Работа психолога в Детском саду №26 "Детская академия "Эрудит" г. Зеленогорска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:06, отчет по практике

Описание работы

Внедрение психолога в образовательные учреждения в нашей стране началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения. Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей.
Детский психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.

Файлы: 1 файл

Отчет по практике.doc

— 529.50 Кб (Скачать файл)

проведение дифференциальной диагностики  различных отклонений в психическом  развитии (совместно со специалистами  соответствующего профиля);

проведение психологической диагностики  на определение психологической готовности к школе.

В работе последовательно используются такие виды диагностик, как скрининговая диагностика, которая проводится с  группой детей и направлена на выделение детей «группы риска». Углубленная психологическая диагностика  проводится индивидуально или в малых группах с детьми, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, то есть в специальной психологической помощи.

Дважды в год: в начале учебного года (первичное) и в конце учебного года (вторичное) осуществляется психодиагностическое исследование готовности к школьному обучению детей 6-7 лет, посещающих МДОУ №26 по методикам Ю.З.Гильбух, А.Н.Корнева, А.Л.Венгер, А.М.Игнатенко, Г.А.Урунтаевой, С.Г.Якобсон, А.И.Захарова, Р.Тэммл и др.

Результаты итоговых диагностик по определению готовности к школьному  обучению выпускников детского сада заносятся в диагностические  карты и передаются в психологический  центр диагностики и консультирования при Управлении образования города Зеленогорска, а затем педагогам-психологам образовательных учреждений города.

Применяется система психологических  рисуночных тестов для составления  на их основе «психологических портретов» детей и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Автопортрет», тематическое рисование « Мое настроение», «Страхи» и пр.), социометрические игры «Секрет» (Урунтаева Г.А.), «Два дома» в группах дошкольного возраста.

Психопрофилактическая работа:

работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении (способствование улучшению форм общения педагогов с детьми; консультирование педагогов и других работников учреждения по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;

психологическое просвещение родителей  по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.

Просвещение родителей по вопросу  психологической готовности к школьному  обучению, индивидуальное консультирование, анкетирование родителей позволяет  добиться тесного взаимодействия семьи  и дошкольного образовательного учреждения при подготовке ребенка к школьной жизни.

В рамках повышения психологической  и педагогической компетентности педагогов  в текущем году проведены:

семинары-практикумы с использование  новейших достижений психологической  науки по проблемам педагогического  общения: «Самоанализ опыта общения с родителями», «Особенности общения воспитателей с детьми», « Детская агрессивность».

тематические консультации: «Баланс  без арбитра», «Леворукий ребенок  и его проблемы», «Плохие слова», «Дети и деньги», «Гиперактивный ребенок», «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», «Принципы изучения психики ребенка».

выступления на педсоветах: «Психологическое здоровье и безопасность», «Значение  сказкотерапии в развитие ребенка», «Преемственность дошкольного и  начального образования».

семинары-лекции: «Детские страхи», «Конфликты и пути их разрешения», «О взаимоотношениях сиблингов в семье».

Экспертно-проектировочная деятельность: диагностика отношения родителей  и педагогов к дошкольному  учреждению и др.

Развивающая и психокоррекционная работа с детьми, направленная на активное воздействие на личность и индивидуальность ребенка.

По результатам первичной диагностики  совместно с воспитателями и  родителями проводится работа по развитию внимания, зрительной памяти, мелкой моторике рук, мышления, произвольности, речи.

Для детей подготовительной группы проводятся занятия по программе  А.Л.Сиротюк «Развитие интеллекта дошкольника через кинезиологический  комплекс» с целью синхронизации  работы полушарий головного мозга, развития способностей, памяти, внимания, речи, мышления.

Большой раздел работы посвящен проблемам  общения. На занятиях проигрываются  различные ситуации отношений между  детьми, между взрослым и ребенком.

Проводятся занятия с детьми старшего дошкольного возраста направленные на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, сплочения группы по программе А.Ивашовой «Сотрудничество», по программе «Общение». Цель занятий – научить ребенка осознанно воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональное состояния других людей, знакомит с системой органов чувств человека, развивает коммуникативные способности детей, обращает внимание ребенка на невербальную сторону общения, знакомит с такими понятиями как мимика, жесты, интонация, походка, телодвижения, позволяя лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Коррекционно-развивающая программа  формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у  детей младшего возраста Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой» - направленная на развитие у детей способности  к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

Программа С.В.Крюковой «Давайте жить дружно!»:

адаптация детей к условиям дошкольного  учреждения;

создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона;

развитие коммуникативных навыков, умения понимать свое эмоциональное  состояние, распознавать чувства других людей.

Программа помощи детям с личностными  и поведенческими проблемами (Васильева  Н.Л., Афанасьева Е.И.) направленная на:

- психологическая помощь детям в решении проблем в общении,

- коррекционная работа по сглаживанию психоповеденческих проблем.

«Тропинка к своему Я» (Хухлаева О.В.) - программа психологических занятий  для младших школьников, цель которой сохранение и формирование психологического здоровья детей.

Другие программы, направленные на создание и поддержание у ребенка  нормального психологического самочувствия, повышение эффективности его  обучения, на устранение проблем в  межличностном общении.

Консультативная работа: повышение  психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, чтением лекций.

Консультирование воспитателей по результатам готовности детей к школе и индивидуальные рекомендации помогают оказать поддержку и внимание детям.

В старших и подготовительных группах  индивидуально на каждого ребенка  заполняется карты «индивидуального развития» с целью отслеживания особенностей развития и планирования коррекционно-развивающей работы.

Для родителей проводятся тематические консультации в рамках семинаров, лекториев, круглых столов по проблемам личностного  развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста (Приложение 13).

Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Адаптация детей в ДОУ», «Кризис трех лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Развитие речи первых лет жизни», «Детский онанизм», « Половое воспитание», «Сказка в жизни ребенка», «Возрастные особенности детей», «Как облегчить адаптацию ребенка к школе».

В каждой группе создана папка - «Психолог  – родителям», с тематическими  консультациями. В частности, для родителей предлагаются несложные методы диагностики развития и игры для детей, а также основные нормативы развития детей (познавательная сфера, двигательная сфера).

Система игр, с которой знакомятся родители, учитывает возрастные особенности. Эти игры одновременно и определяют степень развития психологических качеств, и помогают развить их. Здесь еще не существует жестких норм для каждой игры, например, выполнить это задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один раз или несколько.

Главное - есть ли у ребенка интерес  к данной деятельности. Даже, если не все задания он выполняет с первого раза, а каждый день делает пусть маленький, но шаг вперед, самостоятельно или с помощью родителей - все равно это значит, что процесс развития идет.

Таким образом, для сохранения психологического здоровья и социального благополучия детей необходимо включение в работу всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.

4. Выбор и реализация программы наблюдения за детьми

Психологическое здоровье является необходимым  условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его  жизнедеятельности. Оно является условием адекватного выполнения человеком  своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей жизни.

Из этого следует, что психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий. Критерии и методы оценки психологического здоровья детей предложены в Приложение 14.

В соответствии с этим, для наблюдения выбрана программа О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» - программа психологических занятий, цель которой сохранение и формирование психологического здоровья детей.

В занятиях, на основе структуры психологического здоровья, выделены следующие направления:

аксиологическое, которое предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки;

инструментальное - требует формирования умения осознавать свои чувства, причины  поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии;

потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте;

развивающее - предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также  формирование эмоциональной децентрации  и произвольной регуляции поведения.

Выделение этих компонентов позволяет  определить следующие задачи психологической  поддержки детей:

обучение положительному самоотношению  и принятию других людей;

обучение рефлексивным умениям;

формирование потребности в  саморазвитии. Однако программа групповых  занятий должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выделенной авторами программы ранее, с другой стороны – обеспечить формирование основных новообразований, поэтому выделена четвертая:

содействие росту, развитию ребенка.

Кроме того, можно выделить следующие  задачи:

психологическая поддержка;

сохранение и поддержка психологического здоровья;

способствовать обретению гармонии или баланса (гармония между различными сторонами человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными  и психическими и т.п., а также  гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом).

забота о полноценном психическом  развитии детей на всех этапах онтогенеза;

ориентация детей на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро (пробуждение  духовного начала в детях);

забота об этической базе детей;

развитие игры у детей (творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка);

Качества, которые должны быть сформированы после реализации программы - ребенок должен стать психологически здоровым, т.е. веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим. Кроме того, у ребенка должен сформироваться опыт борьбы, увенчивающейся успехом.

Занятия по программе «Тропинка  к своему Я» способствуют:

- обучение положительному отношению  к себе и принятию других  людей, адекватному поведению  и сотрудничеству в среде сверстников  и взрослых;

- обучение навыкам рефлексии  (осознание своих чувств, причин  поведения, последствий поступков,  постановка целей для себя);

- формирование потребности в  саморазвитии, умению делать выбор;

- содействие росту и развитию  ребенка.

Формы работы с детьми: групповые  – по 8 человек.

Занятия проводиться три раза в  неделю в течение всего года.

Продолжительность занятия зависит от возраста детей:

для детей 3-4 лет – 15 минут,

для старших дошкольников – 30 минут.

Большое значение имеет размещение детей в комнате. Дошкольники  рассаживаются «парашютиком», т.е. полукругом-куполом, ведущий (педагог-психолог) при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает ему возможность держать в поле своего внимания всю группу, а детям – хорошо его видеть. Дети 3-4 лет ставят по «куполу парашютика» свои стульчики. Старших дошкольников рассаживают «бусинками» прямо на ковре с помощью разложенной полукругом веревочки

Методические средства, используемые в программе. В процессе групповой  работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В программу включены упражнений, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, с другой – позволяющих оказывать на разных детей различное воздействие. Приложение 15 представлены занятия для двух возрастных групп.

Подведение итогов

Информация о работе Работа психолога в Детском саду №26 "Детская академия "Эрудит" г. Зеленогорска