Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:46, курсовая работа
Цель исследования: определение влияния вредных привычек на организм младшего школьника и организация их профилактики в школе. Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать литературу по затронутой проблеме.
2) Выяснить причины, побуждающие младших школьников к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.
Введение…………………………………………………………………………3 - 4
Глава I. Влияние вредных привычек на здоровье младших школьников…5 - 20
1.1. Возрастные особенности младших школьников…………………………5 - 6
1.2. Понятие о здоровье младших школьников……………………………….7 - 8
1.3. Влияние вредных привычек на организм младших школьников………..8 - 9
1.3.1. Табакокурение в младшем школьном возрасте…………………..9 - 12
1.3.2. Алкоголизм в младшем школьном возрасте……………………..12 - 16
1.3.3. Наркомания в младшем школьном возрасте…………………….16 – 20
Глава II. Работа учителя начальных классов по профилактике вредных привычек у младших школьников……………………………………………21 - 32
2.1. Формы работы с детьми по предупреждению вредных привычек……28 - 29
2.2. Формы работы с родителями по предупреждению вредных привычек у детей……………………………………………………………………………29 - 32
Заключение …………………………………………………………………..33 - 34
Список литературы………………………………………………………….35 - 36
Приложение………………………………………………………………......37 - 44
Всё это должно привести к снижению числа злоупотребляющих вредными привычками. Также необходимы мониторинги по выявлению учащихся “группы риска" и с аддиктивным поведением, а также методы избирательной профилактики (тренинги, индивидуальная работа) с разными группами учащихся, что даёт позитивный результат.
Пропаганда здорового образа жизни, формирование валеологической грамотности может осуществляться в школе через родительские лектории, радиопередачи, выпуск бюллетеней, стенгазет, проведение Декады здоровья, чествование спортсменов, участие в акциях "Всемирный день борьбы со СПИДом", "Всемирный день борьбы с наркоманией", "Всемирный день здоровья"
2.1. Формы работы с детьми по предупреждению вредных привычек
Таблица2.
№ |
Формы |
Примерная тематика |
1. |
Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет |
- «Мы за ЗОЖ» - «Нет вредным привычкам» - «Сохраним здоровье» |
2. |
Тематические классные часы |
- «Вредные привычки и наше здоровье.» - «Давай поговорим» - «Посеешь привычку- пожнёшь характер» |
3. |
Тренинги |
- «Умей сказать «Нет» - «Давай покурим» - «Полезно - вредно» |
4. |
Беседа |
- «Курение – дань моде, привычка или болезнь?» - «От чего и от кого зависит здоровье людей?» - «Что такое здоровье?» |
5. |
Просмотр видеофильма с последующим обсуждением |
- «Сделай свой выбор!» - «Дорога в никуда» - «Сохраним здоровье» |
6. |
Дни здоровья |
- «Если хочешь быть здоров» - «Огонёк здоровья» - «Путешествие в страну здоровячков» |
7. |
Ролевые игры |
- «Светофор Здоровья» - «Что? Зачем? Как?» - «Уроки здоровья» |
8. |
Круглые столы |
- «Злые волшебники» - «Что такое привычки?» - «Учимся думать и действовать!» |
9. |
Встречи со специалистами |
- «Осторожно, наркотики!» - «О вреде алкоголя» - «Курение и МЫ!» |
2.2. Формы работы
с родителями по
Актуальность проведения различных форм работы по данной проблеме обусловлена тем, что с каждым годом все больше регистрируется людей, употребляющих наркотики, расширяется список веществ. Все моложе становится возраст, с которого молодые люди начинают употреблять эти страшные вещества и попадают в зависимость от них.
Какова же роль родителей в формировании полезных и вредных привычек у детей?
Сознание ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но самим делом.
Условие правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим ребенка в семье. Очень важно, какое место в режиме школьника занимает организация труда. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участия детей в работах по самообслуживанию.
Следующее условие правильного воспитания ребенка – любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку, очень переживают их дефицит. Родительская любовь создает чувство защищенности, душевный комфорт. Любовь ребенка предполагает участие ребенка в жизни семьи. Как ненормально, когда родители ради своих удовольствий забывают о детях точно так же ненормально, когда в семье только дети отдыхают, развлекаются, а на долю родителей выпадает только труд.
Важное условие успешного воспитания в семье – авторитет родителей. Авторитет родителей - это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам, поступкам.
Очень важно, чтобы в семье закрепились навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно - воспитательная работа в школе и происходит более правильное воспитание детей дома.
Таблица3.
№ |
Формы |
Примерная тематика |
1. |
Лекции |
- «Профилактика курения, пьянства, употребления токсических веществ» - «Каким будет ваш ребенок» - «О физиологии младшего школьника. Полезные советы» |
2. |
Дискуссии |
- «Ребенок и наркотики в современном мире» - «Алкоголь и ДЕТИ» - «Курение или жизнь» |
3. |
Тренинги |
- «Умей сказать «Нет» - «Здоров будешь – все добудешь» - «Полезно – вредно» |
4. |
Беседа |
- «Причина одна, последствий – множество» - «Алкоголь и алкоголизм» - «Наркомания и табакокурение» |
5. |
Обучающие семинары |
- «Как организовать досуговую деятельность детей» - «Как предотвратить употребление вредных привычек у детей? » - «Уголовная ответственность несовершеннолетних» |
6. |
Ролевые игры |
- «Светофор Здоровья» - «Что? Зачем? Как?» - «Уроки здоровья» |
7. |
Круглые столы |
- «Привычка и здоровье» - «Причины и последствия употребления детьми вредных привычек» - «Чем опасен никотин, алкоголь, героин?» |
8. |
Родительские собрания |
- «Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте» - «Родители и дети» - «Чем занимаются дети после школы» |
9. |
Встречи со специалистами |
- «Пагубное влияние никотина на организм человека» - «Наркотики – путь заражения СПИДом» - «К чему приводит употребление вредных привычек?» |
Заключение
В ходе данной работы выяснены причины, толкающие детей на злоупотребление вредными привычками, проанализирован вред никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье подростка. Важно на современном этапе развития общества формировать у учащихся здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни
формируется всеми сторонами
и проявлениями общества, связан с
личностно-мотивационным
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания" взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать.
Иначе говоря, главное - профилактика. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления.
Если выявить причины вредных привычек и их влияние на организм младших школьников, то можно будет эффективно организовать профилактическую работу в школе, из этого следует что, поставленная мною гипотеза частично доказана.
Список литературы
Приложение
Приложение 1
Родительское собрание на тему:
«Профилактика вредных привычек у младших школьников»
Цели собрания:
Оформление: на доске оформлена выставка плакатов. Развешены лозунги.
Родители учащихся получат раздаточный материал, которым смогут воспользоваться при проведении антинаркотической, антиалкогольной, антитабачной профилактики.
Ход собрания
Вступительное слово:
Как сделать, чтобы дети ваши не огорчали вас и окружающих их людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от вас. Я предлагаю тему нашей встречи: «Как уберечь наших детей от пагубного воздействия вредных привычек?»
Алкоголизм, курение и наркомания - для большинства это звучит уже настолько привычно, что над этим даже не задумываются. И лишь те, кто сталкивается с этим вплотную, понимает, что проблема действительно существует. А столкнувшись, вдруг обнаруживает, что, несмотря на массу публикаций и научных трудов на эту тему, что-то главное еще не сказано.
За последние пять лет количество потребителей вредных привычек в стране возросло примерно в четыре раза. По мнению специалистов, при сохраняющейся тенденции число лиц, злоупотребляющих вредными привычками, в России уже к концу десятилетия может превысить уровень в три миллиона человек. Особенно тревожит рост употребления вредных привычек среди школьников - в шесть - восемь раз за последние четыре года. Вызывает тревогу то, что вредные привычки становятся всё более доступными молодёжи.
Существует очень много способов разрушения человеческой личности, но одно из самых страшных средств убийства души и тела – вредные привычки.
В борьбе с вредными привычками мы вправе рассчитывать на значительную помощь родителей. В каждой семье должны осознавать опасность этого явления.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт. Элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Важна, прежде всего, сама семейная атмосфера. Условие правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим ребенка в семье. Очень важно, какое место в режиме дня школьника занимает организация труда.
В профилактике, главное уметь сказать "нет" в ответ на предложенную дозу.
Проводя антинаркотическую, антиалкогольную и антитабачную пропаганду для родительских коллективов, можно сказать: «Безделье мать пороков». В любом возрасте у человека должны быть посильные обязанности. Нужно учить ребёнка получать удовольствие от помощи родителям, от хорошо выполненного домашнего задания, от физических нагрузок, от чтения книги, от общения с интересным собеседником.