Работа социального педагога в общеобразовательных учреждениях: в школе, социальном приюте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении особенностей профессиональной деятельности социального педагога, работающего в образовательных учреждениях, которая детализируется в следующих задачах:
- рассмотреть методы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении;
- изучить профессиональный статус социального педагога в школе;
- рассмотреть социально-педагогические технологии при работе в общеобразовательном учреждении и инструментарий профессиональной деятельности социального педагога.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕЛБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.……………..5
1.1. Социально-педагогическая работа в школе. 5
1.2. Профессиональный статус социального педагога в школе. 12
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: В ШКОЛЕ, СОЦИАЛЬНОМ ПРИЮТЕ...............................................................................19
2.1. Инструментарий профессиональной деятельности социального педагога 19
2.2. Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................………………/38

Файлы: 1 файл

курсовая 4 СПД.docx

— 70.16 Кб (Скачать файл)

Это обусловлено тем, что  в поле зрения общеобразовательных  учреждений находятся практически  все дети, поскольку они обязаны  посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет  возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому  только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся  в социально опасной ситуации.

Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими  технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:

- организационные социально-педагогические  технологии;

- социально-педагогические  технологии индивидуальной работы.

Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии28.

1.  Формирование банка  данных детей и подростков  группы риска.

Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет  организовать взаимодействие различных  структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

На данном этапе работы социальный педагог выступает в  качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для  служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и  тем самым осваивает необходимый  элемент профессиональной адаптации  — эмоциональное принятие и переживание  детских проблем29.

2. Диагностика проблем  личностного и социального развития  детей и подростков, попадающих  в сферу деятельности социального  педагога.

Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.

Для этого социальный педагог  работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в  которой находится ребенок.

Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.

При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает  педагогическое наблюдение, которое  предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния  и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.

3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью.

По результатам диагностики  социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так  и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с  целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.

Групповые программы разрабатываются  для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Общественные программы  разрабатываются для решения  проблем, присущих нескольким группам  или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.

Индивидуальные, групповые  и общественные программы разрабатываются  с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов30.

4. Обеспечение условий реализации программ.

Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач  программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных  социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в  нескольких ролях. Социальный педагог  распределяет совместно с комиссией  по делам несовершеннолетних, управлением  образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон; организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы; организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ.

5. Консультирование.

Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С  этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим  расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и  других лиц при их обращении31.

6. Межведомственные связи  социального педагога.

Работая в составе социально-психологической  службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и  осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими  специалистами службы, а также  ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими  задействованными в этой работе лицами. Межведомственные связи социального  педагога реализуются с ограничениями, обусловленными соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента.

Социальный педагог совместно  с социально-психологической службой  в целом, администрацией школы выступает  организатором и инициатором  построения связей с организациями  и службами, призванными оказывать  помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Социальный педагог имеет  право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации  связей или в том случае, когда  представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом32.

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой  работы с детьми группы риска.

Социально-педагогическая технология индивидуально-групповой профилактической работы с детьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие направления  деятельности социального педагога33.

1. Формирование и исследование  банка данных детей, склонных  к зависимостям.

Социальный педагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный — закрытый для постороннего доступа — банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом  из разнообразных источников.

2.  Разработка «портрета»  зависимостей несовершеннолетних  в образовательном учреждении.

Ее цель — конкретизация  общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.

Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические  технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения: типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские  препараты); опыта употребления веществ;  источников приобщения к веществам; мест распространения веществ; очагов возможного возникновения зависимостей.

3. Исследование источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях.

Данная функция — очень  важный компонент работы социального  педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как  самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения  веществ, так и каналов, по которым  эта информация может поступать.

Социальный педагог, осуществляя  свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный  обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами34. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.

4. Разработка схем организации контактов с детьми и родителями.

Организация положительных  устойчивых контактов социального  педагога с потенциальными клиентами  — несовершеннолетними и их родителями — заключается:

- в установлении доверительно-уважительного  тона отношений с несовершеннолетними  в условиях учреждения, адекватного  отношения к их проблемам и  возможным трудностям;

- в донесении до потенциального  клиента — ребенка, родителя  — значимости для преодоления  возможных опасных зависимостей  как позитивных возможностей  самого ребенка, так и профессиональной  помощи социального педагога, гарантирующей  конфиденциальность и тайну обращения;

- в налаживании обратной  связи со средой несовершеннолетних  и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.

5. Консультирование.

Консультирование выступает  в деятельности социального педагога в качестве:

инструмента организации  контактов с потенциальным клиентом;

способа оказания помощи и  социально-педагогической поддержки  ребенку, переживающему определенные проблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним, обращающимся с разнообразными вопросами.

6. Разработка программ профилактической работы.

Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального  педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы35.

Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта  ребенка; с другой — объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся  в социально опасной ситуации. Это означает, что для обеспечения  эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть:

- наделен ясными полномочиями  в организации профилактической  работы и помощи детям, находящимся  в социально опасной ситуации;

- обеспечен на уровне  территориальной административной  системы возможностями сотрудничества  и взаимодействия с организациями  и специалистами, способными оказать  позитивное влияние на решение  проблем несовершеннолетнего;

- включен в целостную  региональную систему контроля  и анализа результатов профилактической  работы структур управления, учреждений, организаций;

- обеспечен научно-методическим  и технологическим инструментарием  профилактической работы.

Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными  характеристиками36:

• стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;

• умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;

• способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;

• готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.

Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения  детям, уже имеющим проблемы с  опасными для здоровья зависимостями  — задача еще более сложная, чем  эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании37. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).

Информация о работе Работа социального педагога в общеобразовательных учреждениях: в школе, социальном приюте