Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:12, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении особенностей профессиональной деятельности социального педагога, работающего в образовательных учреждениях, которая детализируется в следующих задачах:
- рассмотреть методы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении;
- изучить профессиональный статус социального педагога в школе;
- рассмотреть социально-педагогические технологии при работе в общеобразовательном учреждении и инструментарий профессиональной деятельности социального педагога.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕЛБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.……………..5
1.1. Социально-педагогическая работа в школе. 5
1.2. Профессиональный статус социального педагога в школе. 12
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: В ШКОЛЕ, СОЦИАЛЬНОМ ПРИЮТЕ...............................................................................19
2.1. Инструментарий профессиональной деятельности социального педагога 19
2.2. Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................………………/38
В нынешней ситуации культурно-идеологической перестройки так называемые девиантные (отклоняющиеся) формы личностного развития стали чертой возрастной психологии в условиях воспитания, определяемого лозунгами «идеологии — нет, идеалам — да», «послушание не формирует идеалов», «следуя инструкции, личность не развивается», «свобода лишена идеологии» и т.п. В нашей стране, как и за рубежом, потребность в человеке нового типа, принадлежащем мировой культуре и единому информационному пространству, заставила взрослых смириться с неизбежными рисками свободы выбора незрелой личности.
Кроме того, свобода сама
по себе — мощный источник тревожных
переживаний; свойственные ей эссенциальные
расстройства адаптации легко переливаются
в экзистенциальные, и тогда социальная
поддержка без
Остается лишь добавить, что социальная защита детства зависит и от перестройки институтов общественного самоуправления. На наших глазах массовые формы обезличенной поддержки власти, исчерпавшие свой исторический ресурс, заменяются разными вариантами сотрудничества совместно проживающих людей. И хотя еще не совсем ясно, сколько и каких полномочий государство намерено делегировать общинам, есть все основания полагать, что роль такого рода формирований будет неизменно возрастать.
Работа современной общеобразовательной школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне. Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей.
Именно социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих льготы и получающих пособия. Он анализирует ситуацию клиента и предоставляет ему альтернативные подходы к решению проблем.
Выявляя проблемы и трудности
в сфере семьи, общения и отношений
между людьми, социальный педагог
в процессе диагностики дифференцирует
выявленные проблемы и выводит на
их решение специалистов-
Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме.
Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного признания новаций, внедряя их в жизнь.
Социальный педагог заботится о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и их родителей.
Таким образом, работа современной общеобразовательной школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне. Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей.
Именно социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих льготы и получающих пособия. Он анализирует ситуацию клиента и предоставляет ему альтернативные подходы к решению проблем.
Выявляя проблемы и трудности
в сфере семьи, общения и отношений
между людьми, социальный педагог
в процессе диагностики дифференцирует
выявленные проблемы и выводит на
их решение специалистов-
Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме.
Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного признания новаций, внедряя их в жизнь.
Социальный педагог заботится
о том, чтобы социальная работа носила
активный характер, включая в социальную
работу самих детей и их родителей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Еникеева. - М.: Речь, 1999. – 208с.
24. Углов, Ф. Разрушение генофонда нации. Воспитание школьников/ Ф. Углов. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 301с.
25. Чумаков, Б.Н. Валеология/ Б.Н. Чумаков. - М.: Речь, 1999. – 206с.
26. Чуянов, А.Ф. Вопросы социальной работы/ А.Ф. Чуянов. – Вологда: Книга, 2001. – 340с.
27. Щуркова, Н.Е. Взгляд со стороны/ Н.Е. Щуркова. - М.: Речь, 2000. – 341с.
1 Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия. – М.: Аспект Пресс, 2003, с. 148.
2 Белинская Е П. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001, с. 102.
3 Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной . - М.: Наука, 2003,с. 64.
4 Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учебное пособие. – СПб.: «Питер», 2008, с. 87.
5 Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/д: Феникс, 2008, с. 76.
6 Левин К. Теория поля в социальных науках: пер. с англ. – СПб.: «Сенсор», 2003, с. 109.
7 Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебник для вузов. - СПб.: «Питер», 2008, с. 137.
8 Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия. – М.: Аспект Пресс, 2003, с. 99.
9 Миглрам С. Эксперимент в социальной психологии. - СПб.: «Питер», 2000, с. 197.
10 Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000, с. 490.
11 Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 2003, с. 178.
12 Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия. – М.: Аспект Пресс, 2003, с. 24.
13 Свенцицкий А.Л. Социальная психология. - М.: ООО ТК Велби, 2005, с. 202.
14 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2004, с. 149.
15 Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/д: Феникс, 2008, с. 176.
16 Социальная психология/под ред. С. Московичи. - СПб.: «Питер», 2007, с. 17.
17 Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003, с. 76.
18 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. - М.: Академия, 2002, с. 195.
19 Еникеева Д.Д. Работа социального педагога с подростками. - М.: Речь, 1999, с. 26.
20 Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. - М.: Аспект Пресс, 1987, с. 174.
21 Комиссаров Б. Г. Подросток и наркотики.- Ростов н/Д.: Феникс, 2001, с. 96.
22 Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Речь, 2001, с. 230.
23 Павлов О. Мнимое наслаждение.Народное образование. - М.: Аспект Пресс, 2000, с. 27.
24 Углов Ф. Разрушение генофонда нации. - М.: Аспект Пресс, 2000, с. 172.
25 Чумак, Б.Н. Валеология. - М.: Речь, 1999, с. 158.
26 Чуянов А.Ф. Вопросы социальной работы. – Вологда: Книга, 2001, с. 294.
27 Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебник для вузов. - СПб.: «Питер», 2008, с. 179.
28 Щуркова Н.Е. Взгляд со стороны: путь от алкоголизма. - М.: Речь, 2000, с. 107.
29 Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия. – М.: Аспект Пресс, 2003, с. 193.
30 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. - М.: Академия, 2002, с. 78.
31 Краснова, М.Н. Социальный педагог. - М.: Аспект Пресс, 1984, с. 213.
32 Еникеева Д.Д. Работа социального педагога с подростками. - М.: Речь, 1999, с. 109.
33 Копыт, Н.Я. Социальный педагог в школе.- М.: Речь, 1984, с. 413.
34 Краснова, М.Н. Социальный педагог. - М.: Аспект Пресс, 1984, с. 276.
35 Таболин В.А. Социальная педагогика. - М.: Аспект Пресс, 1988, с. 112.
36 Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебник для вузов. - СПб.: «Питер», 2008, с. 24.
37 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. - М.: Академия, 2002, с. 162.