Работа социального педагога в общеобразовательных учреждениях: в школе, социальном приюте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении особенностей профессиональной деятельности социального педагога, работающего в образовательных учреждениях, которая детализируется в следующих задачах:
- рассмотреть методы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении;
- изучить профессиональный статус социального педагога в школе;
- рассмотреть социально-педагогические технологии при работе в общеобразовательном учреждении и инструментарий профессиональной деятельности социального педагога.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕЛБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.……………..5
1.1. Социально-педагогическая работа в школе. 5
1.2. Профессиональный статус социального педагога в школе. 12
ГЛАВА 2. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: В ШКОЛЕ, СОЦИАЛЬНОМ ПРИЮТЕ...............................................................................19
2.1. Инструментарий профессиональной деятельности социального педагога 19
2.2. Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................………………/38

Файлы: 1 файл

курсовая 4 СПД.docx

— 70.16 Кб (Скачать файл)

-управленческая: участие  в управлении социально-педагогическими  процессами в классных коллективах,  группах, школе в целом;

координационная: организация  взаимодействия специалистов и служб  школы по поводу оптимизации социально-педагогического  пространства и социально-педагогического  эффекта образования и воспитания.

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные  роли, что предполагает широкий круг проблем его профессиональной деятельности в школе и различные специализации18.

Первичные задачи, решаемые социальным педагогом при организации  своего рабочего стола:

  • изучение нормативных документов деятельности школы, социальной (социально-педагогической) службы и должностных обязанностей социального педагога;
  • непосредственное ознакомление с организацией и функционированием школы в целом, основными направлениями и формами ее деятельности: воспитательной, учебной, организационной, управленческой, исследовательской; с особенностями планирования и контроля деятельности социального педагога; структурой управления социально-педагогической службой города, работой соответствующих подразделений Управления образования, молодежной политики города и области, других отделов и служб социально-педагогической направленности;
  • ознакомление с формами и методами социально-педагогической диагностики учреждений образования, ученических и педагогических коллективов, социальной среды школы, условий жизнедеятельности учащихся и педагогов, родителей, групп сверстников;
  • изучение накопленного эмпирического материала, полученного в ходе диагностики социально-педагогических процессов;
  • участие в проведении индивидуальной и групповой социально-педагогической работы с учащимися, родителями, учителями, в консультировании по социально-педагогическим аспектам образования, воспитания и самовоспитания;
  • изучение положительного опыта социально-педагогической деятельности, его использования в практической работе социального педагога;
  • ознакомление с работой других специалистов школы, работающих в тесном контакте с социальным педагогом.

Организация внешних связей социального педагога. Для более  эффективной организации рабочего стола социальному педагогу следует  иметь достаточно информации о различных  центрах социально-педагогического, психологического, медицинского и социального  профиля регионального или муниципального уровня19.

Существует целый ряд  проблем муниципального уровня, без  знания которых организация рабочего стола конкретного социального  педагога (и развитие социальной педагогики в целом) не может быть научной, системной, а следовательно, эффективной20. Для оптимизации своей деятельности социальный педагог должен:

- уяснить себе структуру  объективных потребностей в осуществлении  социально-педагогической деятельности  в школах города;

- познакомиться с муниципальной  социально-педагогической концепцией;

- уточнить требования  к задачам и характеру деятельности  социального педагога со стороны  управления образования;

- ознакомиться с принятой  системой оценки эффективности  социально-педагогической деятельности  в образовательных учреждениях;

- ознакомиться с моделями  деятельности социального педагога  в различных школах города;

- изучить структуру функционирования  и управления социально-педагогической  системы города;

- определить место своей  школы на социально-педагогической  карте города.

2.2. Социально-педагогические  технологии работы с детьми  группы риска в общеобразовательных  учреждениях: школах, приютах и  интернатных учреждениях.

В России ежегодно выявляются около 100 тыс. детей нуждающихся в  опеке. Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители. Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его  условия этому способствовали –  необходимы устроенный быт, полноценное  питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных  учреждениях среда обитания, как  правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности. Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного  развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Педагогу в работе с подростками  следует стимулировать у них  процесс самопознания, поощрять ведение  дневников, обучать этому. Дневник  способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира, автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающих. Социальному педагогу следует  стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии.

Рекомендуется составить  план будущей жизни подростка, учитывая его профессиональные намерения, жизненную  позицию. В плане определяются ближние  и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления21. План может решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка, обрести ему уверенность в своем будущем.

Перед социальным педагогом  стоит одновременно ряд задач: создать  для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодействие с ним, научить соблюдать нормы  общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении  реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник.

Собрать необходимую информацию о ребенке поможет специальная  документация: опросник при посещении  семьи ребенка, находящегося в приюте, социальная карта ребенка, находящегося в приюте.

Социальный педагог должен быть подготовлен к трудностям работы  с детьми «группы риска», так как  последние составляют большинство  поступающих в приют или детдом. Он должен знать обо всех появлениях психических отклонений у подростков: вспыльчивость, драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперактивность  и т.д.

Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с  мнением как детей, так и взрослых, то есть была объективной. Объективная  оценка взрослыми успехов ребенка  способствует формированию у него правильной самооценки, у него развиваются уверенность  в себе, самоуважение22.

Большую роль в социальной реабилитации воспитанников играет вовлечение их в трудовую деятельность. Стимулом в работе может являться оплата труда. Важную воспитательную роль в приюте играет библиотека. Работа с книгой –метод приобщения их к  знаниям. При формировании у детей  приюта стремления к знаниям используется индивидуальный подход, который предполагает:

  • соотнесение уровня развития детей приюта с уровнем развития детей данного возраста;
  • положительную оценку успехов;
  • учет склонностей и возможностей ребенка;
  • занимательность и наглядность материала в процессе обучения и воспитания;
  • помощь в налаживании отношений со сверстниками и учителями;
  • обучение владению словом.

Работа  с детьми «группы  риска»– одно из самых важных, и  в то же время наиболее сложных  направлений профессиональной деятельности социального педагога –социально-педагогическая работа с детьми, которых так или  иначе всегда выделяют в самостоятельную  категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически  запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.

Разные названия отражают различные точки зрения на эту  категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные  подходы в работе с ними. Так, определения  «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким  детям с позиции педагога, для  которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и  этим выделяются среди «обычных»  детей23. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции  социальной нормы, а точнее — несоответствия ей24. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории  детей является понятие «дети  группы риска».

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как  правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях  группы риска, подразумевается, что  они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или  не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах25.

Первый аспект — это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

Второй аспект — и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время — тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

Дети приобретают столь  «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным  образом, не зависящих от них факторов риска26. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

• медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);

• социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);

• психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

• педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Именно такой комплексный  социально-педагогический подход в  работе с этой категорией детей и  должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет  две основные составляющие:

-выявление детей этой  категории в детской среде  и организация работы с ними;

-непосредственная индивидуальная  или групповая работа с детьми.

Комплексность проблем, которые  требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует  участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения27.

Информация о работе Работа социального педагога в общеобразовательных учреждениях: в школе, социальном приюте