Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:46, курсовая работа
Цель исследования: определение влияния вредных привычек на организм младшего школьника и организация их профилактики в школе. Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать литературу по затронутой проблеме.
2) Выяснить причины, побуждающие младших школьников к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.
Введение…………………………………………………………………………3 - 4
Глава I. Влияние вредных привычек на здоровье младших школьников…5 - 20
1.1. Возрастные особенности младших школьников…………………………5 - 6
1.2. Понятие о здоровье младших школьников……………………………….7 - 8
1.3. Влияние вредных привычек на организм младших школьников………..8 - 9
1.3.1. Табакокурение в младшем школьном возрасте…………………..9 - 12
1.3.2. Алкоголизм в младшем школьном возрасте……………………..12 - 16
1.3.3. Наркомания в младшем школьном возрасте…………………….16 – 20
Глава II. Работа учителя начальных классов по профилактике вредных привычек у младших школьников……………………………………………21 - 32
2.1. Формы работы с детьми по предупреждению вредных привычек……28 - 29
2.2. Формы работы с родителями по предупреждению вредных привычек у детей……………………………………………………………………………29 - 32
Заключение …………………………………………………………………..33 - 34
Список литературы………………………………………………………….35 - 36
Приложение………………………………………………………………......37 - 44
Каждый год в подпольные рынки нашей страны поступают новейшие разновидности наркопрепаратов. В России на почве наркомании совершается более 20 тысяч преступлений. В последние пять лет общее количество изъятых наркотиков возросло от 12 до 85 тонн. По данным социологических опросов 12% школьников в возрасте до 16 лет хотя бы один раз в жизни пробовали наркотики, 1% употребляют их регулярно. Представители криминальной среды крайне заинтересованы, чтобы первый опыт подростков по употреблению наркотика повторился. Ведь это деньги.
Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребёнка к наркотикам:
1. Резкая смена друзей.
2. Резкое ухудшение поведения.
3. Изменение пищевых привычек.
4. Случаи забывчивости, бессвязная речь.
5. Резкие перемены настроения.
6. Полная утрата прежних интересов.
7. Внезапное нарушение координации движений.
8. Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.
9. На фоне полного
здоровья – расширение зрачков,
Однако быть внимательным к ребёнку – это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всём плохом. Это значит – любить и поддерживать его. Очень давно, известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: «Тверже пола под ногами, когда я была маленькой. Тверже скалы, когда нужна поддержка, и много твёрже скалы в том момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову».
Итак, вредные привычки имеют медицинские последствия для самого человека и его будущего потомства, они наносят вред семье, государству, обществу.
Большинство людей согласны с тем, что профилактика должна быть важным компонентом в современном подходе к решению проблемы злоупотребления различными веществами.
Работа с младшими школьниками по предупреждению табакокурения, алкоголизации и употреблению наркотиков имеет свою специфику, определяемую, с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, сравнительно небольшая нагрузка, возможность осуществлять воспитание учащихся в тесной связи с обучением и т.п.), а с другой - психологическими особенностями младших школьников. В связи с этим следует учитывать следующие факторы, определяющие особенности профилактической работы с учащимися начальных классов.
1. Учитель - непререкаемый авторитет для младших школьников. Поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся. Негативное мнение учителя о курении, приеме алкоголя и наркотиков особенно среди подростков и молодежи, должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на авторитетные для ребенка мнения.
2. Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: "хорошо - плохо", "правильно - неправильно", "плохой человек - хороший человек" и т.п. Поэтому все, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, должно в сознании ребенка облачаться в "одежды темного цвета", противопоставляться всему светлому, доброму, приятному, полезному.
3. Образность мышления ребенка позволяет ему увидеть то, что говорит учитель, взрослый, более ярко, фантастично, сказочно.
4. Стимуляция представлений ребенка - важный элемент его воспитания и развития. Рассказывая младшему школьнику о чем-то, учителю, родителю надо периодически делать паузы, давать ученику возможность самому представить тот или иной образ.
5. Склонность ребенка к игре обусловливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов работы, касающихся профилактики употребления вредных привычек.
6. Большая, чем у старшеклассников, связь младших школьников с родителями определяет возможности использования этого пути для формирования негативного отношения к употреблению вредных привычек.
7. У учащихся младших классов почти отсутствует ощущение определенной "разорванности" картины мира, к которому приводит свойственная основной и старшей школе предметная разобщенность. Поэтому учителю, родителям предоставляется больше возможностей связать курение, как и другие вредные привычки, со всем, что воспринимается ребенком в негативном контексте.
Глава II.
Работа учителя начальных классов по профилактике вредных привычек у младших школьников
Профилактика вредных привычек у школьников – чрезвычайно сложная задача.
По мнению Левина Б.М., в последнее время наркомания и алкоголизм, курение молодеют.
Для начала профилактики важно знать, почему подростки начинают злоупотреблять вредными привычками.
Учёные выделяют следующие причины, которые связаны с психологией подростка:
Для того чтобы проводить
профилактическую работу в школе, нужно
знать основные направления профилактической
работы в стране и в мире.
В этой связи особенно важным представляется
консолидация всех структур, задействованных
в системе школьного образования (таблица
1). Только путем согласованных действий
можно избежать приобщения школьников
к курению, употреблению алкоголя, курения
и наркомании. Благодаря этому можно будет
добиться улучшения состояния их здоровья
и повышения успеваемости. В дальнейшем
меры по профилактике вредных привычек
среди школьников могут способствовать
укреплению здоровья нации в целом.
Основные направления работы по профилактике употребления вредных привычек среди школьников (Таблица №1)
Таблица1.
Управление образованием |
Администра ция школы |
Воспитатели, педагоги |
Медицинские работники |
Родители |
Организация и проведение мероприятий по профилактике вредных привычек |
Запрет на курение, употребление
алкоголя и ПАВ в школе и контроль исполнения запрета |
Контроль запрета на курение и употребление алкоголя и ПАВ в школе |
Проведение лекций, семинаров и бесед на тему вредных привычек |
Проявление интереса к поведению ребенка (признаки курения, употребления алкоголя, ПАВ) |
Координация работ с другими заинтересованными министерствами и ведомствами по проблемам профилактики употребления ПАВ |
Создание в школе атмосферы неприятия курения, зависимости от алкоголя и употребления ПАВ |
Участие в проведении специальных мероприятий
и уроков, направленных на профилактику
вредных привычек |
Выявление лиц, курящих, употребляющих алкоголь или ПАВ и при необходимости направление их на консультацию или лечение |
Контроль свободного времени ребенка
(где и как его проводит) |
Запрет продажи и рекламы табачных и алкогольных
изделий на территории школ и вблизи нее |
Проведение тематических классных часов,
занятий и родительских собраний |
Знакомство с друзьями ребенка | ||
Мониторинг и контроль |
Организация досуга школьников, исключающего курение, употребление алкоголя или ПАВ |
Контроль расходования ребенком карманных денег и других средств, ценными вещами в доме | ||
Извещение педагогического коллектива
и медицинских работников о случаях подозрительного
поведения ребенка или его друзей | ||||
Участие в мероприятиях, направленных на профилактику вредных привычек |
Школьная система является идеальным звеном для проведения образовательной работы относительно употребления веществ. Тем не менее, в последние годы произошло много изменений, и разрабатываются соответствующие школьные программы, которые и вводятся в школьный курс обучения.
Образовательные программы должны дополняться средствами массовой информации, телевидение, радио, газеты, журналы, фильмы должны нести соответствующую информацию.
Много современных программ и особенно те, которые проводятся среди молодежи, содержат в себе так называемый эмоциональный компонент.
В последние годы значительно возросло число программ профилактики, которые сфокусированы на развитии альтернатив употреблению наркотиков и умении распознавать и сопротивляться давлению, принуждающему к их употреблению.
В школе молодёжь не только учится, но и обретает навыки общения со взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям.
Таким образом, школа является важнейшим этапом, когда можно и нужно воспитывать правильное отношение к здоровому образу жизни. Школа является идеальным местом, где длительное время можно давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образа жизни. Школа должна помочь обучающимся в противостоянии вредным привычкам.
Остановимся на возможности профилактики курения в школе.
Прежде всего, этому может способствовать следующая программа, предложенная Александровым А.А., состоящая из нескольких этапов.
На первом этапе обучения важно выработать навык использования той информации, которую вольно или невольно получает каждый человек, живущий в обществе. Нужно говорить учащимся о риске, связанным с табакокурением, важно, чтобы учащийся осознал ценность хорошего здоровья. Учитель может проводить групповые дискуссии и консультации. В тоже время одного только знания недостаточно, чтобы привести к изменению поведения и отказу от этой вредной привычки. Известно, что более 90% школьников 9-10 лет не только знают, но и горячо осуждают курение. Тем не менее, став подростками, многие из них начинают курить. При проведении бесед важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребёнка и то, какая группа является для него референтной. Так, в младшем школьном возрасте это родители, а в подростковом - сверстники.
На втором этапе важным становится выработка изменения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно правильно подготовить ребёнка к принятию решения на основе всеобъемлющей информации. Он должен решить:
Важной частью обучения навыкам здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Важно на этом этапе использовать положительные социальные ролевые модели, так как для подростка на этом этапе свойственно найти пример для подражания.
На третьем этапе обучения важным становится приучать ребёнка свободно принимать решение. Ребёнок должен сделать выбор в пользу здорового образа жизни самостоятельно, а учитель в этом должен ему помочь. Нужно научить ребёнка правильно оценивать поступающую информацию. Он должен уметь сознательно делать выбор в конкретной ситуации, взвешивать все за и против. Большую помощь на этом этапе имеют ролевые игры. Например, моделирование ситуации, когда подростку предлагают закурить взрослые или сверстники.
На четвёртом этапе, когда школьник уже принял решение не курить, важную роль имеет поддержка близких, в том числе родителей и учителей.
Известно, что риск курения возрастает, если курят родители. А когда школа активно поддерживает антикурильные мероприятия, включая отказ от курения среди учителей, частота курения среди школьников снижается.
Данная программа предполагает проведение мероприятий, как с учениками, так и их родителями, в ходе которых формируется представление об основных системах организма и их функционировании, разъясняется полезное влияние физических упражнений и закаливания на организм человека и вредное влияние на организм курения. Существуют и широко внедряются программы и по профилактике подростковой наркомании, алкоголизма.
Формирование навыков здорового образа жизни можно проводить интегрировано через различные предметы (биология, ОБЖ, экология, география, химия, литература, музыка, физическая культура, изобразительное искусство, история, обществознание, и т.д.) в течение учебного года с использованием разных форм урока (ролевые игры, дискуссии, кооперативное обучение), что значительно повышает эффект работы по формированию ценностных установок к здоровью.
Кроме названной выше программы существует для подростков профилактические программы: «Полезные навыки», «Полезный выбор», которые направлены на овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок, навыков ответственного поведения, социальной и личностной компетентности. Это программы универсальной (первичной) профилактики употребления психоактивных веществ, целью которых в долгосрочной перспективе является предупреждение их употребления. В программах тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Неотъемлемой частью системы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни является внеклассная работа и дополнительное образование, так как данная профилактика должна быть частью всей системы воспитания. Нужно проводить мероприятия с использованием разных форм: единый классный час, библиотечная выставка, конкурс плакатов, спортивные соревнования, “круглые столы", деловая игра-конференция, брейн - ринг, мероприятия с привлечением различных специалистов. Позитивную роль играет физкультурно - оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования).