Работа социального педагога в общеобразовательных учреждениях: в школе, социальном приюте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении особенностей профессиональной деятельности социального педагога, работающего в образовательных учреждениях, которая детализируется в следующих задачах:
- рассмотреть методы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении;
- изучить профессиональный статус социального педагога в школе;
- рассмотреть социально-педагогические технологии при работе в общеобразовательном учреждении и инструментарий профессиональной деятельности социального педагога.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕЛБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.……………..5
1.1. Социально-педагогическая работа в школе. 5
1.2. Профессиональный статус социального педагога в школе. 12
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: В ШКОЛЕ, СОЦИАЛЬНОМ ПРИЮТЕ...............................................................................19
2.1. Инструментарий профессиональной деятельности социального педагога 19
2.2. Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................………………/38

Файлы: 1 файл

курсовая 4 СПД.docx

— 70.16 Кб (Скачать файл)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В нынешней ситуации культурно-идеологической перестройки так называемые девиантные (отклоняющиеся) формы личностного  развития стали чертой возрастной психологии в условиях воспитания, определяемого  лозунгами «идеологии — нет, идеалам  — да», «послушание не формирует  идеалов», «следуя инструкции, личность не развивается», «свобода лишена идеологии» и т.п. В нашей стране, как и  за рубежом, потребность в человеке нового типа, принадлежащем мировой  культуре и единому информационному  пространству, заставила взрослых смириться  с неизбежными рисками свободы  выбора незрелой личности.

Кроме того, свобода сама по себе — мощный источник тревожных  переживаний; свойственные ей эссенциальные  расстройства адаптации легко переливаются в экзистенциальные, и тогда социальная поддержка без психопрофилактики  бывает, как правило, лишь временным  и неэффективным мероприятием.

Остается лишь добавить, что социальная защита детства зависит  и от перестройки институтов общественного  самоуправления. На наших глазах массовые формы обезличенной поддержки власти, исчерпавшие свой исторический ресурс, заменяются разными вариантами сотрудничества совместно проживающих людей. И  хотя еще не совсем ясно, сколько  и каких полномочий государство  намерено делегировать общинам, есть все  основания полагать, что роль такого рода формирований будет неизменно  возрастать.

Работа современной общеобразовательной школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне. Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей.

Именно социальная педагогическая работа позволяет вносить такие  изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного  становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН  о правах ребенка.

Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами  детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих  льготы и получающих пособия. Он анализирует  ситуацию клиента и предоставляет  ему альтернативные подходы к  решению проблем.

Выявляя проблемы и трудности  в сфере семьи, общения и отношений  между людьми, социальный педагог  в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и выводит на их решение специалистов-профессионалов различных профессий и разного  профиля.

Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме.

Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные  и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного  признания новаций, внедряя их в  жизнь.

Социальный педагог заботится  о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и их родителей.

Таким образом, работа современной общеобразовательной школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне. Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей.

Именно социальная педагогическая работа позволяет вносить такие  изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного  становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН  о правах ребенка.

Социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами  детей, организует консультацию по вопросам прав и обязанностей детей, имеющих  льготы и получающих пособия. Он анализирует  ситуацию клиента и предоставляет  ему альтернативные подходы к  решению проблем.

Выявляя проблемы и трудности  в сфере семьи, общения и отношений  между людьми, социальный педагог  в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и выводит на их решение специалистов-профессионалов различных профессий и разного  профиля.

Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и ее микросоциуме.

Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные  и материальные средства, стимулируя их инициативы, добивается общественного  признания новаций, внедряя их в  жизнь.

Социальный педагог заботится  о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и их родителей.  

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 286с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева.-5-е изд. испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 314с.
  3. Белинская, Е П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301с.
  4. Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии / Отв. ред. Е.А. Будилова, Е.И, Степанова; РАН, ин-т психологии, - М.: Наука, 2003.- 228с.
  5. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т2. Пер. с франц / Ж.Годфруа. - М.: Академия, 2002.- 376с.
  6.      Еникеева, Д.Д. Работа социального педагога с подростками/ Д.Д.

Еникеева. - М.: Речь, 1999. – 208с.

  1. Колесов, Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании/ Д.В. Колесов. - М.: Аспект Пресс, 1987. – 329с.
  2. Комиссаров, Б. Г. Подросток и наркотики/ Б.Г. Комиссаров.- Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 390с.
  3. Копыт, Н.Я. Социальный педагог в школе/ Н.Я. Копыт, Е.С. Скворцева.- М.: Речь, 1984. – 502с.
  4. Краснова, М.Н. Социальный педагог/ М.Н. Краснова, Г.И. Кущенко. - М.: Аспект Пресс, 1984. – 410с.
  5. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учебное пособие / В.Г.Крысько. – СПб.: «Питер», 2008.- 312с.
  6. Левин, К. Теория поля в социальных науках: пер. с англ. / К. Левин. – СПб.: «Сенсор», 2003.- 275с.
  7. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии: учебник для вузов / А.Р.Лурия. - СПб.: «Питер», 2008.- 293с.
  8. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней/ В.В. Марков. - М.: Речь, 2001. – 320с.
  9. Миглрам, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Миглрам. - СПб.: «Питер», 2000.- 317с.
  10. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С.Немов. - М.: гуманит. изд. центр истории и теории ВЛАДОС, 2000.- 688с.
  11. Павлов, О. Мнимое наслаждение. Народное образование/ О. Павлов. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 286с.
  12. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д.Парыгин. - СПб.: ИГУП, 2003.-281с.
  13. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология / А.Л.Свенцицкий. - М.: ООО ТК Велби, 2005.- 284с.
  14. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: (учеб. пособие для вузов).-19-е изд / Л.Д.Столяренко. - Ростов н/д: Феникс, 2008.- 273с.
  15. Социальная психология/под ред. С. Московичи; пер. с фр.Т. Смолянской.-7-е изд. - СПб.: «Питер», 2007.-148с.
  16. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003.- 201с.
  17. Таболин, В.А. Социальная педагогика/ В.А. Таболин, С.А. Жданова. - М.: Аспект Пресс, 1988. – 257с.

24. Углов, Ф. Разрушение генофонда нации. Воспитание школьников/ Ф. Углов. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 301с.

25. Чумаков, Б.Н. Валеология/ Б.Н. Чумаков. - М.: Речь, 1999. – 206с.

26. Чуянов, А.Ф. Вопросы социальной работы/ А.Ф. Чуянов. – Вологда: Книга, 2001. – 340с.

27. Щуркова, Н.Е. Взгляд со стороны/ Н.Е. Щуркова. - М.: Речь, 2000. – 341с.    

1 Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия. – М.: Аспект Пресс, 2003, с. 148.

2 Белинская Е П. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001, с. 102.

3 Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной . - М.: Наука, 2003,с. 64.

4 Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учебное пособие. – СПб.: «Питер», 2008, с. 87.

5 Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/д: Феникс, 2008, с. 76.

6 Левин К. Теория поля в социальных науках: пер. с англ. – СПб.: «Сенсор», 2003, с. 109.

7 Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебник для вузов. - СПб.: «Питер», 2008, с. 137.

8 Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия. – М.: Аспект Пресс, 2003, с. 99.

9 Миглрам С. Эксперимент в социальной психологии. - СПб.: «Питер», 2000, с. 197.

10 Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000, с. 490.

11 Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. -  СПб.: ИГУП, 2003, с. 178.

12 Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия. – М.: Аспект Пресс, 2003, с. 24.

13 Свенцицкий А.Л. Социальная психология. - М.: ООО ТК Велби, 2005, с. 202.

14 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2004, с. 149.

15 Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/д: Феникс, 2008, с. 176.

16 Социальная психология/под ред. С. Московичи. - СПб.: «Питер», 2007, с. 17.

17 Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003, с. 76.

18 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. - М.: Академия, 2002, с. 195.

19 Еникеева Д.Д. Работа социального педагога с подростками. - М.: Речь, 1999,  с. 26.

20 Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. - М.: Аспект Пресс, 1987, с. 174.

21 Комиссаров Б. Г. Подросток и наркотики.- Ростов н/Д.: Феникс, 2001, с. 96.

22 Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Речь, 2001, с. 230.

23 Павлов О. Мнимое наслаждение.Народное образование. - М.: Аспект Пресс, 2000, с. 27.

24 Углов Ф. Разрушение генофонда нации. - М.: Аспект Пресс, 2000, с. 172.

25 Чумак, Б.Н. Валеология. - М.: Речь, 1999, с. 158.

26 Чуянов А.Ф. Вопросы социальной работы. – Вологда: Книга, 2001, с. 294.

27 Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебник для вузов. - СПб.: «Питер», 2008, с. 179.

28 Щуркова Н.Е. Взгляд со стороны: путь от алкоголизма. - М.: Речь, 2000, с. 107.   

29 Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия. – М.: Аспект Пресс, 2003, с. 193.

30 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. - М.: Академия, 2002, с. 78.

31 Краснова, М.Н. Социальный педагог. - М.: Аспект Пресс, 1984, с. 213.

32 Еникеева Д.Д. Работа социального педагога с подростками. - М.: Речь, 1999,  с. 109.

33 Копыт, Н.Я. Социальный педагог в школе.- М.: Речь, 1984, с. 413.

34 Краснова, М.Н. Социальный педагог. - М.: Аспект Пресс, 1984, с. 276.

35 Таболин В.А. Социальная педагогика. - М.: Аспект Пресс, 1988, с. 112.

36 Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебник для вузов. - СПб.: «Питер», 2008, с. 24.

37 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. - М.: Академия, 2002, с. 162.

 


Информация о работе Работа социального педагога в общеобразовательных учреждениях: в школе, социальном приюте