Работа учителя начальных классов по профилактике вредных привычек у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение влияния вредных привычек на организм младшего школьника и организация их профилактики в школе. Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать литературу по затронутой проблеме.
2) Выяснить причины, побуждающие младших школьников к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3 - 4
Глава I. Влияние вредных привычек на здоровье младших школьников…5 - 20
1.1. Возрастные особенности младших школьников…………………………5 - 6
1.2. Понятие о здоровье младших школьников……………………………….7 - 8
1.3. Влияние вредных привычек на организм младших школьников………..8 - 9
1.3.1. Табакокурение в младшем школьном возрасте…………………..9 - 12
1.3.2. Алкоголизм в младшем школьном возрасте……………………..12 - 16
1.3.3. Наркомания в младшем школьном возрасте…………………….16 – 20

Глава II. Работа учителя начальных классов по профилактике вредных привычек у младших школьников……………………………………………21 - 32
2.1. Формы работы с детьми по предупреждению вредных привычек……28 - 29
2.2. Формы работы с родителями по предупреждению вредных привычек у детей……………………………………………………………………………29 - 32
Заключение …………………………………………………………………..33 - 34
Список литературы………………………………………………………….35 - 36
Приложение………………………………………………………………......37 - 44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ моя.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Некоторые начинают курить, насмотревшись рекламы, хорошо, что  сейчас на телевидении запрещена  реклама сигарет. Подражание другим, чувство новизны, желание казаться взрослыми, в конечном счёте, приводит к тому, что ухудшается здоровье подростков.

Статистика свидетельствует, что из каждых 100 человек, умерших  от рака лёгких, 90 курили, из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили, из каждых 100 умерших от ишемической болезни сердца 25 курили. Причём, если курить человек начинает в младшем школьном возрасте, это как раз и способствует возникновению указанных выше болезней.

М. Черняускене пишет, что курение учащихся, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.

Табачный дым в 4 раза более загрязнён токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля, а один кубический миллиметр  табачного дыма содержит до 3 миллионов частиц сажи . В табачном дыме насчитывается более 3660 компонентов, многие из которых весьма небезопасны для организма, в частности для сердечно - сосудистой системы, 300 из них - активные биологические яды. Так, никотин, возбуждая сосудодвигательные и дыхательные центры головного мозга, вызывает тем самым спазм кровеносных сосудов, повреждение стенок сосудов и способствует образованию склеротических бляшек, суживающих просвет сосудов.

Под воздействием никотина число сердечных сокращений возрастает на 15 - 20% процентов. Регулярное курение заставляет сердце работать с повышенной нагрузкой, что приводит, в конце концов, его к преждевременному изнашиванию. При длительном непрерывном курении (несколько сигарет подряд) пульс нормализуется лишь после 30 минут. Этот убыстряющий эффект никотина способствует его быстрому проникновению в кровь.

Поэтому школьнику, у которого идёт формирование внутренних органов, курение вредит особенно сильно. Наносит вред оно и окружающим детям, которые являются "пассивными курильщиками". Пассивное курение увеличивает на 10-30 процентов риск развития рака лёгких. Поэтому ребенок должен понимать, что находится рядом с теми, кто курит, также вредно для его здоровья.

Раннее курение не может не сказаться на состоянии школьника на уроках физкультуры или при занятиях спортом, на его спортивных результатах.

Во время выкуривания  сигареты никотин проникает в  кровь. Под влиянием никотина происходит сужение сосудов кожи. При этом через капилляры кожи проходит меньшее количество крови, что вызывает понижение температуры соответствующей части тела. Сужение капилляров кожи вызывает побледнение кожи, спазм периферических сосудов. В самых тяжёлых случаях это приводит к гангрене и ампутации конечности. Кроме никотина и табачной смолы, в табачный дым входит ещё окись углерода - очень ядовитый газ. Если человек вдыхает большое количество окиси углерода в процессе курения, это может привести к тяжёлым последствиям, так как окись углерода связывает большую часть эритроцитов, что затрудняет снабжение тканей кислородом. Кровь приобретает в данном случае тёмно - красный цвет.

Никотин действует на слизистые оболочки пищевода, желудка  и кишечника, вызывает их воспаление. Спастическое действие никотина отражается на пищеварении. Повышается кислотность желудочного сока. Среди больных язвенной болезнью желудка три четверти составили курильщики. Курение отрицательно влияет на иммунную систему организма. Поэтому младшие школьники, которые курят, чаще болеют. Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам и начинает требовать "никотина", возникает беспокойство, раздражительность, нервозность.

Знаете ли вы, что:

  • табак ежегодно уносит 5 млн. жизней
  • это 13,5 тыс. ежедневно
  • курильщики составляют 96 - 100 % всех больных раком лёгких
  • до 90 % онкологических заболеваний вызвано курением
  • если сигареты подорожают всего на  10 %, в мире станет на 40 млн. курильщиков меньше

Таким образом, курение  является вредной привычкой, которая  оказывает пагубное воздействие  на весь организм человека, а особенно на организм растущий. При длительном воздействии табачного дыма на организм возрастает риск развития сердечно - сосудистых и бронхолёгочных заболеваний. Кроме этого, имеются прямые доказательства того, что у ребенка вследствие курения снижаются умственные способности.

 

 

1.3.2. Алкоголизм в младшем школьном возрасте

Огромен и вред алкоголя, который попадает в организм растущего  человека, будь то водка, пиво, или сухие  вина.

Алкоголизм сегодня  может быть назван "проклятием человека", число жертв многовековой войны  человечества с алкоголем постоянно нарастает.

Макс Рубнер говорил, что в пиве и вине тонет гораздо больше людей, чем в воде. Сегодня количество явных и косвенных жертв алкоголизма вполне можно сравнить с числом жертв от самых опасных заболеваний. Средняя продолжительность жизни человека пьющего на 10 - 20 лет (по разным статистическим данным) короче жизни трезвенника. Алкоголь нередко называют третьей причиной смертности у мужчин (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний). 65% смертных случаев от травм и всевозможных происшествий связаны с потреблением алкоголя.

Потребление спиртных напитков с подросткового возраста создаёт  благоприятный фон для возникновения  и развития многих болезней: каждый третий случай кардиологического и  каждый четвёртый случай онкологического  заболевания у мужчин связаны с алкоголем, кроме того, в прямой зависимости от потребления спиртных напитков находятся такие заболевания, как цирроз печени, нарушение психики, язва желудка.

Алкоголь - это тоже бесструктурная форма управления жизнью и здоровьем нации, но только используется она не для выживания нашего народа, а для его уничтожения параллельно с наживой на его глупости. Причём, делается это на глазах - в буквальном и в переносном смыслах - средствами массовой информации и рекламой, как желательный элемент новой и свободной жизни (телекино, шоу и т.п.).

Особенно пагубное воздействие  оказывает алкоголизм на здоровье школьников.

Алкоголь, попадая в  организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшая доза спиртного вызывает у детей бурную реакцию, тяжёлые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит её перерождение. Страдают органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам может развиться сахарный диабет, нарушение половых функций и т.д. Особенно ранима нервная система, головной мозг ребёнка.

В последнее время  участились случаи, когда дети в  стадии алкогольного состояния попадают в больницы, это вызвано сильными отравлениями алкоголем, и тем, что дети из неблагополучных семей употребляют суррогаты, спиртосодержащие жидкости и алкоголь низкого качества.

Нужно отметить, что случаи смерти детей от спиртных напитков не столь уж и редки.

Статистика страшная, поэтому возникает серьёзный  вопрос по профилактике употребления алкоголя среди младших школьников.

"Детский алкоголизм" - этот термин постепенно входит в нашу речь. Алкоголь оказывает сильное влияние на поступки молодых людей.

О детском алкоголизме  говорят в том случае, когда  его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.  

У детей алкоголизм, в  отличие от взрослых, имеет ряд  характерных особенностей:

- быстрое привыкание  к спиртным напиткам (это объясняется  анатомо-физиологическим строением  детского организма);

- злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);

- принятие ребенком больших доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно);

- быстрое развитие  запойного пьянства (для подростков  становится нормой пить по  любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно);

- низкая эффективность  лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся  поведением. В основе этой связи  лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма - он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в  состоянии опьянения совершаются  насильственные преступления. Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Первый период - раннее детство, в котором алкоголизация  детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие  основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период - дошкольный и младший школьный возраст. В  этот период наиболее существенными  причинами являются две - педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность  родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей  и подростков способствует алкогольное  окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники. Биологическими исследованиями доказано, что сам  алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период - подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

 

 

1.3.3. Наркомания в младшем школьном возрасте

Каждому периоду жизни  общества свойственны трудности  и противоречия. Перестройка затронула многие стороны жизни, принесла не только какие-то положительные результаты, но и множество новых проблем, среди которых: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы глобальны, носят общественный характер и поражают больше всего подростков, отличающихся неустойчивой психикой.

  Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя основными моментами:

1)      Наркотик – это средство, которое постоянно увеличивает потребности его использования. Наркомания, токсикомания это приём ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать всё новые и крупные дозы.

2)       Привязанность  к наркотику, токсикомания ведут  к быстрой деградации личности  подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идёт на совершения преступления, не останавливаясь ни перед чем. При этом в 90% случаев судам не удаётся выяснить источников и заправил наркобизнеса.

3)       Наркотики  и токсикомания ведут к понижению  работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация.

 

 

 

Выделяют следующие  причины начала употребления наркотиков:

1.     Бесплатное  предложение попробовать наркотик.

2.     Из любопытства.

3.    Подросток не осознаёт пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15 – 20 раз выше, чем на алкоголь.

4.     Низкая  самооценка подростка.

5.     Стремление уйти от тоски и одиночества.

Учёные и практики, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют специфические факторы  способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики.

Родителям тоже надо это знать и иметь в виду:

1.     Сложность  взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей.

2.     Отдельные  подростки стремятся проявить  себя или выделиться в коллективе  сверстников любой ценой –  из-за того, что привыкли к повышенному  вниманию в семье. У них возникает  потребность удивить, совершить, сделать то, что не делали до этого другие подростки.

3.     Нередко  используется сила принуждения,  особенно к слабовольным, либо  к подросткам, лишенным внимания  взрослых.

Информация о работе Работа учителя начальных классов по профилактике вредных привычек у младших школьников