Работа психолога в Детском саду №26 "Детская академия "Эрудит" г. Зеленогорска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:06, отчет по практике

Описание работы

Внедрение психолога в образовательные учреждения в нашей стране началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения. Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей.
Детский психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.

Файлы: 1 файл

Отчет по практике.doc

— 529.50 Кб (Скачать файл)

Отчет по практике: Работа психолога  в Детском саду №26 "Детская  академия "Эрудит" г. Зеленогорска

 Введение

Внедрение психолога в образовательные  учреждения в нашей стране началось в 1988 г., когда ставка «психолога»  была введена в учебно-воспитательные учреждения. Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей.

Детский психолог выполняет следующие  задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.

От психолога требуется создать  благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Психологическая деятельность в детском  учреждении сложна, специфична и предъявляет  большие требования к человеку, который занимается этой деятельностью, поэтому основной целью научно-исследовательской практики является:

закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по основным психологическим дисциплинам;

выработка практических навыков работы психолога и подготовка к самостоятельной трудовой деятельности;

формирование навыков самостоятельной  научно-исследовательской работы;

подготовка к написанию выпускной  квалификационной работы.

Поставленная цель достигается  решением задач:

знакомство с базой практики, с воспитателями, с детьми;

знакомство с особенностями  и методами работы психолога данного  учреждения;

изучение и выбор соответствующих  методик исследования;

активное участие в осуществлении  других видов деятельности психолога  данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога;

для выпускной квалификационной работы;

изучение и анализ теоретического материала, периодической литературы и методических материалов по вопросам, разрабатываемым в выпускной квалификационной работе;

сбор, систематизация и обобщение  практического материала для  использования в выпускной квалификационной работе;

формулировка выводов по итогам научно-исследовательской практики.

Научно-исследовательская практика проходила в Детском саду №26 «Детская академия «Эрудит» г.Зеленогорска.

Продолжительностью практики - 2 недели, что составляет 40 часов и охватывает период с 06.10.08 по 19.10.08 года.

Схематично практика проходила  в два этапа:

сбор и обработка теоретических  и методических материалов, которые определяется содержанием теоретической части выпускной квалификационной работы. Эта работа продолжалась в течение всей практики.

сбор, систематизация и обработка  практического материала в соответствии с темой выпускной квалификационной работы, а также разработка предложений, направленных на улучшение работы психолога ДОУ.

На период практики предусмотрен следующий  краткий план:

Всестороннее знакомство детским  учреждением.

Знакомство с организацией работы психолога.

Изучение основных направлений работы психолога ДОУ и их методическое обеспечение.

Выбор и реализация программы наблюдения за детьми.

Подведение итогов практики.

 

Отчет по практике

Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – все это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство.

Работа психолога ДОУ направлена на сохранение психического, соматического  и социального благополучия воспитанников. Его задача - помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог ДОУ:

проводит психологическую диагностику;

определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников;

выявляет нарушения социального  развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;

участвует в планировании, разработке развивающих и коррекционных  программ;

содействует развитию творчески одаренных  воспитанников;

формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.

1. Характеристика детского дошкольного  учреждения

Детский сад №26 «Детская академия «Эрудит» расположен по ул.Набережная, 32.

Заведующая - Потоскуева Елена Александровна.

Дошкольное учреждение располагается в отдельном здании, имеет 10 групп с полным комплексом вспомогательных помещений, участками для прогулок. Оборудован медицинский кабинет, физкультурный, музыкальный залы, кабинеты логопеда и психолога, бассейн.

С детьми занимаются квалифицированные специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, учителя дополнительного образования по ритмике и ручному труду, медицинский персонал.

Миссия детского сада №26 «Детская академия «Эрудит»:

Формирование здорового образа жизни.

Развитие интересов, любознательности у дошкольника, как основы познавательной активности будущего ученика.

Развитие способностей ребенка, как  способов самостоятельного решения  различного рода задач, как средств, позволяющих быть успешным в различных видах деятельности.

Развитие творческого воображения  как необходимого условия интеллектуального  и личностного развития.

Развитие коммуникативности.

Детский сад №26 «Детская академия «Эрудит» работает по программам:

1) «Развитие» (Т.Н.Доронова, В.В.Гербова) - приоритетные направления деятельности:

Предоставление ребенку возможности  радостно и содержательно прожить  дошкольное детство;

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей;

Всестороннее и своевременное  психическое развитие;

Формирование бережного и активного  отношения к окружающему миру;

Приобщение к основным сферам человеческой культуры.

2) «Программа воспитания и обучения  в детском саду» (под редакцией  М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой,  В.В. Гербовой), задачи которой:

Охрана и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие.

Всестороннее гармоничное воспитание и развитие детей.

Воспитание патриотических и интернациональных  чувств.

Формирование у детей интереса к труду и потребности в  трудовой деятельности.

Формирование нравственных чувств, навыков культуры поведения.

Воспитание любви к прекрасному, обогащение духовного мира.

2. Организация деятельности педагога-психолога  детского сада №26 «Детская академия  «Эрудит»

Далее я познакомилась с организацией в данном детском учреждении работы психолога. Педагог-психолог МДОУ №26 «Эрудит» - Силина Ирина Викторовна, в своей работе руководствуется должностной инструкцией (Приложение 1).

Документы и методические материалы  кабинета психолога.

Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе, краевого центра практической психологии образования (Приложение 2).

Функциональные обязанности и  задачи психолога, составленные с учетом специфики МДОУ и утвержденные заведующей (Приложение 3).

График работы психолога, утвержденный заведующей МДОУ.

Календарный план работы психолога  на год по направлениям деятельности с учетом общей психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный  с заведующей МДОУ.

Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.

Программы проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной  работы.

Журналы учета работы психолога.

Психологические карты и диагностические  протоколы обследованных групп  и воспитанников детского сада.

Материалы выступлений на собраниях, семинарах, отчеты психолога и т.д.

Оборудование кабинета.

Технические средства: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр с набором видео и аудиокассет, компьютер, принтер, ксерокс, видеокамера.

Мебель: рабочий стол психолога, шкаф для пособий, шкаф для техники, рабочие места детей, журнальный столик, 2 кресла и диван, стулья.

Дополнительные средства: перегородки  помещения, цветы, аквариум. Перегородками  служат стеллажи и композиции из растений.

Методические материалы (Приложение 4):

практические материалы для  психологической работы в ДОУ;

набор игрушек, настольных игр, соответствующих  возрасту детей;

набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные  карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.п.);

библиотека практического психолога;

кейс практического психолога (набор  материалов и методик для профилактической, диагностической и коррекционной  работы);

раздаточный материал для детей, родителей  и воспитателей, родителей, участников групп социально-психологического тренинга и для других групповых занятий, которые используются в игротерапии или сказкотерапии;

набор игрушек и настольных игр (мячи, игрушки, детские поделки, куклы, пирамидки, кубики, лото, домино, строительные и другие материалы).

Перечень видов документов кабинета педагога-психолога:

График работы;

Перспективно-календарный план работы (Приложение 5);

Тематический план мероприятий (Приложение 5);

Журналы приема, посещаемости;

Журнал учета групповых форм коррекционно-развивающей работы;

Журнал учета индивидуальных и  групповых консультаций и диагностических  обследований (Приложение 6);

Аналитический и статистический отчет  педагога-психолога (Приложение 7);

Протокол диагностического обследования (Приложение 8);

Карты психологического обследования детей и бланки для регистрации результатов обследования (Приложение 9);

Паспорт кабинета педагога-психолога (Приложение 10).

Кабинет психолога МДОУ №26 «Эрудит» находится в стороне от помещений  хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а так же от залов музыкальных и физкультурных занятий.

Кабинет теплый, хорошо проветриваемый, просторный, звуко-изолированный (двойная  дверь), с регулируемым (от очень  яркого до приглушенного) освещением, для проведения корригирующих гимнастических и релаксационных упражнений на полу мягкое пушистое покрытие.

Реализация психологом комплекса  мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованном  помещении.

Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, помещение кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении. Каждая из зон должна иметь свое цветовое оформление.

Первая зона - пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности.

Вторая зона кабинета - пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.

Третья зона обеспечивается средствами интерпретационной и организационно-планирующей  деятельностей психолога. Организационное обеспечение данных пространств представлено в Приложении 11.

Таким образом, кабинет оборудован в соответствии со специальными требованиями к помещениям и материально-технической  оснащенности кабинета детского психолога, все зоны подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей.

3. Знакомство с основными направлениями  и методами работы педагога-психолога  детского сада №26 «Детская академия  «Эрудит»

Дошкольное детство – это  период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека.

Специфика дошкольного возраста заключается  в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а  развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени  зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

Профессиональная деятельность психолога  ДОУ направлена на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей. Основой является создание благоприятной  атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Задачи, выдвигаемые для реализации данной цели:

Способствование становлению базовых  свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов  и установок, социально-психологических  ценностей в системе отношений с другими людьми, т.е. помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных  навыков: устанавливать и поддерживать контакт, кооперироваться и сотрудничать.

Реализация поставленной цели ведется  по основным направлениям деятельности педагога- психолога.

Психодиагностическая работа (Приложение 12).

Диагностика развития детей дошкольного  возраста призвана помогать педагогам  и родителям правильно строить  с ним педагогическое общение. проведение психологического обследования ребенка  с целью определения хода его  психического развития, соответствие развития возрастным нормативам, например:

Информация о работе Работа психолога в Детском саду №26 "Детская академия "Эрудит" г. Зеленогорска