Работа социального педагога в общеобразовательных учреждениях: в школе, социальном приюте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении особенностей профессиональной деятельности социального педагога, работающего в образовательных учреждениях, которая детализируется в следующих задачах:
- рассмотреть методы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении;
- изучить профессиональный статус социального педагога в школе;
- рассмотреть социально-педагогические технологии при работе в общеобразовательном учреждении и инструментарий профессиональной деятельности социального педагога.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕЛБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.……………..5
1.1. Социально-педагогическая работа в школе. 5
1.2. Профессиональный статус социального педагога в школе. 12
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: В ШКОЛЕ, СОЦИАЛЬНОМ ПРИЮТЕ...............................................................................19
2.1. Инструментарий профессиональной деятельности социального педагога 19
2.2. Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................………………/38

Файлы: 1 файл

курсовая 4 СПД.docx

— 70.16 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕЛБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.……………..5

1.1. Социально-педагогическая работа в школе. 5

1.2. Профессиональный статус социального педагога в школе. 12

ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: В ШКОЛЕ, СОЦИАЛЬНОМ ПРИЮТЕ...............................................................................19

2.1. Инструментарий профессиональной деятельности социального    педагога 19

2.2. Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................………………/38

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная социально-экономическая  ситуация в стране характеризуется  разномасштабными преобразованиями во всех сферах жизни, что сопровождается активными процессами разрушения привычных  взглядов, убеждений, установок, ценностных ориентации и замещения их новыми. В профессиональной сфере это  проявляется в том, что престижными  в нашем обществе сегодня становятся профессии, отвечающие потребностям новых, нарождающихся форм экономики. С  каждым годом ощущается недостаток высококвалифицированных специалистов в самых актуальных для общества сферах: здоровье, образование, социальная защита и т.д.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Актуальность темы продиктована необходимостью решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, классом, отдельными группами и личностями класса, школы; обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения.

Ключевой фигурой в  решении всех этих проблем в настоящее  время становится социальный педагог.

Объектом социально-педагогической работы являются дети и подростки.

Предметом является деятельность социального педагога с детьми и подростками.

Цель работы состоит в изучении особенностей профессиональной деятельности социального педагога, работающего в образовательных учреждениях, которая детализируется в следующих задачах:

- рассмотреть методы работы  социального педагога в общеобразовательном  учреждении;

-     изучить профессиональный  статус социального педагога  в школе; 

- рассмотреть социально-педагогические  технологии при работе в общеобразовательном  учреждении и инструментарий  профессиональной деятельности  социального педагога.

Теоретико – методологическую основу исследования составляют: социальная коммуникация (Андреева, Г.М.); концепции общей психологии (Павлов, Р.С.); психологическое исследование проблемы методологии, истории и теории (Парыгин, Б. Д.); концепция исследования социального педагога в школе (Миглрам, С.); концептуальные подходы к изучению психологии личности школьника (Белинская, Е.П.).

В данной квалифицированной  работе использовался следующий  метод:

- теоретический – обязательный – (теоретический анализ философской, педагогической, социально–педагогической, психологической литературы: анализ, обобщение и систематизация педагогического опыта; метод социально – педагогического прогнозирования).

 

ГЛАВА 1. МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕЛБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.

    1. Социально-педагогическая работа в школе.

Отечественная школа  имеет опыт решения социальных проблем учащихся. Это, прежде всего деятельность классных руководителей, на которых нередко возлагались функции и социального педагога, и социального работника. Возникает необходимость создания в школе специальной службы.

Что может представлять собой такая социальная служба в общеобразовательном учреждении?

Социальный (от лат. socialis — общественный) — означает «связанный с жизнью и отношениями людей в обществе». Поэтому социальная служба должна быть ориентирована на решение проблем социализации человека, его воспитания, защиты его прав, помощь в разрешении проблем самореализации в среде жизнедеятельности1.

К основным функциям социальной службы школы относятся:

  • выявление общих и частных социальных проблем, имеющих место в классах, школе;
  • изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучаемого, групп — объектов социальной службы;
  • оказание помощи в работе учителя с учеником, группой, родителями;
  •  социальная защита обучаемого в связи с возникновением проблем, которые имеют или могут иметь для него жизненно важное значение;
  • социальная защита группы, класса от отдельных лиц;
  • выявление личностно-педагогических возможностей учителя и оказание ему помощи в дальнейшем повышении педагогического мастерства, действенности педагогической деятельности в работе с учениками, родителями;
  • социально-педагогическая оценка планируемых и проводимых воспитательных мероприятий в группах, школе;
  • непосредственная подготовка социально-педагогических мероприятий с различными группами школьников, отдельными учащимися, учителями, родителями;
  • установление сотрудничества с органами социальной защиты, отделами по работе с несовершеннолетними, другими учреждениями в интересах решения социальных проблем учащихся.

Для обеспечения действенности  такой работы социальной службе школы  необходимы специалисты, способные  решать задачи диагностики (психолог и  социолог) и прикладной работы (социальный работник и социальный педагог). Каждый из них призван осуществлять свою деятельность в интересах ребенка  и школы2.

В целом во всей деятельности социальной службы школы условно  можно выделить два основных направления: социальная работа и социальная педагогика.

Основным направлением деятельности социальной службы школы являются выявление  среди учащихся отдельных лиц, групп, относящихся к категориям дезадаптированных, имеющих те или иные социальные отклонения, девиации в поведении, и организация  социально-педагогической работы с  ними. Непосредственное руководство  этой деятельностью осуществляет заместитель  директора школы по учебно-воспитательной работе3.

В настоящее время должность  социального педагога введена во многих школах. При этом чаще всего  этот специалист выполняет функции  либо воспитателя, который занимается культурно-досуговой работой со школьниками во внеучебное время (ранее этим занимался пионервожатый), либо социального работника.

Однако реальная практика школ убедительно показывает, что  этот специалист имеет свой специфический  объем профессиональной деятельности. Социальный педагог — это специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных педагогически  грамотно может разработать методику, методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности разных специалистов школы4. Кроме того, он и сам должен уметь педагогически правильно построить воспитательную, социально-педагогическую работу с отдельными учениками, различными группами школьников, их родителями, учителями5.

Он может помочь:

а) учителю:

- разработать индивидуальную  методику работы с учеником  по его обучению и воспитанию;

- организовать социально-педагогическую  работу с классом;

- спланировать и оказать  помощь в разработке методики  реализации взаимоотношений с  отдельными родителями;

- помочь в разрешении  конфликта между учителем и  учеником; учителем, учеником и его  родителями; учителем и классом  и пр.;

б) ученику советами (консультацией):

- в работе по самосовершенствованию;

- как преодолеть (предупредить  в будущем) конфликтные ситуации (отношения) в классе, с учителем, с родителями;

в) родителям консультацией, советом, методической помощью: в налаживании  взаимоотношений с сыном (дочерью); для корректировки социально-педагогической работы со своим ребенком;

- в развитии (согласовании) отношений с учителем в интереcax совершенствования социально-педагогической  работы с ребенком.

Как показывает опыт многих школ, в современных условиях  социально-педагогическая деятельность специалиста может быть  представлена в широких пределах. Данный факт диктует необходимость введения специализаций в социальной педагогике6.

Наиболее характерными специализациями  социального педагога могут быть:

-организатор внеучебной  работы (классный воспитатель);

-организатор досуга;

-педагог-психолог;

-социолог;

-социальный работник;

-методист.

Любая из специализаций предполагает, что социальный педагог, помимо общепрофессиональной будет иметь и определенную специальную  подготовку для выполнения конкретных социально-педагогических задач. Подготовка социальных педагогов раз- личных специализаций  может осуществляться как в высших учебных заведениях, так и в  рамках дополнительного профессионального  образования.

Социальный педагог —  организатор внеучебной работы (классный воспитатель). Это специалист по организации  социально-педагогической работы с  классом, несколькими параллельными  классами. Введение должности классного  воспитателя было альтернативой  классному руководству. В отдельных  случаях такое ново- введение оказалось  вполне оправдано. Отдельные учителя  с воспитательной работой не справлялись  или не желали ею заниматься. В этом случае классный воспитатель компенсировал  недостаток квалифицированной воспитательной работы в классе. Однако введение такой  должности оправдано не всегда. Учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возможность лучше узнавать своих учеников, поскольку он тесно взаимодействует с ними в процессе обучения по одному из предметов школьной программы. При этом он может использовать в работе с учениками и воспитательные возможности учебного процесса.

Классный же воспитатель  имеет возможность социально-педагогической работы с учениками только во внеучебное время. Если ученики не посещают группу продленного дня, после занятий  они обычно стараются скорее уйти домой. В результате большая часть  учеников вообще оказывается вне  социально-педагогического влияния  со стороны классного воспитателя7.

Социальный педагог —  организатор досуга. Специалист по организации досуга школьников по характеру  свой деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой института  культуры или квалификацией педагога дополнительного образования. В  его обязанности входит организация  досуговой деятельности школьников вообще (постановка школьных вечеров  и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или  по одному из направлений творчества (художественная самодеятельность, художественное творчество, кукольный театр, краеведение  и др.).

Объектом деятельности социального  педагога — организатора досуга являются ученики определенной группы классов (например, паралельных, начальных классов, старших классов и др.), отдельные  группы школьников по интересам, родители, учителя школы8.

Социальный педагог —  педагог-психолог. Данная специализация  социальной педагогики получает все  большее распространение. В ее основе — выполнение одновременно функций  психолога и социального педагога по работе с учениками, имеющими трудности  в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношениями со сверстниками, учителями. Основными объектами его работы выступают:

- школьник (трудновоспитуемый,  педагогически запущенный, проблемный, дезадаптированный);

- классный коллектив,  отдельная группа школьников, имеющие  различные социальные проблемы;

- учитель, имеющий проблемы  в работе с учеником либо  учениками и их родителями;

- учительский коллектив;

- родитель, имеющий проблемы  во взаимоотношениях со своим  ребенком, с учителем;

- родительский коллектив.

Социальный педагог —  социолог. Должности социолога на сегодняшний день в школах пока нет. Однако некоторые высшие учебные  заведения готовят социальных педагогов  с социологическим уклоном профессиональной деятельности. В основу такой деятельности положено изучение и выявление социально-психологических  проблем в школьном и классных коллективах их содержания, направленности и влияния на школьников. Такая  информация позволяет администрации  выявлять в школьном коллективе наиболее характерные тенденции, а также  причины возникновения проблем. На основе этих данных строится последующая  социально-педагогическая работа. Она  бывает направлена либо на развитие выявленной положительной тенденции, либо, наоборот, на преодоление негативной.

Следует подчеркнуть, что  социальный педагог — социолог призван  не только выявлять социально-психологические  проблемы в школьных коллективах, но и разрабатывать методические рекомендации по выявленным фактам для последующей  социально-педагогической работы. Социальный педагог — социальный работник. Данная специализация получила наибольшее распространение. Это обусловлено  тем, что в профессиональной деятельности социального педагога и социального работника много общего. Кроме того, в реальной практике на социального педагога, должность которого введена во многих школах, очень часто возлагаются функции социального работника, штатная единица которого в большинстве общеобразовательных учреждений отсутствует. В этом случае деятельность социального педагога включает в себя весь комплекс вопросов, связанных с защитой прав ребенка, оказанием ему помощи в разрешении социальных проблем, о которых речь уже шла выше при рассмотрении функциональных обязанностей социального работника школы9.

Информация о работе Работа социального педагога в общеобразовательных учреждениях: в школе, социальном приюте