Работа по дереву в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению ручных операций;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость ручных операций в обучении учащихся 6 класса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных школ 5
1.1. История ручного труда 5
1.2. Методика обучения технологии 16
1.3. Методика обучения школьников ручным операциям 21
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Методика проведения занятий по ручным операциям при изучении раздела «Резьба по дереву» 27
2.1. Методика обучения раздела «Резьба по дереву» 27
2.2. Развернутые сценарии уроков технологии 33
2.3. План-конспект уроков 43
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая технология.docx

— 97.54 Кб (Скачать файл)

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия  реализации продукции.

II. Формирование знаний  и умений использовать средства  и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный  потребительский продукт или  услуги в условиях ограниченности  ресурсов и свободы выбора.

III. Подготовку учащихся  к осознанному профессиональному  самоопределению в рамках дифференцированного  обучения и гуманному достижению  жизненных целей.

IV. Формирование творческого  отношения к качественному осуществлению  трудовой деятельности.

V. Развитие разносторонних  качеств личности и способности  профессиональной адаптации к  изменяющимся социально-экономическим  условиям[14, c. 87].

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие  задачи:

а) формирование политехнических  знаний и экологической культуры,

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего  хозяйства и расчету бюджета  семьи,

в) ознакомление с основами современного производства и сферы  услуг.

г) развитие самостоятельности  и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального  самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности  и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного  общения;

ж) овладение основными  понятиями рыночной экономики, менеджмента  и маркетинга и умением применять  их при реализации собственной продукции  и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских  изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного  искусства для повышения конкурентоспособности  при реализации. Развитие эстетического  чувства и художественной инициативы ребенка.

Базовое содержание предмета учитывает имеющийся в нашей  стране опыт, материальное и кадровое обеспечение трудового обучения в школе, зарубежный опыт преподавания предмета «Технология» и других родственных  дисциплин, а также достижения научно-технической  революции.

Для решения этих задач  в содержании предмета «Технология» можно выделить 10 основных разделов:

1. Технология обработки  конструкционных материалов и  элементы машиноведения.

2. Электрорадиотехнология (электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника, робототехника, высокие технологии – использование ЭВМ в управлении технологическими процессами).

3. Информационные технологии  – использование ПЭВМ для решения  практических задач.

4. Графика (технический  рисунок, черчение, оформительско-дизайнерские работы).

5. Культура дома, технологии  обработки ткани и пищевых  продуктов.

6. Строительные ремонтно-отделочные  работы.

7. Художественная обработка  материалов, техническое творчество, основы художественного конструирования.

8. Отрасли общественного  производства и профессиональное  самоопределение.

9. Производство и окружающая  среда.

10. Элементы домашней экономики  и основы предпринимательства.

При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек  в своей деятельности постоянно  собирает, анализирует, хранит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с помощью  вычислительной техники[15, c. 78].

Помимо выделения вопросов графики, дизайна, экологии, экономики, информационных технологий и профориентации в самостоятельные разделы, они  должны рассматриваться и при  изучении каждого отдельного раздела.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Наряду с традиционными  методами обучения рекомендуется применять  метод проектов и кооперированную  деятельность учащихся.

В течение всего периода  обучения «Технологии» каждый; учащийся выполняет 10 проектов (по одному в год, начиная со II класса). Под проектом понимается творческая, завершенная  работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы  при выполнении проектов, начиная c младших классов, школьники участвовали  в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся  технических возможностей и экономической  целесообразности выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), ее осуществлении  и оценки, в том числе возможностей реализации.

Большое внимание в программе  уделяется информационным технологиям. На их изучение с использованием персональных ЭВМ как инструмента при решении  практических задач выделяются учебные  четверти во II, VIII, X, XI классах; а также 6 ч в V классе. Эти занятия должны проводиться в дисплейном классе. В V классе овладение информационными  технологиями и ПЭВМ осуществляется в начале учебного года либо в течение  всего года. С помощью ПЭВМ целесообразно  проводить изучение разделов «Технология  обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения», «Культура  дома, технологии обработки ткани  и пищевых продуктов», а также  профориентационное тестирование учащихся, деловые игры по экономике, моделировать экологические ситуации[16, c. 78].

При отсутствии в школе  необходимой вычислительной техники  изучение информационных технологий можно  заменить художественной обработкой материалов или выполнением учебных проектов.

С 1995 г. в соответствии с  новыми программами возможна реализация. Следующих разделов - на имеющейся  в школах материальной базе:

-в начальной школе: технология обработки материалов (природных, бумаги, проволоки...), культура дома (правила поведения, сервировка стола), уход за домом, информационные технологии, (обучающие, игры на ПЭВМ при наличии дисплейного класса), выполнение творческих работ – проектов. Для реализации, модуля «электротехника» нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «элементы техники – механические, конструкторы;

-в средней школе: технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения, культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественная обработка материалов, строительные и ремонтно-отделочные работы, информационные технологии (при наличии дисплейного класса), выполнение проектов;

-в старших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства, производство и окружающая среда, общественное производство и профессиональное самоопределение, информационные технологии (при наличии дисплейного класса, художественная обработка материалов, техническое творчество, введение в художественное конструирование (по выбору), выполнение проектов.

 

1.3 Методика обучения школьников  ручным операциям

 

Повседневная, будничная  педагогика включает в себя заботу о нравственном воспитании наших  детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о расцвете технических способностей и эстетических дарований.

И, пожалуй, не будет ошибкой  сказать, что ребенку для полноценного развития занятия творчеством необходимы как воздух. На уроках технологии при  ручных операциях идет освоение и  постижение окружающего мира, красоты, гармонии[17, c. 78].

Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное  средство, способное уравновесить одностороннюю  интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства учащихся, побуждать  их к творческому самовыражению. А также решают психологическую  задачу – состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Обучение ручным операциям является важным средством умственного, физического, творческого и эстетического развития.

Специфика обучения позволяет  обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, тем  лучше и многостороннее развита  координация движения, тем проще  ребенку овладеть новыми видами деятельности.

На уроках учащиеся знакомятся с такими операциями как, резание, скручивание, складывание, сгибание, плетение, вышивание, выпиливание и т.д. Разнообразие операций помогает поддерживать высокий интерес. Уроки направлены на развитие творческих способностей и фантазии учащихся, расширение кругозора и совершенствование технологических навыков. Это помогает детям стать мастерами своего дела – изготавливать свои авторские работы.

Программа «Умелые руки»  модифицирована на основе программ Лауреатов  V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей, Москва ТОУ ЦР СДОД, 2012 г. и программы «Художественный труд» Т.Н. Просняковой, рекомендованной МО РФ, 2012 г.

Цель данной программы: приобщение детей к миру искусств, как эффективного средства творческого развития личности ребенка. Для реализации цели необходимо решение ряда конкретных задач:

-Расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для творчества, о технологиях их обработки;

-Развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями;

-Знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;

-Выработка жизненно важных качеств личности:

-Трудолюбие,

-Усидчивость,

-Аккуратность,

-Умение доводить начатое дело до конца.

-Развитие изобретательности, воображения, образного мышления;

-Возможность проявлять и развивать в процессе индивидуальной и коллективной деятельности личностные качества;

Достижение оптимального для каждого ребенка уровня развития за счет возможности работать в персональном темпе.

На уроках учащиеся знакомятся с многообразием ручных операций, совершенствуют их, расширяют свой кругозор.

В содержание программы включены следующие разделы:

-художественная обработка материалов (бумага, природные материалы, текстильные материалы, древесина, пластичные материалы);

-декоративно-оформительская графика (открытки, приглашения);

-моделирование и конструирование;

-свободное творчество.

Актуальность включения  разных разделов в содержание программы  ориентировано на возраст и пол  ребенка. В уроках найдут занятия  по душе и девочки, и мальчики. У  каждого ребенка должен быть широкий  выбор приемов, технологий, чтобы  он сам мог комбинировать материалы, выбирать цвет, только так вырабатывается вкус[18, c. 45].

Творческая деятельность на уроках технологии при ручных операциях  представляет собой единство теории и практики. Теоретическая сторона  включает в себя познание, восприятие предмета или явления, изучение его  происхождение, видов, свойств, которыми он обладает, с целью использования  этой информации для создания собственных  образов. Для освоения теоретических  знаний собирается необходимый для  уроков материал и формируется в  папки. Практическая сторона подразумевает освоение учащимися средств художественного изображения и технологических приемов обработки разнообразных материалов, а также самостоятельное их применение.

На уроках используются разнообразные  методы:

1.Репродуктивная деятельность (копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, устные ответы по теоретическим вопросам).

2.Репродуктивная деятельность с элементами творческой (поиск альтернативных материалов, инструментов).

3.Творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем, достижение одного и того же результата разными путями).

Выполнить абсолютно новую  поделку, основанную на изученной технологии).

Творческие задания требуют  особого подхода к учащимся. Здесь  необходимо принимать во внимание и  индивидуальный темп работы, и достигнутый  уровень креативности, и эмоциональные  склонности, и психологические качества личности. Творчески активным детям  предлагать такие задания в качестве дополнительных или альтернативных. Более способным подсказать новое, оригинальное решение, с более слабыми вместе разработать порядок создание работы, помочь в подборе материала[19, c. 45].

Для учащихся ручной труд имеет  обшеукрепляющее и развивающее значение. Наши руки являются как бы вынесенным на периферию головным мозгом, а пальцы органически связаны не только с мозговыми центрами, но и с внутренними органами. Сторонники лечебного массажа через воздействие пальцами и на пальцы считают, что каждый палец руки связан с каким-либо внутренним органом. Поэтому физическая тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов тела, благотворно влияет на весь организм.

Ручная умелость развивается  в процессе обработки различных  материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше  и многосторонней развита координация  движения рук, тем проще ребенку  осваивать новые виды деятельности. Поэтому на уроках ручного труда придается большое значение разнообразию материалов, с которыми учащиеся работают, и разнообразию операций, с помощью которых эти материалы обрабатываются (вырезание, обрывание, сгибание, складывание, скручивание, плетение, скатывание, вытягивание пластилина, вязание, работа иглой). При возникновении затруднений в операционных умениях учитель может применять приемы, помогающие ученику овладеть этими умениями: повторный показ операции, сопровождаемый инструкцией; контроль за руками ученика при выполнении им операции; прием синхронных движений рук учителя и ученика; подготовительные упражнения, направленные на расчлененную обработку компонентов умения.

Информация о работе Работа по дереву в школе