Разработка тестов по информатике для текущего и итогового контроля результатов обучения по содержательной линии «Алгоритмы и исполнител

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование технологии построения тестовых заданий для контроля результатов обучения информатике и применение данной технологии для построения тестовых заданий по содержательной линии «Алгоритмы и исполнители». Задачи работы: исследование научной литературы по данной теме;
анализ существующих форм тестовых заданий;
выявление основных преимуществ тестовой формы контроля;
разработка примерных тестов для контроля результатов обучения информатике по содержательной линии «Алгоритмы и исполнители».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ПРОВЕРОЧНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ…….. ...4
1.1. Проверочно-оценочная деятельность учителя Функции проверки и оценки результатов обучения в учебном процессе………………………………………...4
1.2. Основные подходы к оценке результатов обучения……………………….…5
ГЛАВА II. ТЕСТОВАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ……………………………………………………………………8
2.1. История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний…….8
2.2. Виды тестов. Их отличие от других средств проверки и оценки……………8
2.3. Требования к измерителям тестовой формы…………………………………11
2.4. Тестовые задания и правила их построения………………………………….12
2.5.Ориентация содержания тесовых заданий на компоненты требований к результатам обучения………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая работа Софронова Виктора Владимировича ПО-10.docx

— 64.41 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 «Северо-восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»

Кафедра информатики и вычислительной техники

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Разработка тестов по информатике для текущего и итогового контроля результатов обучения по содержательной линии «Алгоритмы и исполнители».

 

 

 

 

 

 

                                      

Выполнил: студент IV курса группы ПО-10

                                                  Софронов Виктор Владимирович

                                                              Научный руководитель: д.п.н.,профессор

                                                                                                            Барахсанова Е.А.

 

 

 

Якутск 2013

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….......3

ГЛАВА I. ПРОВЕРОЧНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ…….. ...4

1.1. Проверочно-оценочная деятельность учителя Функции проверки и оценки результатов обучения в учебном процессе………………………………………...4

1.2. Основные подходы к оценке результатов обучения……………………….…5

ГЛАВА II. ТЕСТОВАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ……………………………………………………………………8

2.1. История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний…….8

2.2. Виды тестов. Их отличие от других средств проверки и оценки……………8

2.3. Требования к измерителям тестовой формы…………………………………11

2.4. Тестовые задания и правила их построения………………………………….12

2.5.Ориентация содержания тесовых заданий на компоненты требований к результатам обучения………………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..35

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..36

 

Введение

 

Эффективность работы каждого  учителя определяется объективным  критерием - результатами обучения.

Введение в практику общеобразовательного стандарта по информатике, с описанием  обязательного минимума содержания образовательной области позволяет не только ориентироваться на них в учебном процессе, но и контролировать их достижения. В самом стандарте предусмотрена единая типовая процедура проверки достижений учащихся, и, как наилучшая форма контроля, определена тестовая. Использование тестов достижений в практике определяется введением в образование критериально-ориентированного подхода, который предполагает сравнение знаний учащихся с критерием, в виде требований к результатам обучения, а не сравнения знаний учащихся друг с другом. Основные преимущества: краткость, логическая структура, стандартизированность и объективность проверки - делают задания в тестовой форме наиболее пригодными для оценки достижения требований к результатам обучения. Но не смотря на все это, ситуация с тестовыми формами контроля в России не улучшилась.

Цель работы: исследование технологии построения тестовых заданий  для контроля результатов обучения информатике и применение данной технологии для построения тестовых заданий по содержательной линии  «Алгоритмы и исполнители».

Задачи работы:

  1. исследование научной литературы по данной теме;
  2. анализ существующих форм тестовых заданий;
  3. выявление основных преимуществ тестовой формы контроля;
  4. разработка примерных тестов для контроля результатов обучения информатике по содержательной линии «Алгоритмы и исполнители».  
    ГЛАВА 1. Проверочно-оценочная деятельность учителя

 

1.1 Функции проверки и оценки результатов обучения в учебном процессе

 

Важным компонентом работы учителя является его проверочно- оценочная деятельность.

В настоящее время выделяют четыре основные функции проверки и  оценки знаний и умений учащихся:

  1. Информационная;
  2. Диагностическая;
  3. Обучающая;
  4. Воспитательная.

Информационная функция  позволяет учителю вести систематический  контроль за знаниями учащихся по каждой конкретной теме или разделу предметного курса.

Диагностическая (контрольно-корректирующая) функция необходима для учителя  в плане своевременного внесения коррективы в методику обучения и  перераспределения времени между  темами курса, с целью устранения пробелов в знаниях школьников.

Обучающая функция важна  для закрепления знаний учащихся. В процессе проверки знаний и умений повторяется пройденный материал, разбираются  типичные ошибки.

«Воспитательная (мотивационная) функция контроля и оценки проявляется в стимулировании учащихся к дальнейшей работе, совершенствованию и углублению своих знаний. Четко поставленные учебные цели и возможность проверить и оценить полученные результаты служат мотивацией в учебе.»[ 5, т. 6, стр. 28].

В настоящее время принято выделять еще одну функцию проверки и оценки результатов обучения - аттестационную. «Аттестационная функция связана с характеристикой уровня обучаемости школьника, которая является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя, образовательного учреждения.» [5, т. 14, стр. 102]

Свое значение оценка реализует  в учебном процессе лишь в том  случае, если она объективна и достоверна.

Повысить же объективность  оценки и усовершенствовать всю  систему проверки и оценки учебной деятельности школьников можно с помощью выделения обязательного минимума знаний и умений по курсу информатики и требований к уровню подготовки учащихся.

 

1.2. Основные подходы к оценке результатов обучения

 

Основной задачей изучения информатики является формирование системно-информационной картины мира в рамках системы понятий данной области знаний. «Это нашло отражение в проекте общеобразовательного стандарта по информатике. Переход к новой структуре обучения информатике на основании решения Коллегии Министерства образования №4/1 от 22.02.95 г. предполагает изучения основ информатики в три этапа:

Первый этап (1-6 классы) - пропедевтический. В этот период возможны два подхода:

  • происходит первоначальное знакомство с компьютером, его составляющими частями; в процессе использования специальных игровых тренажеров, программных продуктов формируются первые элементы информационной культуры.
  • Формируются и развиваются умения анализировать и строить информационно - логические модели (безмашинный вариант начальные классы + компьютерная поддержка в 5-6 классах).

Второй этап (7-9 классы) - базовый  курс, направленный на формирование у  учащихся обязательного минимума знаний по информатике.

Изучение базового курса  информатики в среднем звене  обусловлено необходимостью использования знаний и умений по информатике в других дисциплинах, и наоборот, знания и умения, получаемые при изучении других дисциплин школьного курса, широко используются в базовом курсе информатики.

Третий этап (10-11 классы) - профильная дифференциация учащихся в зависимости от направления развития или типа учебного заведения.

«Исходя из «Концепции федеральных  компонентов государственного образовательного стандарта», утвержденной коллегией  Минобразования РФ:

«обязательный минимум содержания образовательной области должен быть выделен с учетом места и времени, отводимого для его изучения базисным учебным планом, а также реальных возможностей массовой школы по его осуществлению в учебном процессе в настоящее время» [ 6, стр.13 ].

«Во второй части проекта общеобразовательного стандарта по информатике представлены содержательные линии курса с описанием требований к уровню подготовки учащихся. Именно требования к результатам обучения являются критерием достижения учащимися минимального образовательного уровня обученности» [1, т. 3, стр.52].

Выделяются два основных подхода к оценке достижений школьников. «Нормированный подход предполагает сравнения  учащихся друг с другом по уровню усвоения определенного содержания, в рамках каких-либо устоявшихся норм выполнения заданий» [4, т. 2, стр. 27]. При таком подходе к оценке уровня знаний, содержание проверочного материала дифференциируется по сложности заданий.

Критериально-ориентированный подход предполагает сравнения достижений школьников с обязательным минимумом содержания образовательной области, представленным в виде требований к уровню подготовки учащихся. Критериально - ориентированная проверочная работа позволяет оценивать знания «методом сложения»: от достигнутого обязательного уровня к более высоким, то есть «должно показать, что испытуемый знает и умеет, а не то, каков он на фоне других» [2, т. 1, стр. 11].

Выполнение всех 100% требований, заложенных в общеобразовательном  стандарте по математике, по мнению зарубежных и отечественных психологов невозможно в связи с ниже перечисленными причинами:

  1. Различие в умственных способностях учащихся.
  2. Психологический настрой учащихся.
  3. Разработка проверочных заданий для проверки минимума содержания образования по предмету содержит определенную долю субъективизма.

 

ГЛАВА 2. Тестовая форма контроля результатов обучения по информатике

 

2.1. История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний

 

Наилучшей формой представления  заданий итоговой проверочной работы считается тестовая. Тесты стали использоваться в социологии, психологии и педагогике во второй половине прошлого века. Сам термин был введен Ф. Гальтоном. Важный шаг в распространении тестов был сделан бостонскими школами, заменившими устные экзамены письменными.

А уже в начале 20 века появились  первые тесты по измерению результатов школьного обучения. В 1933 году Р. Л. Таридайк предложил использовать в тестах сравнения результатов обучения относительно единой системы нормативов.

 

2.2. Виды тестов. Их отличия от других средств проверки и оценки

 

Тест (от анг. test - «испытание», «проверка») краткое, ограниченное во времени испытание, с одинаковыми для всех испытуемых заданиями, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

По форме представления  тесты можно разделить на индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые и компьютерные.

По назначению они бывают:

  • тесты интеллекта, предназначенные для выявления уровня развития познавательных процессов;
  • тесты способностей, позволяющие оценить способности личности в различных видах деятельности;
  • тесты достижений, используемые для оценки уровня знаний и умений и навыков в процессе обучения;
  • тесты личности, служащие для оценки эмоционально - волевых качеств индивида.

Наиболее распространенными  и используемыми в образовании тестами являются тесты достижений.

Сейчас формируется «прикладное  направление научной педагогики - педагогическая тестология, призванная заниматься научными вопросами разработки тестов, применяемых для объективного контроля учебных достижений»[ 3, стр.3].

Педагогическим тестом называется система заданий специфической  формы - «система, создаваемая с целью  объективно оценить структуру и  измерить уровень подготовленности учащихся в ограниченный промежуток времени» [ 3, стр. 16].

Система заданий означает, что в тесте задания построены в порядке возрастания трудности одной из учебных дисциплин.

Специфичность формы заключается  в том, что задания сформулированы в виде кратких утверждений, превращающихся в истинные или ложные высказывания, в зависимости от ответа.

Содержания заданий теста  должны отвечать требованиям валидности и надежности, т. е. Подразумевается использование в тесте заданий, соответствующих содержанию учебного курса.

Форма тестовых заданий - «это средство организации, упорядочения и  существования содержания теста. Организация предполагает анализ содержания учебной дисциплины, установление межматематических и межпредметных связей укрупнения дидактических единиц, представление этих единиц через элементы композиции заданий» [ 3, стр. 18].

Информация о работе Разработка тестов по информатике для текущего и итогового контроля результатов обучения по содержательной линии «Алгоритмы и исполнител