти № 2; гуашь “гамма”; карандаш; ластик.
Дидактический материал к учебному занятию: Подборка иллюстраций работ народных мастеров; работы учащихся прошлых лет.
Место проведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
3. Опрос учащихся по изученному материалу (5 мин.).
4. Изложение нового материала (25 мин.);
5. Вводный инструктаж (15 мин.);
6. Вводное выполнение приемов практической работы (12 мин.);
7. Самостоятельная практическая работа учащихся (23 мин.);
8. Текущее инструктирование учителя (5 мин.);
9. Подведение итогов урока (2 мин.);
УРОК №9-10
Раздел программы: Художественная обработка древесины
Тема: Резьба несложного изделия в технике контурной или скобчатой резьбы.
Класс: 6 класс
Время работы: 45 минут Цели урока: Образовательная: научить составлять технологическую карту и по ней изготовлять изделие; закрепить технику владения резцом.
Развивающая: развить пространственное мышление при составлении модуля.
Воспитательная: воспитать чувство вкуса и умение правильно и аккуратно выполнять работу.
Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: циркуль, линейка, карандаш, заготовка деталей, рабочая коробка с инструментами.
Дидактический материал к учебному занятию: образцы резьбы изделий, технологическая карта, плакат техники безопасности.
Место проведения: учебная мастерская
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.);
2. Мотивационный этап (2 мин.);
3. Сообщение темы и цели урока (1 мин.);
4. Подготовка к выполнению трудового задания (15 мин.);
5. Проверка готовности рабочих мест (3 мин.);
6. Самостоятельное выполнение учащимися трудового задания(57 мин.);
7. Подведение итогов урока (3 мин.);
8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест (5 мин.).
Выводы по второй главе
Целью занятий в кружке
«Художественная обработка
В дальнейшем преподаватель должен помогать советами всем членам кружка на каждом занятии, на всех технологических стадиях, так как данный декоративно-прикладной вид искусства требует знания технологии ручной и станочной обработки древесины.
Первым и основным условием, необходимым для нормальной работы кружка, является подготовка помещения для занятий, хранения необходимого инвентаря и оборудования. Занятия следует проводить в светлом, просторном помещении, не загроможденном мебелью. Этого требует специфика кружка, так как кружковец должен иногда отрываться от изготовления изделия, для того чтобы оценить работу, увидеть свои ошибки, посоветоваться с товарищем. Без этого творческая работа просто невозможна. Руководителю необходимо позаботиться о нормальной, творческой обстановке.
Занятие в кружке лучше проводить два раза в неделю по 2 часа во внешкольных учреждениях, а в школе — два раза в неделю, но по 1 часу или одно занятие в неделю по 2 часа с небольшим перерывом. Сдвоенные часы занятий позволят сократить время на подготовку рабочих мест и их уборку. Перерыв лучше устраивать через полчаса или через час после начала работы. Занятия в кружке советуем проводить в определенные дни, чтобы настрой кружковцев на работу не пропадал.
Посещаемость кружка, дисциплина, а в конечном счете и результаты труда во многом зависят от четкой организации, от умелого планирования занятий и требований к членам кружка. Руководитель должен следить за соблюдением правил, установленных в кружке, за содержанием рабочих мест, учить бережному отношению с инструментами. Наглядные пособия, рабочий материал, инструменты и незаконченные изделия должны храниться в шкафах.
Заключение
Уже прошла эпоха чистых исполнителей, людей – автоматов. Конечно, сохраняется еще немало ситуаций, когда вполне возможно стандартное, много раз опробованное действие. Однако их число быстро сокращается.
Последние десятилетия выросла явная потребность в ищущей и творческой личности. Ведь в каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии. И что особенно важно творческую личность развивать с раннего детства.
Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Они изо всех сил стараются, чтобы было красиво. И это прекрасно уже само по себе. Любое изделие надо не только сделать своими руками, но прежде всего, придумать его в воображении. Таким образом, в свои поделки дети вкладывают и фантазию, и вкус, и умения. А это и есть процесс воплощения творческого замысла. Изготовив реальный предмет его можно использовать в играх, развлечениях, в быту, также в качестве подарков и сувениров.
Каждый урок технологии – это урок творческого вдохновения и радости, которое будет многократно воспроизведено нашими детьми во взрослой жизни. Пусть это будет жизнь, полная красоты и духовности.
Декоративно–прикладное
искусство – это обширная область
искусств, которая служит художественному
формированию материальной среды, создаваемой
человеком, способствует внедрению
в нее эстетического и идейно–
Разнообразие ручных операций на уроках технологии помогает поддерживать высокий интерес. Уроки направлены на развитие творческих способностей и фантазии учащихся, расширение кругозора и совершенствование технологических навыков. Это помогает детям стать мастерами своего дела – изготавливать свои авторские работы.
Таким образом, трудовое обучение учащихся ручным операциям будет эффективным если:
- учитель будет владеть
современной теорией и
- создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения при ручных операциях.
- ручной труд будет рассматриваться как средство развития личности учащихся.
Разработанная методика технологии развернутые сценарии и план - конспекты уроков могут быть использованы в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.
Список использованной литературы
1.Абросимова, А., Каплан, Н., Митлянская, Т. Художественная резьба по дереву, кости, рогу. 2-е изд. М., «Высшая школа», 2010. - с.210.
2.Ахияров, К.Ш., Атутов, П.Р., Тагариев, Р.З. Политехническая направленность обучения основам наук в образовательной школе: Учеб. пособ. для студентов педагогических институтов. – М., 2011. – с.132.
3.Афонькин, С.Ю., Афонькина АС. Орнаменты народов мира. С.-П. Кристалл, 2010. – с.95.
4.Барадулин, В.А. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 2010. – с.148.
5.Борисов, И. Б. Обработка дерева. - М.: Феникс, 2009.- с.195.
6.Большаков, М.В. Декор и орнамент в книге. М.: Книга, 2010.- с.97.
7.Буткевич, Л.М. История орнамента. М.: Владос, 2009.- с.50.
8.Выбор методов обучения в средней школе. / Под ред. Ю.К. Бабанского,. М., 2011.- с.110.
9.Гренберг, Ю.И. Технология живописи. М., 2011.- с.134.
10.Герчук, Ю.Я. Что такое орнамент? М.: Гамарт, 2010. – с.97.
11.Домовая и художественная резьба по дереву /сост. Кирюхин, А.В., М., «Спектр», 2010. – с.184.
12.Занятия по трудовому обучению: 6–7 кл.: Пособие для учителя / Волошин, Г.Б. и др.; Под ред. Тхоржевского, Д.А.. – М., 2009. – с.127.
13.Кочетов, А.И. Трудовое воспитание школьников. – Минск, 2010.- с.263.
14.Кругликов, Г.И. Теоретические основы методики преподавания технологии. – Курск, 2011.- с.210.
15.Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2011.- с.128.
16.Матвеева, Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., «Высшая школа», 2011.-с.155.
17.Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Н.Л. Бронников, Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко. – Брянск; Ишим, 2011.- с.173.
18.Пожидаева, С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства (методические рекомендации). – Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2011. – с.120.
19.Рыженко, В. И. Работы по дереву: От резьбы до паркета. Практическое руководство. – М., 2011.- с.237.
20.Самородский, П. С., Симоненко, В. Д. Технология обработки конструкционных материалов: Учебное пособие для студентов индустриально-педагогических, технолого-экономических факультетов пединститутов и учителей труда.- Брянск: Издательство БГПИ, 2011.- с. 280.
21.Сафроненко, В. М. Секреты древесины. - М., 2011.- с.152.
22.Семенцов, А.Ю. Резьба по дереву. Минск, Современное слово, 2012.- с.95.
23.Симоненко, В. Д., Овечкин В. П. Основы технологии. - Брянск: Издательство БГПУ, 2009. - с.180.
24.Симоненко, В. Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / Под ред. В. Д. Симоненко. - Брянск: Издательство БГПУ, 2009. – с. 230.
25.Соловьянюк, В.Г. Основные понятия технологического образования. – Бирск, 2011.- с.114.
26.Соловьянюк, В.Г. Педагогические аспекты технологий обучения - БирГПИ, 2012.- с. 120.
27.Соловьянюк, В.Г. Подготовка учителя технологии. – Бирск, 2011.- с.139.
28.Слипак, В.П. Резьба по дереву. Из опыта работы. Псков, изд-во псковского обл.института усовершенствования учителей, 2011.- с.211.
29.Тагариев, Р.З. Технологическое образование. – М.: Изд-во РАЕ, 2012.-с.134.
30.Технология 6. Под ред. Симоненко, В.Д. – Брянск, 2011.- с.258.
Приложение 1
Инструкция по технике безопасности при ручной обработке древесины
До начала работы
1 .Правильно надень спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет, при этом следует тщательно подобрать волосы).
2.Проверь наличие инвентаря (совок, сметка, сидение, подставная решетка).
3.Проверь состояние
4.Проверь состояние
Во время работы
1.Прочно закрепи
2.Работу выполняй только исправными, хорошо налаженными инструментами.