Работа учителя начальных классов по профилактике вредных привычек у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение влияния вредных привычек на организм младшего школьника и организация их профилактики в школе. Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать литературу по затронутой проблеме.
2) Выяснить причины, побуждающие младших школьников к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3 - 4
Глава I. Влияние вредных привычек на здоровье младших школьников…5 - 20
1.1. Возрастные особенности младших школьников…………………………5 - 6
1.2. Понятие о здоровье младших школьников……………………………….7 - 8
1.3. Влияние вредных привычек на организм младших школьников………..8 - 9
1.3.1. Табакокурение в младшем школьном возрасте…………………..9 - 12
1.3.2. Алкоголизм в младшем школьном возрасте……………………..12 - 16
1.3.3. Наркомания в младшем школьном возрасте…………………….16 – 20

Глава II. Работа учителя начальных классов по профилактике вредных привычек у младших школьников……………………………………………21 - 32
2.1. Формы работы с детьми по предупреждению вредных привычек……28 - 29
2.2. Формы работы с родителями по предупреждению вредных привычек у детей……………………………………………………………………………29 - 32
Заключение …………………………………………………………………..33 - 34
Список литературы………………………………………………………….35 - 36
Приложение………………………………………………………………......37 - 44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ моя.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки Удмуртской Республики

БОУ СПО УР «Дебесский политехникум»

 

 

 

 

 

 

 

            Курсовая работа

на тему:

«Работа учителя  начальных классов по профилактике вредных привычек у младших школьников »

                                               

 

 

 

                                            Выполнил: студент

                                            3 курса группы «с»

                                                          Дучкова Ульяна Андреевна

                                     

                                                                             Руководитель:

                                                  Головизнина Татьяна

                                     Вячеславовна

 

 

 

Дебесы, 2012г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3 - 4

Глава I. Влияние вредных привычек на здоровье младших школьников…5 - 20

1.1. Возрастные особенности младших школьников…………………………5 - 6

1.2. Понятие о здоровье младших школьников……………………………….7 - 8

1.3. Влияние вредных привычек на организм младших школьников………..8 - 9

1.3.1. Табакокурение в младшем школьном возрасте…………………..9 - 12

1.3.2. Алкоголизм в младшем школьном возрасте……………………..12 - 16

1.3.3. Наркомания в младшем школьном возрасте…………………….16 – 20

 

Глава II. Работа учителя начальных классов по профилактике вредных привычек у младших школьников……………………………………………21 - 32

2.1. Формы работы с детьми по предупреждению вредных привычек……28 - 29

2.2. Формы работы с родителями по предупреждению вредных привычек у детей……………………………………………………………………………29 - 32

Заключение …………………………………………………………………..33 - 34

Список литературы………………………………………………………….35 - 36

Приложение………………………………………………………………......37 - 44

                                              

 

 

 

Введение

 

Вредные привычки мешают человеку в течение жизни успешно реализовать себя как личность, как представителя данного общества. Вредные привычки можно разделить на 3 категории в зависимости от того, на какой объект они преимущественно направлены:

  • на самого их носителя
  • на других людей
  • на окружающие предметы.

Невозможно обойти вниманием  такие важные проблемы, связанные  со здоровьем младших школьников, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь детей любой возрастной группы.

В настоящее время профилактика употребления вредных привычек у детей выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования.

Образовательные учреждения, как и многие другие, обладают рядом возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеют огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Доступ к семье ребенка, квалифицированными педагогическими кадрами, которые совместно со всеми субъектами профилактики, способны обеспечить ведение эффективной профилактической работы.

Проблема исследования заключается в выявлении причин вредных привычек младших школьников.

Объект исследования: вредные привычки младших школьников.

Предмет исследования: влияние вредных привычек  на развитие младших школьников.

Цель исследования: определение влияния вредных привычек на организм младшего школьника и организация их профилактики в школе.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать литературу по затронутой проблеме.

2) Выяснить причины, побуждающие младших школьников к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.

 Гипотеза исследования:

Если выявить причины вредных привычек и их влияние на организм младших школьников, то можно будет эффективно организовать профилактическую работу в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. 

Влияние вредных  привычек на здоровье младших школьников

    1. Возрастные особенности младших школьников

Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность, которые в неблагоприятных  условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия алкоголизации, табакокурения, или даже способствовать формированию установки на "престижность" потребления табака и алкоголя с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым как бы уравнять себя с недоступным ранее взрослым.

Неуспешная учебная  деятельность, конфликтные отношения  с учителем и низкий статус в классе приводит к депривации потребности  в признании, что вызывает к жизни  неадаптивные защитные механизмы. При  пассивном типе поведения появляются замкнутость, лень, апатия, уход в фантазии. При активном поведении защита может оборачиваться агрессией, компенсируя школьную неуспешность в других сферах, в том числе в асоциальной деятельности.

К концу обучения в  начальной школе в классе могут  образовываться группы детей (чаще мальчиков), которые утверждают себя через некоторое противостояние требованиям и мнению учителя. В этом возрасте детей уже начинает интересовать все, что связано с табакокурением, алкоголем, наркотиками. Это выступает как запретный и неизвестный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство.

Немаловажным фактором приобщения к вредным привычкам  может стать и то обстоятельство, что младшему школьному возрасту присущ так называемый этап естественного  саморазрушающего поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Главным образом это касается мальчиков. Ребенок с удовольствием демонстрирует "чудеса храбрости": не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед мчащейся машиной, забирается на крышу, совершает множество других "подвигов". В том случае, если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение.

Предупреждение табакокурения, алкоголизма, наркомании у детей младшего школьного возраста, основанное на разъяснении вредных последствий для организма, затруднено отсутствием у детей базисных знаний из области анатомии и физиологии человека, поэтому у них складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению, наркомании, приему алкоголя. Это обусловливает определенные требования к ранней профилактике вредных привычек. Например, чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь, и не стремиться раньше времени предлагать учащимся информацию, которую они будут подробно изучать в последующих классах.

Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма, наркомании должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.

Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных  привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления вредных привычек.

Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее  время  здоровье большого количества людей страдает  от наличия  вредных привычек. Эти зависимости не рождаются сами по себе; в большинстве случаев они возникают от подражания другим, социальной неопределенности, психической и эмоциональной неуравновешенности.

1.2. Понятие о здоровье младших школьников 

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. 
Повышение эффективности воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности и трудовых коллективов.

Каждый учитель младших классов может и должен приложить максимум усилий для воспитания здорового школьника. Первое, гигиенически правильно организовать сам педагогический процесс: это своевременная смена статического напряжения при письме и чтении — физкультпауза, активный отдых на переменах, отдых для глаз, смена различных видов учебной деятельности школьников, ее активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены — все это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с педагогическим мастерством учителя. Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, бережно относится к ранимой психики ребенка.     

Зная психологические  особенности детей, условия их быта, владея педагогическим мастерством  и имея необходимые валеологические  знания, учитель может и должен быть основным «воспитателем здоровья»  ребенка.   Во-вторых, учитель принимает посильное участие в обеспечении отвечающего гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды.

В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь  с ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и т.п.) и информировать об этом медицинского работника, что содействует раннему или более успешному лечению ребенка.

Наибольшее внимание следует уделить к дурным и  вредным для здоровья привычкам, формирование которых подчас происходит в младшем школьном возрасте. Это употребление алкоголя, наркотиков и чаще всего курение.

 

 

1.3. Влияние вредных привычек на здоровье младших школьников

Привычка – это вторая натура.… Как мы часто слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных.

Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей – и у взрослых, и у детей – возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить её будет трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители.

Существует, немало вредных  привычек, которые не приносят вреда  тому, кто ими обладает, но мешают окружающим. Среди вредных привычек наиболее опасными являются систематическое употребление алкоголя, курение, наркомания, избыточное питание, гиподинамия, злоупотребление медикаментами.

Влияние вредных привычек только наносит человеку вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду. Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься “А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломал свою жизнь?”

 

 

1.3.1. Табакокурение в младшем школьном возрасте

Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения,  тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Как правило, применяется для употребления курительных смесей, обладающих наркотическими свойствами (табак, гашиш, марихуана, опиум, крэк и т. п.) благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг.

Одна из проблем современного общества - огромное количество курящих людей, в том числе возросло число курящих школьников, которые курят, чтобы выглядеть взрослее, курят, чтобы завоевать авторитет среди сверстников, курят из любопытства, за компанию, чтобы похудеть, потому что это модно, не задумываясь о последствиях, не думая о будущем. Некоторые ошибочно полагают, что курение мобилизует, помогает сосредоточиться.

Информация о работе Работа учителя начальных классов по профилактике вредных привычек у младших школьников