Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:12, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении особенностей профессиональной деятельности социального педагога, работающего в образовательных учреждениях, которая детализируется в следующих задачах:
- рассмотреть методы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении;
- изучить профессиональный статус социального педагога в школе;
- рассмотреть социально-педагогические технологии при работе в общеобразовательном учреждении и инструментарий профессиональной деятельности социального педагога.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕЛБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.……………..5
1.1. Социально-педагогическая работа в школе. 5
1.2. Профессиональный статус социального педагога в школе. 12
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: В ШКОЛЕ, СОЦИАЛЬНОМ ПРИЮТЕ...............................................................................19
2.1. Инструментарий профессиональной деятельности социального педагога 19
2.2. Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................………………/38
Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.
Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:
- организационные социально-
- социально-педагогические
технологии индивидуальной
Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии28.
1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска.
Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.
На данном этапе работы
социальный педагог выступает в
качестве исследователя и организатора
должностного, подчас формального взаимодействия
различных организаций, призванных
оказывать помощь детям. Формируя банк
данных, специалист соблюдает принципы
конфиденциальности и тайны ребенка,
информацией пользуется только для
служебных целей. Осуществляя сбор
данных, социальный педагог дифференцирует
проблематику детей и молодежи, ситуаций,
в которых они оказались, и
тем самым осваивает
2. Диагностика проблем
личностного и социального
Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.
Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.
При этом важнейшим инструментом
педагогической диагностики выступает
педагогическое наблюдение, которое
предопределяет успешность, как диагностики,
так и последующих мер влияния
и социально-педагогического
3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью.
По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
Индивидуальные социально-
Групповые программы разрабатываются
для решения проблем
Общественные программы
разрабатываются для решения
проблем, присущих нескольким группам
или части школьного
Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов30.
4. Обеспечение условий реализации программ.
Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон; организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы; организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ.
5. Консультирование.
Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении31.
6. Межведомственные связи социального педагога.
Работая в составе социально-
Социальный педагог совместно
с социально-психологической
Социальный педагог имеет
право и должен обращаться в комиссию
по делам несовершеннолетних в случае,
если необходима помощь в организации
связей или в том случае, когда
представителями системы
Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска.
Социально-педагогическая технология
индивидуально-групповой
1. Формирование и исследование банка данных детей, склонных к зависимостям.
Социальный педагог, на основе
банка данных детей группы риска,
формирует отдельный — закрытый
для постороннего доступа — банк
данных детей, склонных к зависимостям,
который дополняется
2. Разработка «портрета»
зависимостей
Ее цель — конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.
Осуществляя разработку «портрета»
зависимостей несовершеннолетних, социальный
педагог реализует
3. Исследование источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях.
Данная функция — очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать.
Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами34. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.
4. Разработка схем организации контактов с детьми и родителями.
Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается:
- в установлении доверительно-
- в донесении до потенциального
клиента — ребенка, родителя
— значимости для преодоления
возможных опасных
- в налаживании обратной
связи со средой
5. Консультирование.
Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве:
инструмента организации
контактов с потенциальным
способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные проблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним, обращающимся с разнообразными вопросами.
6. Разработка программ профилактической работы.
Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы35.
Особенности социально-педагогической
профилактики проявляются в том,
что, с одной стороны, она направлена
на опережающее формирование позитивных
жизненных установок, ценностей, опыта
ребенка; с другой — объектом ее
внимания выступают дети, получившие
негативный жизненный опыт и оказавшиеся
в социально опасной ситуации.
Это означает, что для обеспечения
эффективной реализации технологии
индивидуально-групповой
- наделен ясными полномочиями
в организации
- обеспечен на уровне
территориальной
- включен в целостную
региональную систему контроля
и анализа результатов
- обеспечен научно-методическим
и технологическим
Кроме того, он должен обладать
следующими личностными и
• стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;
• умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;
• способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;
• готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.
Оказание индивидуальной
конфиденциальной помощи и сопровождения
детям, уже имеющим проблемы с
опасными для здоровья зависимостями
— задача еще более сложная, чем
эффективная социально-